СКАЧАТЬ (107 Кб в архиве, формат pdf)

"Российский рынок БАД" №3(3) 2015

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор рынка БАД, обладающих антигельминтным и противопаразитарным действием

1 квартал 2015 года

Маркетинговое агентство DSM Group

По данным ВОЗ, паразитарными болезнями в мире заражено более 4,5 млрд человек. Средняя заболеваемость населения Земли составляет 100 млн в год, при этом в США каждый второй гражданин является носителем паразитарного заболевания, а в странах Европы заражено паразитами треть населения. В течение жизни практически каждый россиянин переносит паразитарное заболевание. Специалисты считают, что уровень заражения паразитами значительно превышает официальные показатели и достигает в ряде стран 90%.

Сегмент рынка БАД,обладающих антигельминтным и противопаразитарным действием, занимает менее одного процента от всех продаж БАД в российских аптеках. При рассмотрении двух 12-ти месячных периодов (апрель-март 2013-2014 годов и аналогичный период 2014-2015 годов) видно, что объемы продаж упали, как в рублях (-2,4%), так и в упаковках (-9,7%).

При этом средневзвешенная стоимость упаковки увеличилась на 8,1% и составила по итогам периода апрель 2014 – март 2015 года 114 рублей в ценах закупки. Как видно из таблицы 1, основные средства приходятся на ценовой сегмент “от 50 руб. до 150 руб.”, где средневзвешенная стоимость упаковки в 2014 – начале 2015 гг. составляла 108 рублей. Около 80% объемов продаж в данном сегменте принадлежит одному бренду – ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР.

Таблица 1. Объемы продаж БАД, обладающие антигельминтными и противопаразитарным действием руб./упак.

Ценовой сегмент

Стоимостные объемы

Натуральные объемы

Апрель 2013 – Март 2014

Апрель 2014 – Март 2015

Апрель 2013 – Март 2014

Апрель 2014 – Март 2015

менее 50 руб.

0,03%

0,03%

0,1%

0,2%

от 50 до 150 руб.

98,6%

83,6%

99,1%

88,0%

от 150 до 500 руб.

1,3%

16,2%

0,8%

11,8%

более 500 руб.

-

0,2%

-

0,03%

Примечательно, что в период апрель 2013 – март 2014 в аптеках не были представлены БАДы, обладающие антигельминтным и противопаразитарным действием, стоимостью дороже 500 рублей за упаковку. В 2014 году компания ООО “Биолит” начала продажи бренда ЭКОРСОЛ в капсулах по 90 шт. в упаковке, средневзвешенная стоимость которого была порядка 1040 рублей.

Значительно увеличилась доля брендов ценового сегмента “от 150 до 500 руб.” в структуре продаж: с 1,3% до 16,2% в стоимостном объеме продаж и с 0,8% до 11,8% в натуральном. Такое изменение произошло за счет увеличение стоимости упаковки на бренд ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР в капсулах по 400 мг № 40: с 122 рублей до 154 рублей (+26,2%).

Основная лекарственная форма БАД, обладающих антигельминтным и противопаразитарным действием, – капсулы: в 2014 году 91,5% стоимостных и 91,7% натуральных объемов продаж приходилось на эту форму.

В начале 2015 г. на аптечном рынке России было представлено 13 брендов БАД, обладающих антигельминтным и противопаразитарным действием – на 1 бренд больше, чем в 2014 г.

Бесспорным лидером рынка на протяжении последних нескольких лет остается ТРОЙЧАТКА компании ЭВАЛАР (доля около 80%). Данный бред насчитывает два торговых наименований: средство для взрослых и детей.

Таблица 2. ТОП-5 брендов по стоимостным объемам продаж БАД, обладающие антигельминтными и противопаразитарным действием, млн рублей

Бренд

Торговое наименование

Объем продаж, Апрель 2013 –
Март 2014

Объем продаж, Апрель 2014 –
Март 2015

Доля,
Апрель 2014 – Март 2015

Прирост,
Апрель 2014 – Март 2015/
Апрель 2013 – Март 2014

ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР

ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР

42,7

41,5

93,6%

-2,8%

ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР Д/ДЕТЕЙ

3,0

2,8

6,4%

-7,0%

Итог

45,7

44,3

82,2%

-3,1%

ТРОЙЧАТКА ПРЕМИУМ

ТРОЙЧАТКА ПРЕМИУМ

8,2

8,5

100,0%

4,0%

Итог

8,2

8,5

15,8%

4,0%

ПАРАЗИТОКС

ПАРАЗИТОКС

0,8

0,5

100,0%

-39,1%

Итог

0,8

0,5

0,9%

-39,1%

ТРАНЗИТ

ТРАНЗИТ “ОЧИЩЕНИЕ
ОТ ПАРАЗИТОВ”

0,3

0,3

100,0%

-13,9%

Итог

0,3

0,3

0,5%

-13,9%

ЭКОРСОЛ

ЭКОРСОЛ ФОРТЕ

-

0,1

100,0%

-

Итог

-

0,1

0,2%

-

Значительно уступая лидеру, на втором месте находится бренд компании ООО“ФАРМ-ПРО ПК” – ТРОЙЧАТКА ПРЕМИУМ(доля около 15%). Замыкает тройку лидеров, как и в прошлые несколько лет, бренд ПАРАЗИТОКС компании ООО “НАТУРОФАРМ” (доля около 1%). В 2014-2015 гг. сокращение объемов потребления коснулось практически всех брендов ТОР-5. Так, лидер группы бренд ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР “потерял” 3,1% от продаж в рублях, бренд ПАРАЗИТОКС – 39,1%.

Анализ предыдущих лет показывает стабильный спрос на средства, обладающие антигельминтным и противопаразитарным действием. Но анализ соотношения продаж лекарственных средств и БАД в последние несколько лет показывает, что спрос на БАД падает, а на ЛС стабильно растет как в рублях, так и в упаковках. Например, доля БАД в структуре продаж всех антигельминтных и противопаразитарных средств в 2011 году была 6,6%, а в 2014 году уже в два раза меньше – 3,2%. Такая ситуация говорит о том, что на данный момент покупатели больше доверяют лекарственным препаратам, чем БАДам.

Несмотря на это, каждый год появляются новые БАДы, которые занимают небольшую долю продаж, чаще всего не больше 1%. Так, самый успешный среди первых пяти брендов 2014 – начала 2015 гг. – ЭКОРСОЛ компании ООО “БИОЛИТ”, занял только 0,2% рынка.

Каждый производитель, работающий в сегменте противопаразитарных препаратов, за исключением компании ЭВАЛАР, представляет на рынке по одному бренду. Таким образом, лидером с существенным отрывом является компания ЭВАЛАР, за ней расположен производитель ООО “ФАРМ-ПРО ПК” и ООО “НАТУРОФАРМ”.

Примечательно, что в отличие от других групп БАД (например, БАД для похудания) в рассматриваемой группе представлены только отечественные производители.

В кризисное время БАДы являются наиболее “уязвимой” категорией аптечных товаров. Учитывая это, а также то, что последние несколько лет объемы продаж БАД, обладающих антигельминтным и противопаразитарным действием,уменьшаются, можно говорить о том, что в ближайшие несколько лет сохранится тенденция к уменьшению спроса на БАДы в структуре аптечных продаж антигельминтных и противопаразитарных средств при увеличение спроса на лекарственные препараты.