СКАЧАТЬ (9.13 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №5(37) август/сентябрь, 2007

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Аптечные сети. Красноярск

Аптечный бизнес, по словам экспертов, один из самых жестко контролируемых государством. В нем регламентировано почти все — от величины торговой надбавки на лекарственные препараты до числа веников в подсобном помещении. Чтобы выжить в таких условиях, местные аптечные сети увеличивают ассортимент за счет сопутствующих товаров и запускают новые торговые форматы.

Эксперты

Александр Деревцов, директор компании “Сибмедцентр” (аптечная сеть “Ваш доктор”)

Елена Кожухова, начальник отдела по организации лекарственного обеспечения агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края

Дмитрий Лазарев, директор компании “ФармСибКо”

Наталья Протасова, директор аптечной сети “СИА”

Сергей Федюкович, директор компании “Фарм Маркет”

Вадим Юдин, генеральный директор государственного предприятия “Губернские аптеки”

По информации агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края, в 2006 году в крае работало 1106 аптечных учреждений.

Данные генерального директора государственного предприятия “Губернские аптеки” Вадима Юдина свидетельствуют, что емкость рынка медикаментов Красноярского края составила в 2006 г. порядка 7 млрд руб. На Красноярск, говорит эксперт, пришлось около половины этой суммы.

Половину местного аптечного рынка держит государственная сеть

Эксперты разделяют аптечный рынок на оптовый и розничный. Как рассказал Вадим Юдин, оптовое направление представлено в Красноярске примерно 110 компаниями-дистрибьюторами. “Около 80% местного оптового рынка принадлежит 6 федеральным компаниям, имеющим здесь филиалы. По нашей оценке, наибольшую долю местного оптового рынка занимает компания “Протек” — около 32-35%, на втором месте компания “Роста”, — сказал г-н Юдин. По словам эксперта, местный оптовый рынок принадлежит федеральным дистрибьюторам уже около восьми лет. “Федералы могут себе позволить большой ассортиментный запас, у них развита логистика — они могут обеспечить практически ежедневную доставку в любую точку края. Мелким оптовикам это не под силу”, — сказал руководитель “Губернских аптек”.

По мнению начальника отдела по организации лекарственного обеспечения агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края Елены Кожуховой, особенность текущего этапа развития розничного фармацевтического рынка России и Красноярского края, в частности, — активное развитие аптечных сетей.

В центральной части России, по оценке ЦМИ “Фармэксперт”, наибольшую долю розничного рынка медикаментов держат крупные частные аптечные сети, в числе которых “36,6”, “Ригла”, “Имплозия” и др. До Красноярска федеральные “монстры” со своей аптечной розницей пока не дошли. По оценке Вадима Юдина, на долю частных аптек у нас приходится 35-40%. Большая же часть местного аптечного рынка принадлежит государственным аптекам: около 52-54% занимает государственное предприятие “Губернские аптеки”, оставшаяся доля приходится на муниципальные аптеки.

В 2005 году, после реорганизации государственных аптек, была создана самая крупная местная фармацевтическая сеть — “Губернские аптеки”, на данный момент включающая в себя более 400 розничных точек. Среди крупных частных аптечных сетей участники рынка назвали местные сети “ФармСибКо”, “ЕнисейМед”, “СИА”, “Ваш доктор” и санкт-петербургскую сеть “Радуга”.

Наценка на лекарства в Красноярске одна из низких в России

По словам директора компании “Фарм Маркет” Сергея Федюковича, процесс вхождения в аптечный бизнес крайне сложен. В соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” продажа медикаментов подлежит обязательному лицензированию. При получении лицензии имеется внушительный список ограничений, одно из которых, например, наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего фармацевтического образования.

Директор компании “ФармСибКо” Дмитрий Лазарев рассказал, что этот вид деятельности — один из самых регулируемых государством. “Регламентируется почти все — от ассортимента товара, условий его хранения, количества веников и тряпок в подсобном помещении до торговой надбавки на медикаменты”, — уточнил г-н Лазарев.

Участники рынка говорят, что в Красноярском крае разрешенная наценка на медикаменты составляет 25%. Средняя наценка по России – 34%. “Доходность бизнеса при такой наценке малопривлекательна”, — комментирует ситуацию Вадим Юдин. “При существующем положении дел я бы не рискнул называть аптечную деятельность бизнесом”, — добавил Дмитрий Лазарев.

Рентабельность аптечной розницы в Красноярске, по оценкам экспертов, колеблется от 3-5% до 10%. “Все зависит от того, собственное у тебя торговое помещение или арендованное — это сейчас решающий фактор. Если помещение в аренде, и это коммерческая аренда, то рентабельность бизнеса будет 3-5%. Имея в наличии собственные торговые площади, можно выйти на уровень доходности в 10%”, — уточнила директор аптечной сети “СИА” Наталья Протасова.

“Период, когда открывали одну аптеку и хорошо за счет нее жили, был недолгим — в 1996-97 годах — когда частники только начинали открываться. Тогда в государственных аптеках ассортимент был скудным и почти все лекарства покупались — количество льготных препаратов было минимальным”, — вспоминает Дмитрий Лазарев. Сейчас же, по его словам, многие частники уже пришли к тому, что закрыли это направление: “Аптечная розница у многих компаний была непрофильной. Как только направление стало низкодоходным, от него стали отказываться. На рынке остались те частники, у кого это направление основное или смежное, например, сопутствующее медицинской деятельности”.

Аптеки выживают за счет расширения ассортимента

Директор компании “Сибмедцентр” (аптечная сеть “Ваш доктор”) Александр Деревцов утверждает, что удержаться на рынке аптекам позволяет расширение ассортимента за счет сопутствующих товаров. “Фиксированная торговая наценка распространяется только на лекарственные препараты. На линейку товаров для красоты и здоровья торговая надбавка свободная. В этом ассортиментном направлении уже существует нормальная конкуренция”, — рассказал г-н Деревцов.

С руководителем сети “Ваш доктор” соглашается и Наталья Протасова: “Мы пошли в сторону удовлетворения потребностей покупателя, хоть как-то связанных со здоровьем и красотой. В ассортименте аптек появились украшения, косметика, парфюмерия, средства ароматерапии и т.п.”.

Г-жа Протасова считает, что аптеки имеют серьезное преимущество при продаже товаров для красоты и здоровья по сравнению с остальной розницей: “Потребитель идет к нам, потому что у него сформировалось мнение: в аптеках продается все качественное, проверенное. И в крупных сетях это именно так. Мы тратим значительные деньги на проверку сертификатов качества, сроков годности товара и т.д. Для этого, как правило, выделяется отдельный сотрудник”.

Кроме того, расширение ассортимента помогло аптекам преодолеть сезонные колебания продаж. “Раньше летом падение товарооборота достигало 20-25%. Как только появились сопутствующие товары, сезонные колебания по товарообороту стали сглаживаться. Сейчас падение продаж в 9% уже считается катастрофическим”, — рассказала Наталья Протасова. По ее словам, на данный момент в обороте “СИА” доля сопутствующих товаров составляет около 30%, оставшиеся 70% приходятся на медикаменты. Схожими показателями поделились с “ДК” и в “Губернских аптеках”. “У нас сопутствующие товары в структуре продаж занимают порядка 32-35%. Если говорить о Москве и Санкт-Петербурге, то там на товары для красоты и здоровья приходится около 50%. Мы планируем довести уже к концу этого года долю сопутствующих товаров в своей сети до 40%, а в 2008 году выйти на показатель в 50-52%”, — заявил Вадим Юдин.

Компании примеряют новый формат торговли

“В закрытой торговой точке мы можем предложить покупателю линейку примерно из 3,5 тыс. наименований. Мы же сейчас готовы представить по­требителю одновременно около 8 тыс. позиций ассортиментного ряда”, — говорит Вадим Юдин.

В этой ситуации часть компаний начинает примерять формат аптечного супермаркета.

Переход от закрытой формы торговли к открытой позволяет увеличить товарооборот в два раза. Кроме того, этот формат, по словам экспертов, сейчас очень популярен у потребителя.

Однако позволить себе открывать аптечные супермаркеты могут далеко не все участники рынка. “Здесь возникает проблема недостатка площадей. Супермаркет предполагает наличие не менее 90 кв. м. Как таковой формат супермаркета мне нравится, но у меня нет возможности перейти на подобную форму торговли из-за небольших площадей торговых точек”, — сказала Наталья Протасова.

Дмитрий Лазарев же полагает, что открывать супермаркеты преждевременно: “Я считаю, что местный потребитель в основной своей массе еще культурно не дорос до открытого доступа к мелкому аптечному товару. Многие будут ходить в такой магазин, чтобы что-то оттуда стащить”. Кроме того, по словам эксперта, в супермаркете усложняется система учета товара, возникает необходимость увеличивать количество персонала в торговом зале.

Сергей Федюкович отметил, что в аптечном супермаркете в открытом доступе оказались товары для красоты и здоровья и безрецептурные лекарства, препараты же, выписанные по рецептам, запрещается продавать в открытом доступе, и в рамках супермаркета все равно необходимо создавать закрытый отдел.

Покупатель перестал экономить на лекарствах

Кроме экспериментов с форматом торговли для стимулирования покупки аптечные компании активно вводят дополнительные услуги. Например, многие компании доставляют товар на дом. В аптечных залах появляются приборы для измерения давления, веса, консультационную помощь оказывают врачи. Помимо того, существуют различные дисконтные, “скидочные” программы. “Так сложилось на рынке, что все большие компании дают скидки. Не делать этого — значит потерять часть потребителей. Например, мы при разовой большой покупке снижаем стоимость товара до 10%, тем самым срабатываем практически в ноль”, — рассказала Наталья Протасова.

Также участники рынка отметили и еще одну существующую на местном рынке тенденцию — увеличение спроса на дорогие лекарственные препараты. По словам Натальи Протасовой, средний чек в аптеке сети “СИА” в центре города составляет 200-300 руб. “Качественные дорогие импортные препараты вытесняют с рынка дешевые отечественные лекарства”, — констатирует Вадим Юдин. Эксперт считает, что это связано не только с ростом благосостояния населения, но и с тем, что отечественное фармацевтическое производство серьезно снизило объем выпускаемой продукции.

На рынок придут федеральные сети

Сразу несколько руководителей местных аптечных компаний рассказали “ДК” о намерении увеличить розничные сети. Александр Деревцов: “Сеть “Ваш доктор” сейчас состоит из пяти торговых точек, в планах до конца года увеличить количество точек в два раза”.

Руководители сетей “ФармСибКо” и “СИА” рассказали о своих планах открыть новые торговые точки в строящихся микрорайонах города. Кроме того, представители этих сетей заявили об интересе к краевому рынку. “СИА” уже начала региональную экспансию, “ФармСибКо” планирует выход в регион в краткосрочной перспективе.

По словам экспертов, к местному рынку начали присматриваться крупные российские и межрегиональные сети. По информации Натальи Протасовой, сейчас в город заходит компания “Катрен” — новосибирский оптовик, имеющий свою розничную сеть. Совсем недавно в Красноярск пытался войти российский розничный игрок номер один — сеть “36,6”. К нам приезжал представитель компании по Восточной Сибири, проводил переговоры со многими местными сетями, но никто из красноярцев пока не согласился продать бизнес. Однако, участники рынка уверены, что в ближайшие два-три года приход в город федеральных сетей неизбежен. “Эти компании взяли курс на региональную экспансию, и они неизбежно придут в Красноярск. Кроме того, многие из них уже имеют здесь оптовые подразделения”, — говорит Александр Деревцов.

“Я считаю, что не надо бояться этих “монстров”. Потому что в аптечном бизнесе важнее всего местоположение торговой точки. Если ваша аптека в проходном месте, например, на остановке, около рынка, там, где натоптана тропа, то этот бизнес при соблюдении элементарных правил будет успешным. Сколько бы сетей ни было, нормальную аптеку, даже одиночную, не сетевую, на хорошем месте задавить невозможно”, — оптимистично резюмировала Наталья Протасова.

Татьяна Соболева

Деловой Квартал - Красноярск