Обзор аптечных продаж тестов на беременность
Маркетинговое агентство DSM Group
Беременность – один из самых прекрасных периодов в жизни женщины. Подтвердить или опровергнуть её в домашних условиях можно при помощи экспресс-тестов – это достаточно точный и простой способ узнать о своей беременности уже в первые недели после зачатия.
Принцип работы у всех тестов на беременность в целом одинаков, и заключается в выявлении гормона хорионического гонадотропина человека (ХГЧ) в моче. При обнаружении этого гормона тест показывает положительный результат. На аптечном рынке представлены различные по типу использования виды тестов:
• стрип-полоски – представляют собой полоску с реактивом для определения уровня ХГЧ – гормона, выработку которого увеличивает плодное яйцо (например, “Insure тест на беременность № 1”);
• планшетные или кассетные тесты – аналоги тест-полосок, отличаются только тем, что полоска с реактивом помещена в пластиковый контейнер с двумя окнами: одно предназначено для мочи, в другом отображается результат; для удобства использования производители часто включают в набор для диагностики беременности пипетки или стаканчики для забора пробы (“Frautest Expert тест на беременность с пипеткой № 1”);
• струйные тесты – волокнистый стержень теста подставляется под струю мочи, которая, попадая на реактив, показывает результат (“Milatest Comfort тест на беременность струйный № 1”);
• цифровые тесты – чувствительные одноразовые или многоразовые (со съёмными тест-картриджами) приборы, аналогичные струйному тесту, помимо самого наличия беременности могут показывать и её срок (“Clearblue цифровой тест на беременность № 1”).
Кроме того, тесты отличаются по уровню чувствительности:
• стандартные (25 мМЕ/мл) – результат достоверен с первого дня задержки (например, тест-полоска “Вера” – чувствительность 25 мМЕ/мл);
• со средней степенью чувствительности (15-25 мМЕ/мл) – результат достоверен уже за несколько дней до задержки менструации (Evitest Proof – чувствительность 20 мМЕ/мл);
• с высокой степенью чувствительности (10-15 мМЕ/мл) – результат достоверен за 5-7 дней до предполагаемой задержки (Frautest Double Control – чувствительность 15 мМЕ/мл).
За 2019 год аптеки реализовали 28,9 млн упаковок на сумму 2,59 млрд рублей, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”). При сравнении с предыдущим годом продажи диагностических средств для определения беременности незначительно выросли: на 2,7% в рублёвом эквиваленте и на 1,4% в натуральном выражении (Рис. 1, 2).
Группа “тесты на беременность” на протяжении последних пяти лет достаточно стабильна. И ценовые факторы, и покупательский спрос непосредственно определяют их объём реализации. Самым неудачным периодом для рынка исследуемых средств стал 2018 год – продажи сократились на 14,8% в рублях и на 10,5% в упаковках (Рис. 1, 2).
Средняя взвешенная розничная цена одной упаковки тестов на беременность составила 90 рублей, оптовая – 61 рубль, наценка – 48,0%.
С 2016 года цены на тесты на беременность начали снижаться, наценка же держится примерно на одном уровне – 45-50% (Рис. 3).
Наибольшим спросом пользуются дешёвые тесты на беременность с ценой до 50 рублей – их доля составила 43,7% в натуральном выражении (средневзвешенная цена внутри сегмента – 20 рублей). При этом наибольшую выручку аптекам принесли средства из категории “свыше 150 рублей” (доля – 45,2% в рублях; средневзвешенная цена внутри сегмента – 228 рублей) (Рис. 4).
Покупательские предпочтения заметно изменились за пять лет. Так, относительно 2015 года, выросла доля сегментов “от 100 до 150 руб.” (+12,3% в упаковках) и “до 50 руб.” (+4,2%). Вес категории с ценой свыше 150 рублей остался на прежнем уровне – 17%. А вот доля диагностических тестов из ценового диапазона “от 50 до 100 руб.”, наоборот, сократилась на 17,0%. Зачастую женщины покупают несколько разных видов тестов для повторной диагностики в надежде получить максимально достоверный результат.
Тройка брендов-лидеров тестов на беременность (Clearblue, Evitest и Frautest) занимает около 70% рынка в рублях (Таблица 1).
Таблица 1. ТОП-10 брендов тестов на беременность по стоимостному объёму продаж, 2019 г.
Рейтинг |
Бренд |
Производитель |
Объём продаж, млн руб. 2019 |
Доля в руб., % 2019 |
Прирост 2019/2018 |
1 |
Clearblue |
Procter & Gamble |
750,4 |
28,9% |
11,5% |
2 |
Evitest |
Reckitt Benckiser |
587,1 |
22,6% |
-24,0% |
3 |
Frautest |
Болеар |
460,1 |
17,7% |
26,9% |
4 |
Insure |
Компания Клевер |
291,6 |
11,2% |
45,6% |
5 |
Клевер |
Компания Клевер |
60,0 |
2,3% |
-9,7% |
6 |
Answer |
Компания Клевер |
47,2 |
1,8% |
-5,2% |
7 |
Attest |
Reckitt Benckiser |
41,9 |
1,6% |
1,6% |
8 |
Itest |
Болеар |
31,7 |
1,2% |
77,2% |
9 |
Be Sure |
IND Diagnostic |
30,1 |
1,2% |
-30,9% |
10 |
Milatest |
Компания Клевер |
27,6 |
1,1% |
47,6% |
Тесты на беременность Clearblue (доля 28,9% в рублях) производства корпорации Procter & Gamble в 2019 году поднялись на первую строчку, продемонстрировав прирост продаж на 11,5% относительно 2018 года. Наибольшую выручку марке приносят цифровые приборы “Clearblue цифровой тест на беременность № 1” (вес 47,7% в рублях) для определения срока беременности, данный тест является одноразовым. Также в ассортименте представлены струйный тест Clearblue Plus с высокой степенью чувствительности (за 5 дней до задержки менструации) и простой в использовании тест Clearblue Easy с окрашивающимся наконечником (наконечник становится розовым, что свидетельствует о правильном проведении забора пробы).
В результате отрицательной динамики на 24,0% марка Evitest от фирмы Reckitt Benckiser переместилась на второе место. Доля бренда за год сократилась на 8,0% до 22,6% в рублях. Наибольшей популярностью пользуется экспресс-тест “Evitest One тест на беременность № 1” (вес 52,6% в рублях) в форме полоски с чувствительностью 20мМЕ/мл. В портфеле также можно найти набор Evitest Plus из двух экспресс-тестов для повторной диагностики и подтверждения результата, струйный тест Evitest Perfect с кассетой-держателем и кассетный тест Evitest Proof с пипеткой.
Замыкают тройку-лидеров средства Frautest (доля 17,7% в рублях) от компании “Болеар”. Frautest предлагает широкую линейку тестов для определения беременности: ультрачувствительная (15 мМЕ/мл) тест-полоска Frautest Express, набор тестов на овуляцию и беременность Frautest Planning, струйный тест Frautest Comfort с широким наконечником кассеты в упаковках № 1 и № 2, который обеспечивает гигиеничность тестирования, набор из двух ультрачувствительных (15 мМЕ/мл) тест-полосок Frautest Double Control для повторной диагностики, струйный тест Frautest Exclusive со стильным дизайном, планшетный тест Frautest Expert с пипеткой и одноразовой ёмкостью для сбора мочи.