БАД при повышенном артериальном давлении
Маркетинговое агентство DSM Group
Если повышение артериального давления приобретает регулярный характер, то это свидетельствует о возможном развитии гипертонической болезни. Головная боль, шум в ушах, частое сердцебиение, покраснение кожи лица, тошнота, потемнение в глазах – характерные признаки резкого скачка давления. При превышении пороговых значений систолического или диастолического показателя необходимо оперативно купировать рост и снизить показатели. Основной метод лечения артериальной гипертензии – медикаментозный, т. е. врачом назначается приём специализированных лекарственных препаратов.
Помимо этого, благоприятное влияние на работу сердечно-сосудистой системы в качестве дополнения к терапии, назначенной лечащим специалистом, оказывают биологически активные добавки с мягким гипотензивным действием из группы [C02B] “БАД, применяемые при повышенном артериальном давлении” (классификатор “БАД по действию”). В составе данных биодобавок преимущественно присутствуют натуральные компоненты как растительного, так и животного происхождения. Не стоит забывать и о ведении здорового образа жизни, соблюдении режима дня и диеты, поддержании физической активности, об избежании стрессовых ситуаций.
Биологически активные добавки, обладающие антигипертензивным действием, с каждым годом утрачивают свою востребованность у потребителей аптек. Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”), в 2019 году ёмкость рынка анализируемой группы добавок к пище сократилась на 18,0% в рублях и на 26,0% в упаковках относительно 2018 года. Таким образом, объём продаж в отчётном году составил 203,9 тыс. упаковок на сумму порядка 32,0 млн рублей (в розничных ценах аптек с НДС). Практически все БАД, нормализующие артериальное давление, производятся в России (доля в 2019 году 99,98% в руб.). Вместе со снижающимся спросом уменьшается и ассортимент группы: в 2015 году на аптечных полках было представлено 52 полных наименования, а в 2019 году – уже 41 (Рис. 1, 2).
В среднем антигипертензивные добавки отпускаются в аптеках по 157 рублей за упаковку, и являются достаточно бюджетными средствами. Относительно 2018 года цена возросла на 10,7% (Рис. 3).
Дешёвые добавки к пище, понижающие давление, не пользуются спросом. Покупатели предпочитают средства из среднего ценового сегмента “от 50 до 150 руб.”. На долю данного ценового диапазона приходится 48,2% продаж в упаковках. Средневзвешенная цена внутри самой востребованной категории составила 86 рублей. При этом структура продаж за год изменилась в пользу сегмента “свыше 150 руб.”, который и принёс основную выручку аптекам (удельный вес 70,7% в рублях; средняя цена в ценовой категории – 266 руб.).
В 2019 году аптеки реализовали 30 брендов биологически активных добавок при артериальной гипертензии от 30 производителей (41 полное наименование). Рынок исследуемой группы средств достаточно высоко концентрирован – на десять основных брендов приходится 96,3% продаж в стоимостном выражении и 91,8% – в натуральном. В рейтинг вошли только российские биодобавки. Основные лекарственные формы, в которых выпускаются антигипертензивные БАД: капсулы (доля 52,5% в руб.), чай (18,6%) и таблетки (17,8%).
Первое место в 2019 году заняла марка “АД Норма” отечественного производителя “БиоНатурика”. На долю данного наименования приходится 52,5% рынка в рублях и 28,9% в упаковках. Комплексные добавки “АД Норма” и “АД Норма Форте”, основанные на растительных ингредиентах, производятся в форме капсул по 60 и по 48 штук в упаковке и обладают гипотензивным действием с целью поддержания оптимальной функциональности сердечно-сосудистой системы.
На второй строчке расположился российский бренд “АД-Минус” компании “Эвалар” (доля 17,4% в руб.). У марки всего одно полное торговое наименование – “АД-Минус тб п/о 0,55 г № 40” (228 руб./упак.) для поддержания артериального давления в норме.
Третья позиция у добавки фирмы “Региональный Центр Фиточаёв” – фиточая “Сила Российских Трав” (12,6%), нормализующего давление.
Большинство брендов рейтинга (6 позиций) продемонстрировали падение объёма реализации в стоимостном выражении относительно предыдущего года. Наибольший темп снижения был отмечен у добавок “Омела” (-86,0% в рублях и -82,9% в упаковках) и “Сушеница Топяная” (-51,5% и -60,2% соответственно) от разных производителей. А вот продажи растительного сырья “Софора Японская” от фирмы “Компания Хорст”, наоборот, увеличились на 27,5% в рублях и 27,3% в упаковках (Таблица 1).
Таблица 1. ТОП-10 брендов БАД при артериальной гипертензии в стоимостном выражении в 2019 году
Рейтинг |
Бренд |
Производитель |
Объём продаж |
Прирост, % 2019 / 2018 |
Доля, % 2019 |
|||
тыс. руб. |
тыс. упак. |
в руб. |
в упак. |
в руб. |
в упак. |
|||
1 |
АД Норма |
БиоНатурика |
16 779,0 |
73,5 |
-15,3% |
-19,8% |
52,5% |
28,9% |
2 |
АД-Минус |
Эвалар |
5 571,6 |
30,8 |
-20,1% |
-20,4% |
17,4% |
12,0% |
3 |
Сила Российских Трав |
Региональный Центр Фиточаёв |
4 013,5 |
41,5 |
9,6% |
4,4% |
12,6% |
21,3% |
4 |
Гипертоникс |
Алсу |
2 494,8 |
33,0 |
-0,1% |
-6,6% |
7,8% |
15,1% |
5 |
Фитогипертон |
Здоровье Нации |
440,9 |
3,9 |
-11,7% |
-21,5% |
1,4% |
1,5% |
6 |
Софора Японская |
Компания Хорст |
424,1 |
6,8 |
27,5% |
27,3% |
1,3% |
4,2% |
7 |
Сушеница Топяная |
Разные |
315,8 |
11,1 |
-51,5% |
-60,2% |
1,0% |
2,2% |
8 |
Таёжный Знахарь |
Тайга-Продукт |
264,9 |
2,9 |
9,3% |
5,1% |
0,8% |
1,5% |
9 |
Целебная Поляна |
Фитофарм |
243,6 |
3,5 |
1,2% |
9,2% |
0,8% |
1,9% |
10 |
Омела |
Разные |
234,4 |
37,4 |
-86,0% |
-82,9% |
0,7% |
3,1% |
Общая доля ТОП-10 |
96,3% |
91,8% |