СКАЧАТЬ (9.07 Кб в архиве, формат MS Word) |
|
ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! |
|
Конец эпохи “суперодуванчика форте”. В России ужесточают требования к БАДам
Ужесточены требования к рекламе биологически активных добавок к пище (БАД). 22 октября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 200-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе” и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, в котором предусмотрена ответственность за нарушения в рекламе лекарств и БАД.
ФАС добилась своего
В частности, теперь любой вид рекламы БАД должен сопровождаться информацией о том, что БАД не являются лекарствами (ранее подобная информация наносилась только на упаковку продукта). За нарушение нового федерального закона предусмотрена ответственность не только рекламодателя, но и рекламораспространителя. Штраф за указанные правонарушения для юридических лиц составит от 200 до 500 тысяч рублей. “Уверен, что повышение ответственности рекламодателей и СМИ за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере позволит значительно предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан”, – отмечает Николай Карташов, начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.
Нововведения можно расценить как тактическую победу ФАС, которая традиционно настаивает на усилении регулирования рыка БАД. И предлагает, в частности, лицензировать производство БАД так же, как лекарственных препаратов, ввести предрегистрационную экспертизу качества, эффективности и безопасности БАД, проверять эти показатели в процессе обращения биодобавок, размещать БАД в аптеке на отдельной витрине под вывеской “не лекарственные препараты”. “БАД не проходят соответствующего исследования для подтверждения их безопасности, что приводит к большому количеству нарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение относительно фактических свойств БАД. Смешиваясь с лекарственными средствами, БАДы необоснованно составляют конкуренцию лекарственным средствам”, – утверждает Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС. По опросам ВЦИОМ, 89% населения России знают о том, что такое БАД, при этом 60% считают БАД именно дополнением к пище, и только 5% населения полагают, что БАД – это лекарственные препараты.
Имидж сильнее здравого смысла
По определению, данному в Техническом регламенте Таможенного союза “О безопасности пищевой продукции”, БАД определены как “природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микро-организмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции”. То есть БАД являются пищевыми продуктами, такими же, как картофель или молоко, и при регистрации их компоненты проверяют только на безопасность. Навязать им проверку эффективности невозможно по определению.
Мировая практика относит БАД именно к пищевым продуктам, а врачи настаивают на необходимости их применения для восполнения рациона, который у современного человека беден биоактивными ингредиентами из-за сокращения объёма потребляемой пищи вследствие резкого снижения энергозатрат. “Использование БАД к пище позволяет осуществить персонифицированный подход к формированию индивидуального рациона питания с учётом возраста, пола, характера физической активности, индивидуальных особенностей обеспеченности организма и его потребности в пищевых и биологически активных веществах”, – говорится в январском приказе Роспотребнадзора.
БАД в нашей стране имеют весьма негативный имидж, поскольку в течение многих лет их рекламировали и продвигали как лечебные и профилактические продукты. Мошенники буквально “впаривали” копеечные травяные сборы наивным пенсионерам, готовым выложить за чудо-снадобье все свои сбережения. В махинациях нередко участвовали и врачи, назначающие пациентам БАД в качестве препарата от серьёзных недугов и даже продающие их в своём кабинете. Этим объясняется непримиримость ФАС, недоверие врачей и всё новые законодательные инициативы, направленные на резкое ужесточение оборота биодобавок. Так, техрегламент Таможенного союза утвердил список растений, которые не могут быть компонентами БАД, в том числе багульник, девясил, жимолость.
Разбирайтесь сами
Из-за мошенников страдают не только наивные потребители, но и добросовестные компании-производители БАД, ведь весь пафос направлен на них, а не на продавцов-мошенников. Вариантом решения могло бы стать создание саморегулируемой организации (СРО) участников рынка БАД, включая производителей и сетевые сбытовые структуры, в рамках которой порядок навели бы сами игроки рынка. Законопроект, посвящённый этому вопросу, был подготовлен Комитетом Госдумы по собственности.
Однако его обсуждение в рамках “круглого стола” в нижней палате парламента показало, что у собравшихся совершенно разные интересы. По мнению депутата ГД Антона Белякова, он позволит навести порядок на рынке самому профессиональному сообществу. “В первую очередь, это необходимо, чтобы мы как производители добились возможности говорить о пользе биодобавок, что на сегодня практически запрещено”, – пояснил свою позицию Дмитрий Дергачёв, исполнительный директор холдинга РИА “Панда”. Депутат ГД Владимир Афонский обеспокоен тем, что саморегулирование приведёт к выдавливанию мелких игроков, а представители фармрозницы не захотели связывать себя с производителями БАД никакими узами: “Мы за ужесточение регулирования, но время саморегулируемых организаций (СРО) ещё не наступило, хотя бы потому, что рынок к этому не готов, в том числе аптечные организации не готовы финансово”, – утверждает Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей России (РААС).
Таким образом, в состав СРО могут войти только производители БАД, что значительно снизит вес данной организации, поскольку именно аптеки могли бы оказать серьёзное влияние на оздоровление рынка БАД. Ведь именно в аптеках люди предпочитают покупать БАД, поскольку у аптечных продуктов “автоматически” складывается имидж полезных для здоровья и именно аптеки заинтересованы в качестве.
В крупных аптечных сетях в больших городах до 50% оборота приходится на нелекарственный ассортимент, в том числе биодобавки. Но рынок растёт только за счёт цен. По данным DSM group, аптечный рынок БАД в 2012 г. составил 22,2 млрд руб. (рост на 18,4% по отношению к 2011 г.) в стоимостном выражении и 294,1 млн упаковок (снижение на 2,4% по отношению к 2011 г.). Сокращение продаж БАД негативно скажется как на аптечном бизнесе, так и на производителях. Добросовестным игрокам рынка будет непросто отстоять свои позиции, а мошенникам никакой запрет не указ. В итоге вновь проиграет потребитель.
odnako.org
“Доктор Столетов” приплыл в “Озерки”
Как стало известно “Ъ”, аптечная сеть “Доктор Столетов”, до середины прошлого лета принадлежавшая структурам Бидзины Иванишвили (ныне премьер-министр Грузии), приобретает петербургскую аптечную сеть-дискаунтер “Озерки”. Сумма сделки оценивается в 3 млрд руб., объединенная сеть “Доктора Столетова” и “Озерков” с показателем 16 млрд руб. по ее итогам войдет в тройку лидеров по обороту в России.
Сегодня “Доктор Столетов” заключит договор, по которому компания получает полный контроль над управлением “Озерками”, рассказала “Ъ” гендиректор “Столетова” Анастасия
Карпова. По ее словам, соглашение предусматривает опцион на выкуп 100% в “Озерках”. “Опцион может быть реализован в течение года”, – уточнила госпожа Карпова.
Сеть “Озерки” основана в 1998 году в Санкт-Петербурге и на сегодняшний день насчитывает 28 аптек – все они работают в формате дискаунтера. По данным “СПАРК-Интерфакса”, единственной владелицей “Озерков” является Ольга Аникиева. Получить у нее комментарий вчера не удалось. Но о готовящейся сделке знает совладелец A.v.e Group (аптечные сети A.v.e и “Горздрав”) Владимир Кинцурашвили. Он также рассматривал “Озерки” в качестве объекта покупки. По его мнению, эта сеть сегодня является “одним из самых интересных активов на российском аптечном рынке”. “Озерки” – самый жесткий дискаунтер, у которого наиболее высокий показатель выручки на одну аптеку среди всех сетей”, – утверждает господин Кинцурашвили.
По данным “Доктора Столетова”, годовая выручка одной аптеки “Озерки” составляет 400 млн руб. в год, значит, годовой оборот всей сети превышает 11 млрд руб. Стоимость петербургской сети в “Докторе Столетове” не комментируют. Владимир Кинцурашвили оценивает “Озерки” в сумму, равную трехмесячной выручке сети. “То есть где-то 3 млрд руб.”, – уточняет он. Во столько же оценивает “Озерки” и директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. “Это может стать одной из крупнейших M&A-сделок на российском аптечном рынке: крупнее, возможно, было только приобретение “Риглой” сети “О3” в 2006 году (более 3 млрд руб. – “Ъ”)”, – говорит господин Мелик-Гусейнов.
“Покупая “Озерки”, “Столетов” минимум утроит свой бизнес, став одним из крупнейших игроков на аптечном рынке”, – отмечает господин Кинцурашвили. Оборот “Доктора Столетова” по итогам 2012 года составил 4,9 млрд руб. Таким образом, с учетом “Озерков” оборот “Столетова” достигнет 16 млрд руб. в год. У нынешнего лидера аптечного рынка “Риглы” (входит в ГК “Протек”) оборот в прошлом году был 16,4 млрд. Согласно рейтингу аптек журнала Vademecum за первое полугодие 2013 года, оборот “Доктора Столетова” был 3 млрд руб. (17-е место), оборот сети “Озерки” – 5,5 млрд руб. (5-6-е место). То есть у объединенной аптечной сети оборот за полугодие составит 8,5 млрд руб.: больше только у “Риглы” – 10,2 млрд руб. и самарской “Имплозии” – 9 млрд руб.
“Доктор Столетов”, у которого сейчас 387 аптек в 11 регионах России, до настоящего времени в формате дискаунтера практически не работал. По словам Анастасии Карповой, теперь сеть намерена тиражировать формат “Озерков” в регионы своего присутствия: “Не исключено, что некоторые аптеки “Столетова” будут переформатированы в дискаунтеры”. Название “Озерки” сохранится только в Санкт-Петербурге, в других регионах у аптек-дискаунтеров будет другое имя.
Владельцем “Доктора Столетова” до июня 2012 года были структуры грузинского премьера и предпринимателя Бидзины Иванишвили. Нынешним собственником аптечной сети является люксембургская Haden SA, которая, как сообщалось, приобрела ее за $60 млн в интересах петербургского дистрибутора лекарств “Империи-Фарма”, чьи бенефициары не раскрываются. В “Империи-Фарма” какую-либо юридическую связь с Haden всегда отрицали, утверждая, что лишь консультируют люксембургскую компанию. Помимо “Доктора Столетова” у Haden есть также 30% в крупнейшем боснийском производителе лекарств Bosnalijek.
kommersant.ru