БАД для пожилых людей
Маркетинговое агентство DSM Group
Пожилые люди не могут полностью обеспечить себя всеми необходимыми полезными микроэлементами из пищи, так как в стареющем организме замедляются процессы обмена веществ. Кроме того, они зачастую страдают самыми разными заболеваниями и вынуждены принимать большое количество лекарственных препаратов. Поэтому старшее поколение особенно нуждается в добавках к пище следующих групп (были исключены БАД, не соответствующие возрастной категории):
1. “БАД-хондропротекторы” [M03];
2. “БАД, влияющие на мозговую деятельность” [N01];
3. “БАД со слабительным эффектом” [A02A];
4. “БАД, обладающие мочегонным эффектом” [U01];
5. “БАД, применяемые при сахарном диабете” [H02].
Наибольший объём продаж в стоимостном выражении, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”), по итогам первых 9 месяцев 2019 года был отмечен у БАД со слабительным эффектом (доля 42,6% в руб.). А в натуральном эквиваленте лидируют биодобавки, влияющие на мозговую деятельность (доля 46,2% в упак.) (Рис. 1).
При анализе динамики объёма реализации за последние несколько лет в денежных единицах отрицательный тренд демонстрируют только две группы: [M03] “БАД – хондропротекторы” и [U01] “БАД, обладающие мочегонным эффектом” (Рис. 2).
Хондропротекторы предназначены для естественного обновления хрящевой ткани суставов, улучшения их подвижности и гибкости, функционального состояния опорно-двигательного аппарата. Первую строчку в группе занимает серия средств для суставов “Хонда” (доля 24,0% в руб.) производства отечественной компании “Эвалар”. Относительно января-сентября 2018 года продажи марки выросли на 16,6%. Биодобавка выпускается в трёх лекарственных формах –
таблетки, напиток и капсулы. Наиболее популярна у потребителя добавка “Хонда Форте таблетки 500 мг + 500 мг 1,3 г № 36” с ценой 739,6 рублей за упаковку. Также в тройку лидеров вошли бренды “Глюкозамин Максимум” (12,2%) и “Геладринк” (10,5%), поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата. Максимальная положительная динамика была отмечена у БАД производства “Фармакор Продакшн” – “Глюкозамин-Хондроитиновый Комплекс” (+79,9%) (Таблица 1).
БАД, влияющие на мозговую деятельность, оказывают положительное влияние на мозговое кровообращение, улучшают концентрацию внимания и память.
В этой группе первые две строчки заняли добавки к пище от фирмы “Эвалар” – “Эвалар Глицин” (доля 57,7% в руб.) и “Эвалар Гинкго Билоба” (10,5%). Объём реализации “Эвалар Глицин” в форме таблеток для рассасывания и жевательной резинки за год вырос на 4,3%. Самая востребованная позиция “Эвалар Глицин Форте тб д/рассас 300 мг 0,6 г № 60” стоит в аптеках в среднем 190,4 рублей. Тройку лидеров замыкают витаминные комплексы “Витамир” (7,1%) компании “Квадрат-С”, продемонстрировавшие наибольший темп прироста – на 5448,3%.
При запорах на помощь придут слабительные биодобавки.
К основным слабительным средствам можно отнести марки “Фитолакс” (доля 78,1% в руб.) компании “Эвалар”, “Фитомуцил” (16,3%) производства PharmaMed и “Фитослабин” (1,6%) от фирмы “Тайга-Продукт”. Послабляющее средство “Фитолакс” выпускается в форме жевательных таблеток, чая, концентрата для внутреннего применения, а также батончиков. Жевательные таблетки на основе фруктов “Фитолакс таблетки жевательные 0,5 г № 40” приносят основную выручку от продаж бренда и стоят в аптеках в среднем 342,8 руб./упак. Слабительное средство на основе растительных компонентов “Фитослабин” (+403,4%), способствующее очищению кишечника, восстановлению его функций, устранению тяжести и боли в животе, показало наилучшую динамику среди пятёрки лидеров.
Мочегонные добавки применяются в комплексной терапии гипертонической болезни и других заболеваний, сопровождающихся отёчностью тканей. Лидером в группе диуретиков являются чаи “Эвалар Био” (доля 61,4% в руб.) одноимённого производителя. Самая востребования позиция – чай “Эвалар Био для почек чай 1,5 г № 20”, способствующая поддержанию функционального состояния почек и мочевыводящих путей, со средневзвешенной ценой 159,0 рублей. Также в ТОП-3 вошли марки “Брусника” (9,2%), которую выпускают порядка 5 производителей (лидер – компания “Фарм-Продукт”), и фиточай “Сила Российских Трав” (7,1%) отечественной компании “Региональный Центр Фиточаев”. Самый заметный рост у травяного сбора “Бруснифит” (+169,8%) компании “Ст.-Медифарм”.
При сахарном диабете БАД рекомендуется применять в качестве дополнения к основной терапии патологии. Первое место в группе у добавки к пище “Олиджим” (доля 24,2% в руб.) для поддержания нормального уровня сахара в крови корпорации “Эвалар”, выпускающейся в форме таблеток, капсул и чая.
В первую очередь, аптекам стоит закупать таблетки “Олиджим таблетки 0,52 г № 100”, их средневзвешенная розничная цена составляет 327,9 руб./упак. На втором месте витаминный комплекс при диабете “Компливит” (13,6%) компании “Отисифарм”. Замыкает тройку лидеров марка “Алфит” (10,9%), которую выпускает “Фармацевтический Завод Гален”. За год реализация фитосбора для профилактики и лечения сахарного диабета выросла на 1022,4%.
Во всех группах первую строчку занимают добавки отечественного производителя “Эвалар” – лидера продаж на российском коммерческом рынке биологически активных добавок.
Самые дорогостоящие добавки – хондропротекторы. В январе-сентябре текущего года их средневзвешенная оптовая цена составила 496 рублей, розничная – 617 рублей. При этом можно увидеть тенденцию, что чем дешевле добавка, тем выше у неё наценка. Поэтому самая высокая наценка у БАД, обладающих мочегонным эффектом – 61,8%. Средства с диуретическим действием закупались аптеками в среднем по 73 рубля за упаковку, а отпускались по 118 рублей (Рис. 3).
В основном все группы представлены отечественными биодобавками. Максимальная доля российских средств наблюдается в группах мочегонных средств (97,6%) и БАД при сахарном диабете (97,2%). Ёмкость сегмента хондропротекторов по происхождению разделена пополам между зарубежными и отечественными добавками (Рис. 4).
Таблица 1. Рейтинг брендов БАД для пожилых людей по группам, YTD Sep’19
Рейтинг |
Бренд |
Корпорация |
Объём продаж |
Прирост, % |
Доля, % |
[M03] БАД – хондропротекторы |
|||||
1 |
Хонда |
Эвалар |
198,2 |
+16,6% |
24,0% |
2 |
Глюкозамин Максимум |
Разные |
101,1 |
-11,9% |
12,2% |
3 |
Геладринк |
Orling |
86,6 |
-21,2% |
10,5% |
4 |
Глюкозамин-Хондроитиновый Комплекс |
Фармакор Продакшн |
83,1 |
+79,9% |
10,0% |
5 |
Solgar |
Solgar Vitamin And Herb |
60,2 |
+39,4% |
7,3% |
[N01] БАД, влияющие на мозговую деятельность |
|||||
1 |
Эвалар Глицин |
Эвалар |
726,6 |
+4,3% |
57,7% |
2 |
Эвалар Гинкго Билоба |
Эвалар |
132,0 |
+3,8% |
10,5% |
3 |
Витамир |
Квадрат-С |
89,8 |
+5448,3% |
7,1% |
4 |
Глицин |
Разные |
60,6 |
+10,0% |
4,8% |
5 |
Доппельгерц |
Queisser Pharma |
59,4 |
-0,02% |
4,7% |
[A02A] БАД со слабительным эффектом |
|||||
1 |
Фитолакс |
Эвалар |
1 377,0 |
+12,6% |
78,1% |
2 |
Фитомуцил |
PharmaMed |
287,9 |
+14,9% |
16,3% |
3 |
Фитослабин |
Тайга-Продукт |
28,1 |
+403,4% |
1,6% |
4 |
Вито Плюс |
Аквион |
24,5 |
+30,4% |
1,4% |
5 |
Фрутолакс |
РИА Панда |
9,0 |
+10,9% |
0,5% |
[U01] БАД, обладающие мочегонным эффектом |
|||||
1 |
Эвалар Био |
Эвалар |
27,5 |
+35,7% |
61,4% |
2 |
Брусника |
Разные |
4,1 |
-40,4% |
9,2% |
3 |
Сила Российских Трав |
Региональный Центр |
3,2 |
+29,9% |
7,1% |
4 |
Бруснифит |
Ст.-Медифарм |
1,7 |
+169,8% |
3,7% |
5 |
Здоровый Выбор |
Фитэра |
1,4 |
-39,4% |
3,1% |
[H02] БАД, применяемые при сахарном диабете |
|||||
1 |
Олиджим |
Эвалар |
60,1 |
+8,6% |
24,2% |
2 |
Компливит |
Отисифарм |
33,8 |
-12,7% |
13,6% |
3 |
Алфит |
Фармацевтический |
27,2 |
+1022,4% |
10,9% |
4 |
Стевия |
Разные |
22,3 |
+49,5% |
9,0% |
5 |
Стевия Экстра |
Артемизия |
18,4 |
+12,9% |
7,4% |