Обзор аптечных продаж БАД при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата
Маркетинговое агентство DSM Group
Нагрузка на человеческий организм год от года становится всё больше. Наш опорно-двигательный аппарат (ОДА) – суставы, кости и связки – работает в усиленном режиме. Если человек активный, а его трудовая деятельность сопряжена с подъёмом тяжестей, он ещё и испытывает критические физические нагрузки, соответственно, организм изнашивается намного быстрее.
В такой ситуации без дополнительного питания, включающего в себя витамины, микроэлементы и вещества, улучшающие эластичность связок, мышц и хрящей, просто не обойтись. БАДы при нарушениях функций ОДА – один из оптимальных вариантов поддержать свой опорно-двигательный аппарат в здоровом состоянии.
В настоящее время в аптеках России представлено большое количество БАД, применяемых при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата: за 2018 год было реализовано порядка 310 SKU, которые объединяются в 159 брендов и производятся 126 производителями.
В последние годы описываемая группа БАД показывает отрицательную динамику, причем в упаковках продажи сокращаются более быстрыми темпами, чем в рублях. Такой тренд обусловлен несколькими факторами. В первую очередь, ухудшением платежеспособности населения на фоне снижения реально располагаемых доходов. БАД не всегда являются товарами первой необходимости, и потребитель может отказаться от покупки. С другой стороны, определенный рост цен также приводит к тому, что в упаковках динамика продаж БАД, применяемых при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, ухудшается.
В целом в 2018 году БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА, было продано 3,3 млн упаковок на сумму 1 422 млн руб. (в розничных ценах с НДС). Динамика продаж БАД данной группы отличается определенной сезонностью. Наибольший пик продаж приходится на осенний и весенний периоды, когда в связи с холодной и сырой погодой заболевания опорно-двигательного аппарата обостряются.
Рассматриваемые БАД имеют довольно высокую стоимость упаковки. Так, если по рынку в целом одна упаковка БАД обходится покупателю порядка 167 рублей, то БАД, применяемые при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, в среднем за 2018 год имели стоимость 433 рубля. Причем за последние 5 лет стоимость данной группы БАД заметно выросла: в 2014 году одна упаковка в среднем стоила 243 рубля, в 2016 году – уже 365 рублей (График 1).
Высокая стоимость БАД в этой группе объясняется еще и особенностями потребления: комплексы рассчитаны на длительный и регулярный (иногда и многократный в день) прием. В одной банке может быть 100 и более таблеток. Максимальная упаковка включает в себя 545 таблеток – это ФАЙН ГЛЮКОЗАМИН И ХОНДРОИТИН ТАБЛЕТКИ № 545 со средней ценой около 8 400 рублей. Наиболее популярные упаковки № 30 (24% в натуральном выражении) и № 60 (14%). Отметим, что с доля “больших” упаковок увеличивается. Упаковка № 60 за 5 лет в доле выросла на 4% в натуральном выражении и на 6% в стоимостном, № 90 – на 4,7% в рублях и на 4,8% в упаковках (График 2).
Таким образом, еще один фактор снижения продаж в упаковках – это переключение потребителя на позиции, включающие в себя большее число таблеток.
Люди предпочитают покупать более дешевые позиции: с ценой “до 200 руб.” за упаковку. В этот сегмент попадают препараты в форме таблеток или растительного сырья, которые имеют в своем составе одно действующее вещество.
При этом наибольшую прибыль аптекам приносят позиции из ценового сегмента “свыше 800 руб.” (41% продаж в рублях). Здесь в основном представлены минеральные комплексы с большим номером упаковки (График 3).
БАД, реализуемые в аптеках России, преимущественно имеют отечественное происхождение. Описываемая группа не исключение. По итогам 2018 года доля отечественных БАД, применяемых при заболеваниях ОДА, составила 80% в упаковках. Но за счет более низкой цены в стоимостном выражении между импортными и отечественными БАД рынок поделен практически поровну. Покупатель в аптеке приобретает БАД отечественного производства за 295 рублей, тогда как одна упаковка импортного происхождения обходится ему в 980 рублей.
“Эвалар” на протяжении многих лет является лидером данной группы с долей 26-27% в рублях и 33% в упаковках. В портфеле данного производителя 11 брендов, которые выпускаются в 20 различных формах выпуска. Наиболее востребованной является БАД “ХОНДА”, которая занимает 63% стоимостного объема реализации производителя в данной группе. За 5 лет портфель компании пополнился 5 брендами, которые относятся к БАД, применяемым при заболеваниях ОДА. Наибольшую долю смог занять препарат “АРТРОМАКСИМУМ”: в 2018 году – 4,4%.
На вторую строчку в 2018 году смогла подняться чешская компания ORLING, которая продвигает на нашем рынке бренд “Геладрин” – хондропротектор с коллагеном, глюкозамином и хондроитином в составе. Наиболее востребованная форма у покупателя – “ГЕЛАДРИНК ФОРТЕ ПОРОШОК ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРА ДЛЯ ПРИЕМА ВНУТРЬ [КЛУБНИЧНЫЙ] 420 Г № 1”.
На третьем месте американская компания BAUSCH HEALTH, которая в свое время приобрела две отечественные компании “Экомир” и Natur Product. “ГЛЮКОЗАМИН” – основной бренд производителя в этой категории.
На ТОП-10 компании приходится 79% рынка, таким образом, концентрация участников довольно высокая.
В рейтинге по упаковкам представлено больше отечественных производителей: так, например, дополнительно можно отметить компании “Фитосила”, “ДИОД”, которые не попали в рейтинг по стоимостному объему.
Рынок БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА, отличается высокой концентрацией. На ТОП-20 брендов приходится 88% объема как в рублях, так и в упаковках.
Таблица 1. ТОП-10 производителей БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА
Производитель |
Доля, руб. |
ÝÂÀËÀÐ |
26,5% |
ORLING |
10,4% |
BAUSCH HEALTH |
9,7% |
SOLGAR VITAMIN AND HERB |
6,7% |
ÔÀÐÌÀÊÎÐ ÏÐÎÄÀÊØÍ |
5,5% |
ÀÊÂÈÎÍ |
5,5% |
QUEISSER PHARMA |
4,7% |
ÊÎÌÔÎÐÒ ÊÎÌÏËÅÊÑ |
3,8% |
KOELBEL PRODUKTFORSCHUNG |
2,9% |
KENDY LTD |
2,8% |
Производитель |
Доля, упак. |
ÝÂÀËÀÐ |
33,2% |
ÊÎÌÔÎÐÒ ÊÎÌÏËÅÊÑ |
11,3% |
BAUSCH HEALTH |
6,9% |
ÔÀÐÌÀÊÎÐ ÏÐÎÄÀÊØÍ |
6,8% |
ÔÈÒÎÑÈËÀ |
5,7% |
ÄÈÎÄ |
4,4% |
QUEISSER PHARMA |
4,2% |
ÐÈÀ ÏÀÍÄÀ |
2,8% |
ÀÊÂÈÎÍ |
2,5% |
GLENMERY BIOTECHNOLOGIES |
2,0% |
Таблица 2. ТОП-20 брендов БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА
Бренд |
Доля, руб. |
ÕÎÍÄÀ |
16,72% |
ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ ÌÀÊÑÈÌÓÌ |
10,52% |
ÃÅËÀÄÐÈÍÊ |
10,32% |
SOLGAR |
6,65% |
ÝÂÀËÀÐ ÃÎÐÍÛÉ ÊÀËÜÖÈÉ |
5,96% |
ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ-ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍÎÂÛÉ |
4,87% |
ÄÎÏÏÅËÜÃÅÐÖ |
4,69% |
ÊÀËÜÖÈÄ |
3,80% |
ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍ+ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ |
3,01% |
ÃÅËÅÍÊ ÍÀÐÓÍÃ |
2,91% |
ÏÐÎÒÅÊÒÀ |
2,78% |
ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍ + ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ ÔÎÐÒÅ |
2,51% |
ÀÐÒÐÎ-ÀÊÒÈÂ |
2,20% |
ÈÍÎËÒÐÀ |
2,17% |
ÀÐÒÐÎÖÈÍ |
1,98% |
ÊÎËËÀÃÅÍ ÓËÜÒÐÀ |
1,86% |
ÎÐÒÎÌÎËÜ |
1,56% |
ÄÎÊÒÎÐ ÌÎÐÅ |
1,31% |
ÑÀÁÅËÜÍÈÊ-ÝÂÀËÀÐ |
1,24% |
ÀÐÒÐÎÌÀÊÑÈÌÓÌ |
1,17% |
Бренд |
Доля, руб. |
ÕÎÍÄÀ |
16,72% |
ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ ÌÀÊÑÈÌÓÌ |
10,52% |
ÃÅËÀÄÐÈÍÊ |
10,32% |
SOLGAR |
6,65% |
ÝÂÀËÀÐ ÃÎÐÍÛÉ ÊÀËÜÖÈÉ |
5,96% |
ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ-ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍÎÂÛÉ |
4,87% |
ÄÎÏÏÅËÜÃÅÐÖ |
4,69% |
ÊÀËÜÖÈÄ |
3,80% |
ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍ+ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ |
3,01% |
ÃÅËÅÍÊ ÍÀÐÓÍÃ |
2,91% |
ÏÐÎÒÅÊÒÀ |
2,78% |
ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍ + ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ ÔÎÐÒÅ |
2,51% |
ÀÐÒÐÎ-ÀÊÒÈÂ |
2,20% |
ÈÍÎËÒÐÀ |
2,17% |
ÀÐÒÐÎÖÈÍ |
1,98% |
ÊÎËËÀÃÅÍ ÓËÜÒÐÀ |
1,86% |
ÎÐÒÎÌÎËÜ |
1,56% |
ÄÎÊÒÎÐ ÌÎÐÅ |
1,31% |
ÑÀÁÅËÜÍÈÊ-ÝÂÀËÀÐ |
1,24% |
ÀÐÒÐÎÌÀÊÑÈÌÓÌ |
1,17% |