"РЕАБИЛИТАЦИЯ" №1(19) 2019 г.

Скачать издание (pdf)

Листать издание (pdf-вьювер)

Информация для рекламодателей (pdf)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Обзор аптечных продаж БАД при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата

Маркетинговое агентство DSM Group

Нагрузка на человеческий организм год от года становится всё больше. Наш опорно-двигательный аппарат (ОДА) – суставы, кости и связки – работает в усиленном режиме. Если человек активный, а его трудовая деятельность сопряжена с подъёмом тяжестей, он ещё и испытывает критические физические нагрузки, соответственно, организм изнашивается намного быстрее.

В такой ситуации без дополнительного питания, включающего в себя витамины, микроэлементы и вещества, улучшающие эластичность связок, мышц и хрящей, просто не обойтись. БАДы при нарушениях функций ОДА – один из оптимальных вариантов поддержать свой опорно-двигательный аппарат в здоровом состоянии.

В настоящее время в аптеках России представлено большое количество БАД, применяемых при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата: за 2018 год было реализовано порядка 310 SKU, которые объединяются в 159 брендов и производятся 126 производителями.

В последние годы описываемая группа БАД показывает отрицательную динамику, причем в упаковках продажи сокращаются более быстрыми темпами, чем в рублях. Такой тренд обусловлен несколькими факторами. В первую очередь, ухудшением платежеспособности населения на фоне снижения реально располагаемых доходов. БАД не всегда являются товарами первой необходимости, и потребитель может отказаться от покупки. С другой стороны, определенный рост цен также приводит к тому, что в упаковках динамика продаж БАД, применяемых при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, ухудшается.

В целом в 2018 году БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА, было продано 3,3 млн упаковок на сумму 1 422 млн руб. (в розничных ценах с НДС). Динамика продаж БАД данной группы отличается определенной сезонностью. Наибольший пик продаж приходится на осенний и весенний периоды, когда в связи с холодной и сырой погодой заболевания опорно-двигательного аппарата обостряются.

Рассматриваемые БАД имеют довольно высокую стоимость упаковки. Так, если по рынку в целом одна упаковка БАД обходится покупателю порядка 167 рублей, то БАД, применяемые при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, в среднем за 2018 год имели стоимость 433 рубля. Причем за последние 5 лет стоимость данной группы БАД заметно выросла: в 2014 году одна упаковка в среднем стоила 243 рубля, в 2016 году – уже 365 рублей (График 1).

Высокая стоимость БАД в этой группе объясняется еще и особенностями потребления: комплексы рассчитаны на длительный и регулярный (иногда и многократный в день) прием. В одной банке может быть 100 и более таблеток. Максимальная упаковка включает в себя 545 таблеток – это ФАЙН ГЛЮКОЗАМИН И ХОНДРОИТИН ТАБЛЕТКИ № 545 со средней ценой около 8 400 рублей. Наиболее популярные упаковки № 30 (24% в натуральном выражении) и № 60 (14%). Отметим, что с доля “больших” упаковок увеличивается. Упаковка № 60 за 5 лет в доле выросла на 4% в натуральном выражении и на 6% в стоимостном, № 90 – на 4,7% в рублях и на 4,8% в упаковках (График 2).

Таким образом, еще один фактор снижения продаж в упаковках – это переключение потребителя на позиции, включающие в себя большее число таблеток.

Люди предпочитают покупать более дешевые позиции: с ценой “до 200 руб.” за упаковку. В этот сегмент попадают препараты в форме таблеток или растительного сырья, которые имеют в своем составе одно действующее вещество.

При этом наибольшую прибыль аптекам приносят позиции из ценового сегмента “свыше 800 руб.” (41% продаж в рублях). Здесь в основном представлены минеральные комплексы с большим номером упаковки (График 3).

БАД, реализуемые в аптеках России, преимущественно имеют отечественное происхождение. Описываемая группа не исключение. По итогам 2018 года доля отечественных БАД, применяемых при заболеваниях ОДА, составила 80% в упаковках. Но за счет более низкой цены в стоимостном выражении между импортными и отечественными БАД рынок поделен практически поровну. Покупатель в аптеке приобретает БАД отечественного производства за 295 рублей, тогда как одна упаковка импортного происхождения обходится ему в 980 рублей.

“Эвалар” на протяжении многих лет является лидером данной группы с долей 26-27% в рублях и 33% в упаковках. В портфеле данного производителя 11 брендов, которые выпускаются в 20 различных формах выпуска. Наиболее востребованной является БАД “ХОНДА”, которая занимает 63% стоимостного объема реализации производителя в данной группе. За 5 лет портфель компании пополнился 5 брендами, которые относятся к БАД, применяемым при заболеваниях ОДА. Наибольшую долю смог занять препарат “АРТРОМАКСИМУМ”: в 2018 году – 4,4%.

На вторую строчку в 2018 году смогла подняться чешская компания ORLING, которая продвигает на нашем рынке бренд “Геладрин” – хондропротектор с коллагеном, глюкозамином и хондроитином в составе. Наиболее востребованная форма у покупателя – “ГЕЛАДРИНК ФОРТЕ ПОРОШОК ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РАСТВОРА ДЛЯ ПРИЕМА ВНУТРЬ [КЛУБНИЧНЫЙ] 420 Г № 1”.

На третьем месте американская компания BAUSCH HEALTH, которая в свое время приобрела две отечественные компании “Экомир” и Natur Product. “ГЛЮКОЗАМИН” – основной бренд производителя в этой категории.

На ТОП-10 компании приходится 79% рынка, таким образом, концентрация участников довольно высокая.

В рейтинге по упаковкам представлено больше отечественных производителей: так, например, дополнительно можно отметить компании “Фитосила”, “ДИОД”, которые не попали в рейтинг по стоимостному объему.

Рынок БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА, отличается высокой концентрацией. На ТОП-20 брендов приходится 88% объема как в рублях, так и в упаковках.

Таблица 1. ТОП-10 производителей БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА

Производитель

Доля, руб.

ÝÂÀËÀÐ

26,5%

ORLING

10,4%

BAUSCH HEALTH

9,7%

SOLGAR VITAMIN AND HERB

6,7%

ÔÀÐÌÀÊÎÐ ÏÐÎÄÀÊØÍ

5,5%

ÀÊÂÈÎÍ

5,5%

QUEISSER PHARMA

4,7%

ÊÎÌÔÎÐÒ ÊÎÌÏËÅÊÑ

3,8%

KOELBEL PRODUKTFORSCHUNG

2,9%

KENDY LTD

2,8%

Производитель

Доля, упак.

ÝÂÀËÀÐ

33,2%

ÊÎÌÔÎÐÒ ÊÎÌÏËÅÊÑ

11,3%

BAUSCH HEALTH

6,9%

ÔÀÐÌÀÊÎÐ ÏÐÎÄÀÊØÍ

6,8%

ÔÈÒÎÑÈËÀ

5,7%

ÄÈÎÄ

4,4%

QUEISSER PHARMA

4,2%

ÐÈÀ ÏÀÍÄÀ

2,8%

ÀÊÂÈÎÍ

2,5%

GLENMERY BIOTECHNOLOGIES

2,0%

Таблица 2. ТОП-20 брендов БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА

Бренд

Доля, руб.

ÕÎÍÄÀ

16,72%

ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ ÌÀÊÑÈÌÓÌ

10,52%

ÃÅËÀÄÐÈÍÊ

10,32%

SOLGAR

6,65%

ÝÂÀËÀÐ ÃÎÐÍÛÉ ÊÀËÜÖÈÉ

5,96%

ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ-ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍÎÂÛÉ
ÊÎÌÏËÅÊÑ

4,87%

ÄÎÏÏÅËÜÃÅÐÖ

4,69%

ÊÀËÜÖÈÄ

3,80%

ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍ+ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ

3,01%

ÃÅËÅÍÊ ÍÀÐÓÍÃ

2,91%

ÏÐÎÒÅÊÒÀ

2,78%

ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍ + ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ ÔÎÐÒÅ

2,51%

ÀÐÒÐÎ-ÀÊÒÈÂ

2,20%

ÈÍÎËÒÐÀ

2,17%

ÀÐÒÐÎÖÈÍ

1,98%

ÊÎËËÀÃÅÍ ÓËÜÒÐÀ

1,86%

ÎÐÒÎÌÎËÜ

1,56%

ÄÎÊÒÎÐ ÌÎÐÅ

1,31%

ÑÀÁÅËÜÍÈÊ-ÝÂÀËÀÐ

1,24%

ÀÐÒÐÎÌÀÊÑÈÌÓÌ

1,17%

Бренд

Доля, руб.

ÕÎÍÄÀ

16,72%

ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ ÌÀÊÑÈÌÓÌ

10,52%

ÃÅËÀÄÐÈÍÊ

10,32%

SOLGAR

6,65%

ÝÂÀËÀÐ ÃÎÐÍÛÉ ÊÀËÜÖÈÉ

5,96%

ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ-ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍÎÂÛÉ
ÊÎÌÏËÅÊÑ

4,87%

ÄÎÏÏÅËÜÃÅÐÖ

4,69%

ÊÀËÜÖÈÄ

3,80%

ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍ+ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ

3,01%

ÃÅËÅÍÊ ÍÀÐÓÍÃ

2,91%

ÏÐÎÒÅÊÒÀ

2,78%

ÕÎÍÄÐÎÈÒÈÍ + ÃËÞÊÎÇÀÌÈÍ ÔÎÐÒÅ

2,51%

ÀÐÒÐÎ-ÀÊÒÈÂ

2,20%

ÈÍÎËÒÐÀ

2,17%

ÀÐÒÐÎÖÈÍ

1,98%

ÊÎËËÀÃÅÍ ÓËÜÒÐÀ

1,86%

ÎÐÒÎÌÎËÜ

1,56%

ÄÎÊÒÎÐ ÌÎÐÅ

1,31%

ÑÀÁÅËÜÍÈÊ-ÝÂÀËÀÐ

1,24%

ÀÐÒÐÎÌÀÊÑÈÌÓÌ

1,17%