"РЕАБИЛИТАЦИЯ" №2 2015 г.

Скачать издание (pdf)

Листать издание (pdf-вьювер)

Информация для рекламодателей (pdf)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


О факторах, влияющих на успешность слухоречевой реабилитации пациентов с разными имплантами

Л. В. Маляр, Е. А. Подоксенова

ФГБУЗ КБ № 122 им. Л. Г. Соколова ФМБА России

С 2012 года в КБ-122 пациентам имплантируются системы КИ 3-х разных фирм: Med-El, Cochlear, Advanced Bionics. Общаясь друг с другом во время реабилитации, родители проимплантированных детей сравнивают их достижения, успехи и неудачи. Родители часто задают вопрос: зависит ли развитие слухового восприятия и устной речи ребенка от производителей имплантов (или “Какой имплант лучше?”).

Накопив достаточно большой опыт работы с имплантами всех 3-х фирм-производителей, мы решили систематизировать полученные знания и выяснить, зависит ли успешность слухоречевой реабилитации пациентов от того, какие импланты им установлены.

Конечной целью кохлеарной имплантации является интеграция пациента в слышащее общество посредством развития (формирования) у него слухового восприятия речи и собственной устной речи.

Факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у маленьких детей:

1. Наличие слухового опыта (наличие слуха в первые годы жизни, постепенное снижение слуха, слухопротезирование в раннем возрасте);

2. Постоянное использование слухового аппарата до операции;

3. Наличие вокализаций и речи;

4. Отсутствие психический нарушений (внимания, общих познавательных и коммуникативных навыков);

5. Наличие опыта занятий с сурдопедагогом;

6. Наличие у родителей опыта регулярных занятий с ребенком, а также желания и возможности самостоятельно заниматься с ним под руководством педагогов после кохлеарной имплантации;

7. Наличие условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства ребенка после кохлеарной имплантации;

8. Ранний возраст ребенка.

Факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста:

1. Наличие слухового опыта (наличие слуха в первые годы жизни, постепенное снижение слуха, слухопротезирование в раннем возрасте);

2. Постоянное использование слухового аппарата до операции;

3. Достаточный уровень языковой компетенции (большой объем словаря, сформированность грамматических представлений);

4. Использование устной речи как основного средства общения;

5. Хорошие навыки чтения с губ;

6. Сформированность навыков чтения (понимание прочитанного);

7. Интеграция в среду слышащих (посещение массового или логопедического детского учебного заведения);

8. Отсутствие психических нарушений (внимания, общих познавательных и коммуникативных навыков);

9. Наличие опыта занятий с сурдопедагогом;

10. Наличие у родителей опыта регулярных занятий с ребенком, а также желания и возможности самостоятельно заниматься с ним под руководством педагогов после кохлеарной имплантации;

11. Наличие условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства ребенка после кохлеарной имплантации.

Для ответа на вопрос, влияет ли конкретный имплант на успешность слухоречевой реабилитации ребенка мы оценивали результаты первичной и повторной реабилитации пациентов с имплантами 3-х фирм-производителей: Med-El, Cochlear, Advanced Bionics.

Всего в исследовании принимали участие 96 пациентов: по 32 пациента от каждой фирмы. Пациентов каждой фирмы мы разделили на 4 возрастные группы: 1. до 2-х лет; 2. 2-5 лет, 3. 6-12 лет, 4. позднооглохшие взрослые.

Прогноз успешности дальнейшего использования пациентом КИ возможно сделать уже к концу первичной слухоречевой реабилитации. Анализ ее результатов позволил нам выявить наиболее важные для каждой группы пациентов факторы, определяющие результативность последующей реабилитации.

Оценка результатов первичной реабилитации

1 руппа (дети до 2-х лет):

1) Воспринимает ли звуки всего частотного диапазона к концу первичной реабилитации (по непроизвольным реакциям);

2) Появляется ли ориентировочная реакция на звук (ищет ли звук?);

3) Начинает ли самостоятельно вызывать звуки, манипулируя с предметами и игрушками;

4) Появляются ли самостоятельные соотнесенные вокализации в процессе игровой деятельности;

5) Привыкает ли ребенок к речевому процессору к концу первичной реабилитации.

Исследовав результаты первичной реабилитации пациентов 1-й группы, мы пришли к выводу, что решающая роль в успешности первоначальной адаптации маленьких детей к КИ принадлежит родителям. Причем важнее не то, насколько активны родители на занятиях, но то, как они общались с ребенком до операции, занимались ли с ним, развивали ли в нем довербальные коммуникативные навыки, познавательный интерес; приучали ли к ношению слухового аппарата. Операция – стресс, как для ребенка, так и для родителей. Сформированные навыки совместной игры помогают успокоиться и малышу, и маме, чувствовать себя на занятии комфортно. Естественное, спокойное самочувствие, привычка общаться с мамой – залог успешной первичной реабилитации для пациентов этой группы. Наилучшие результаты первичной реабилитации показали дети, чьи родители уделяли наибольшее количество времени эмоциональному общению, игре с ребенком.

2 группа (дети от 2 до 5-ти лет):

1) Воспринимает ли звуки всего частотного диапазона к концу первичной реабилитации (по непроизвольным реакциям);

2) Сформирована ли условно-двигательная реакция на звук;

3) Различает ли ребенок на слух неречевые сигналы (звуки музыкальных игрушек, некоторые бытовые звуки);

4) Различает ли ребенок на слух основные характеристики неречевых и речевых звуков (громкость, длительность, прерывистость, высота, количество звучаний);

5) Различает ли ребенок на слух знакомый по звучанию речевой материал (звукоподражания, слова, короткие фразы – в соответствии с возрастом);

6) Использует ли ребенок в собственной речи звукоподражания, слова, короткие фразы (в соответствии с возрастом);

7) Запоминает ли ребенок новый речевой материал слухо-зрительно и на слух;

8) Исправляет ли на слух ошибки в произношении (по подражанию).

Для пациентов этой группы на первый план выходит наличие или отсутствие опыта целенаправленных занятий с сурдопедагогом. Дети, имеющие этот опыт, быстрее и легче идут на контакт, лучше понимают задания и инструкции, имеют, как правило, больший объем пассивного и активного словаря, больший уровень сформированности эмоционально-волевой сферы: они более внимательны, усидчивы, продуктивнее работают на занятиях и, как следствие, достигают лучших результатов развития слухового восприятия с КИ к концу первичной реабилитации. Также имеет большое значение интеграция ребенка в среду слышащих (посещении массового или логопедического детского сада), ежедневное общение со слышащими сверстниками.

3 группа (дети от 6 до 12 лет):

К критериям, описанным при оценке результатов 2 группы, добавляются следующие:

1) Различает ли на слух словосочетания, предложения при работе с текстами;

2) Выполняет ли поручения, воспринятые на слух (включающие знакомый речевой материал) в ситуации закрытого и открытого выбора;

3) Различают ли знакомый речевой материал, предъявляемый шепотом или в шумной обстановке.

В результате проведенного исследования, в данной группе пациентов, наряду с факторами, приведенными выше (факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста), мы выделяем еще один важный фактор, который в итоге становится решающим для детей школьного возраста – это личная мотивация ребенка, желание научиться слышать с помощью КИ, стремление к активным занятиям, умение понуждать себя к работе. Очень важна для детей поддержка и помощь со стороны взрослых, их доброжелательное отношение и активное участие в занятиях с детьми.

4 группа (позднооглохшие взрослые):

Все пациенты данной группы (24 человека: по 8 пациентов с имплантами каждой фирмы) показали хорошие результаты к концу первичной реабилитации. Все хорошо опознают на слух различный речевой материал (слова, предложения, тексты; отрывки из произведений художественной литературы, стихотворные произведения); выполняют поручения, воспринятые на слух, свободно отвечают на вопросы по любым общим темам. Важным фактором успешной адаптации взрослых пациентов оказались адекватные ожидания результатов операции и готовность к постепенной реабилитации. Пациенты, понимающие, что не будут слышать и понимать все сразу, более настроены на занятия, начинают быстрее и лучше различать речь с КИ.

По прошествии 6-ти месяцев мы оценили результаты повторной реабилитации тех же групп пациентов с имплантами 3-х фирм-производителей. Анализ результатов повторной реабилитации подтвердил первоначальные полученные данные.

Лучшие результаты среди пациентов до 2-х лет с имплантами всех 3-х фирм показали дети, чьи родители продолжали ежедневное постоянное эмоциональное общение с ними, совместную игровую деятельность; стимулировали самостоятельные вокализации детей в ежедневных бытовых ситуациях.

Лучшие результаты развития слухового восприятия с КИ среди пациентов 2-й группы (2-5 лет) оказались у детей, посещающих массовые или логопедические детские образовательные учреждения и занимавшихся индивидуально с сурдопедагогом и/или логопедом. Эти дети самостоятельно используют устную речь, она становится для них основным средством общения.

Пациентам 3-й группы (дети школьного возраста 6-12 лет) значительно труднее достичь хороших результатов развития слухового восприятия с КИ и собственной устной речи, так как сенситивный период к развитию речи (до 3-х лет) у них давно прошел. Тем не менее, среди этой группы нашлись пациенты, наиболее эффективно использующие КИ. Это дети с разными имплантами, имеющие наиболее сильную мотивацию к занятиям, к развитию своего слуха, улучшению произношения и развитию связной речи. Это дети, которые много занимаются самостоятельно, с родителями и педагогами.

Что касается взрослых позднооглохших пациентов, то все участники исследования (то есть 24 пациента с имплантами 3-х разных фирм) через 6 месяцев привыкли к КИ и свободно воспринимают обращенную речь на слух.

Таким образом, по результатам проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что успешность слухоречевой реабилитации не зависит от того, имплант какой фирмы-производителя установлен пациенту. Хорошие результаты развития слухового восприятия и собственной устной речи пациента напрямую зависят от: активного общения родителей с ребенком с первых дней жизни и в дальнейшем, после операции (для маленьких детей), от организации развивающей слухоречевой среды и индивидуальных занятий с педагогами (дошкольный и школьный возраст), от личной мотивации детей к занятиям и улучшению собственной речи (старшие школьники), от адекватных ожиданий результатов операции и готовности к длительной слухоречевой реабилитации (у взрослых пациентов).