Скачать публикацию (23.00 Кб в архиве, формат MS Word)

"Реабилитация" №1(7) 2015 г.

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

PDF-версия номера (13,8 Мб)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Учет личностных особенностей больных бронхиальной астмой и их специфических страхов при обучении в “Астма-Школе”

Е. В. Сухова, доктор медицинских наук, профессор кафедры “Экология и безопасность жизнедеятельности” ФГБОУ ВПО “Самарский государственный экономический университет”

В. М. Сухов, доктор медицинских наук, профессор кафедры “Клиническая медицина”

НОУ ВПО “Самарский медицинский институт “Реавиз”

Ключевые слова. Бронхиальная астма, информирование больных, образовательные программы, личностные особенности, специфические страхи, обучение в “Астма-Школе”, учет личностных особенностей.

Аннотация. Бронхиальная астма является не только медицинской, но и социальной проблемой. Для повышения дисциплины лечения необходимо информирование больных, которое проводиться в рамках “Астма-Школы”. Проведено исследование 127 больных БА – 62 мужчины среднего возраста 38,8–3,7 лет и 65 женщин среднего возраста 35,9–3,6 лет с помощью “Стандартизованного многофакторного метода исследования личности”. 100 человек из них были также анкетированы с помощью авторской анкеты по выявлению причин страхов у больных бронхиальной астмой. Больнгые посещали занятия в “Астма-Школе”. При проведении занятий учитывались личностные особенности и причины развития специфических страхов. Эффективность занятий оценивалась по клиническим показателям. Занятия оказались эффективными. Следовательно, при проведении занятий в “Астма-Школе” целесообразно делать поправку на личностные особенности больных и учитывать их специфические страхи.

Бронхиальная астма (БА) является одним из наиболее распространенных заболеваний [6, 18]. Повышенный риск смерти, не связанный с возрастом заболевшего, нарастающая инвалидизация больных в связи с утяжелением течения, широкая распространенность среди лиц трудоспособного возраста позволяют считать это заболевание социальным страданием [14, 19]. Экономические затраты прямого и непрямого характера при БА также велики [8, 15, 18]. Поэтому особое значение придается дисциплине лечения, сотрудничеству между врачом и пациентом, обучению больных людей самоконтролю, самопомощи [2, 4, 5, 6, 10, 13]. Для группового обучения больных людей была создана сеть образовательных “Астма-Школ” [2, 3, 4, 8, 9]. Описан опыт индивидуального обучения, который оказался успешным – у больных БА достоверно повысился уровень контроля над заболеванием, улучшились клинические и психологические показатели [5]. К ведению больных БА привлекаются психологи, психотерапевты, психиатры, так как было доказано, что приверженность лечению, течение и прогноз заболевания во многом определяются тревогой и депрессией как реакциями на заболевание [1, 5, 7, 11, 12, 16].

Однако, в доступной нам литературе мы не нашли результатов изучения непосредственных причин развития тревоги, страхов у больных БА. Понятно, что болезнь вызывает у больного человека эмоциональное напряжение, сопровождается тревогой. При болезни существует достаточно много факторов, которые могут эмоционально воздействовать на больного человека, вызывать страхи и тревоги. При проведении психологической коррекции, комплексной терапии целенаправленная работа с определенными страхами, очевидно, могла бы повысить эффективность лечения в целом.

В доступной нам литературе мы не нашли результаты изучения причин страхов у больных бронхиальной астмой.

Целью проведенного исследования явилось изучение причин развития страхов у больных бронхиальной астмой и способов их коррекции.

Объект и методы исследования

Для изучения психологических особенностей больных бронхиальной астмой, типов реагирования было обследовано 127 больных БА, из них 62 мужчины (среднего возраста 38,8 ± 3,7 лет) и 65 женщин (среднего возраста 35,9 ± 3,6 лет) с помощью психологического теста “Стандартизованный многофакторный метод исследования личности” (СМИЛ) [17]. Больные БА были жителями Самарской области, были взяты методом сплошной выборки при обращении к пульмонологу в городской поликлинике № 5. Средняя длительность заболевания у мужчин составила 7,68 ± 6,47 лет, у женщин – 9,41±7,71 лет. БА у всех наблюдаемых больных была контролируемой, стабильного течения, средней тяжести, со средне выраженными нарушениями функции внешнего дыхания.

У 100 из больных, тестированных “СМИЛ”, было проведено анкетирование по специально разработанной авторской анкете (рационализаторское предложение № 514 Самарского военно-медицинского института) для изучения причин страхов. Каждый анкетируемый письменно подтверждал свое согласие участвовать в исследовании. Разработанная анкета построена по типу самооценки испытуемым собственных страхов, развившихся в ответ на заболевание БА. Страхи с учетом разных причин возникновения выражены утверждениями. Каждое утверждение имеет шкалу, на которой испытуемый самостоятельно отмечал свое предполагаемое положение. Затем ответы с помощью специального ключа переводились в количественные балльные показатели и обрабатывались по общепринятым статистическим методикам. Анализ результатов анкетирования проводился с помощью статистической программы SPSS, 12.0 версии. Через месяц после анкетирования оно было проведено повторно у 30% респондентов. Расхождений результатов не было.

Часть обследованных больных БА посещала занятия в “Астма-Школе” на базе городской поликлиники № 5 г. Самары. Для проведения занятий в “Астма-Школе” был использован информационный блок в соответствии с рекомендациями “Глобальной стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы” [6], а также результаты анкетирования и психологического тестирования. Эффективность занятий в “Астма-Школе” анализировалась по клиническим показателям.

Полученные результаты.

127 больных БА средней тяжести – 62 мужчины (средний возраст 38,8 ± 3,7 лет) и 65 женщин (средний возраст 35,9 ± 3,6 лет) были тестированы с помощью “Стандартизованного многофакторного метода исследования личности” (СМИЛ).

У всех обследованных уровень оценочных шкал соответствовал необходимому уровню валидности и достоверности. Оценки по трем оценочным и 10 основным клиническим шкалам мужчин, страдающих бронхиальной астмой (БА), представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели СМИЛ мужчин с БА

Шкалы

Показатели

M ± m

σ

L – ложь

44,9 ± 1,6

5,99

F – достоверность

82,9 ± 2,81

10,5

K – контроль

49,3 ± 1,79

6,74

Hs – сверхконтроль

52,1 ± 2,49

9,29

D – пессимистичность

72,4 ± 4,12

15,4

Hy – эмоциональная лабильность

63,3 ± 2,89

10,8

Pd – импульсивность

73,6 ± 2,14

8,0

Mf – женственность – мужественность

78,9 ± 2,3

8,65

Pa – ригидность

66,4 ± 2,3

8,59

Pt – тревожность

67,4 ± 3,37

12,6

Sc – индивидуалистичность

76,9 ± 4,44

16,6

Ma – оптимистичность

70,2 ± 2,7

10,1

Si – интроверсия

53,1 ± 2,1

7,82

М – среднее арифметическое по группе, m – среднеарифметическое отклонение

σ – ρтандартное отклонение. Код усредненного профиля по Уэлшу – 8429’763-01/ F”KL

Для мужчин, больных БА, свойственна дисгармония личности по типу актуализации разнонаправленных тенденций: мягкость, желание сгладить острые углы и одновременно стремление доминировать, активность, экспансивность, созерцательная позиция и при этом активно деятельностный подход к действительности. Избегание неудач является ведущим мотивом достижения. Данный тип личности может быть отнесен к “нарциссическому”: характерна самовлюбленность, эгоцентризм, ориентированность на собственную персону, склонность оценивать все через призму своего мнения как единственно правильного, некритичность к собственным поступкам, тенденции самооправдания, эстетствующее резонерство, манерность. Мужчины с БА чувствительны к диссонансу своего “Я” с окружающим миром, однако не рассматривают свои действия как причину неудач. В фрустрирующей ситуации они легко декомпенсируются, но не принимают на себя ответственность, не склонны менять что-либо в себе. Характерна эмоциональная незрелость, подростковые эмоциональные реакции, экзальтированность, перепады настроения, склонность к сомнениям, эмоциональный дискомфорт, неуверенность в себе, неудовлетворенность.

Подводя итоги можно сказать, что мужчинам с БА свойственно перекладывание с себя ответственности на других, самооправдание, некритичность к себе, расценивание своего мнения как правильного в любой ситуации, непринятие ответственности.

Группа женщин, страдающих БА, была обследована с помощью методики СМИЛ. Данные исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели СМИЛ женщин с БА

Шкалы

Показатели

M ± m

σ

L – ложь

48,7 ± 2,25

9,76

F – достоверность

84,7 ± 2,5

10,9

K – контроль

48,5 ± 2,2

9,61

Hs – сверхконтроль

69,9 ± 3,1

13,3

D – пессимистичность

75,4 ± 2,52

11,0

Hy – эмоциональная лабильность

66,6 ± 3,03

13,2

Pd – импульсивность

71,2 ± 2,29

9,92

Mf – женственность – мужественность

72,8 ± 2,41

10,5

Pa – ригидность

69,7 ± 2,94

12,8

Pt – тревожность

67,3 ± 2,39

10,4

Sc – индивидуалистичность

71,1 ± 2,84

12,4

Ma – оптимистичность

64,5 ± 2,34

10,2

Si – интроверсия

57,5 ± 1,79

7,78

М – среднее арифметическое по группе, m – среднеарифметическое отклонение

σ – ρтандартное отклонение. Код усредненного профиля по Уэлшу – 2548’16739-0/ F”LK

Личность женщин с БА может быть охарактеризована следующим образом: пассивная личностная позиция и одновременно высокие притязания на достижения, желание социального успеха и пессимистическая оценка своих перспектив, неудовлетворенность. Неуверенность в себе компенсируется выражаемой вовне агрессией. Характерно осознание своих проблем, склонность к раздумьям, к глубокому переживанию психотравмирующей ситуации, инертность в принятии решений, скептицизм. Женщины с БА способны на отказ от реализации сиюминутных потребностей ради отдаленных планов. Они рационализируют свои неудачи, чтобы избежать повторения негативного опыта, это ограничивает сферу их социальной активности. Им свойственны: мужественность, стремление к независимости, эмансипации, самостоятельности, при этом реально они не могут реализовать свои стремления из-за страха неудачи. Эти разнонаправленные тенденции приводят к личностной дисгармонии, которая усиливается неудовлетворенностью в сфере сексуальных отношений. Претендуя на активную роль в отношениях и не прикладывая усилий для их построения, они постоянно недовольны тем, что имеют. Потребность в понимании, признании и любви не насыщенна, она наиболее фрустрируемая, является ведущей зоной психотравмирующего воздействия. В контактах женщины с БА избирательны, с трудом создают близкие отношения. Они осознают свою ранимость, и, испытывая потребность в теплых отношениях, в то же время боятся создавать их.

Подводя итог можно заключить, что женщинам с БА свойственны высокие претензии и отсутствие любых усилий для их достижения из-за страха неудачи, пессимистическая оценка перспектив, неуверенность в себе и своих силах, что компенсируется агрессией к окружающим.

Таким образом, тест СМИЛ показал, что больным БА мужчинам и женщинам свойственны дисгармония личности, страх неудач, пассивная личностная позиция, неуверенность в себе, опасения, тревожность.

Однако, с помощью данного теста нельзя выявить причину страхов у больных БА. Для выявления причин страхов у больных БА была разработана специальная анкета и проведено анкетирование 100 больных БА – 62 мужчин и 38 женщин из числа тестированных СМИЛ. Балльные показатели результатов анкетирования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Балльные показатели результатов анкетирования больных БА

Утверждения

Балльный показатель

Я боюсь наступления приступа

76,18

Я боюсь умереть от приступа удушья

74,54

Я боюсь гормональных препаратов

71,70

Я боюсь привыкнуть к ингаляторам

61,88

Я боюсь, что не смогу сделать карьеру

57,98

Я боюсь, что у лекарств много побочных действий

53,90

Я боюсь проблем с трудоустройством

52,60

Я боюсь, что мне придется вести образ жизни больного

47,60

Я боюсь рано умереть

35,64

Я боюсь, что мне придется ограничивать себя в чем-то из-за болезни

33,68

Я боюсь, что должен изменить привычный образ жизни

28,50

Я боюсь, что не смогу соблюдать все рекомендации

27,32

Я боюсь, что мне назначили много лекарств

20,72

Из таблицы 3 видно, что у больных БА наиболее высоки страхи перед развитием приступа удушья и перед смертью во время приступа. Чуть ниже балльные показатели страхов перед лечением гормональными препаратами, возможным привыканием к ингаляторам, возможностью не сделать карьеру и побочным действием лекарств. Заслуживает внимания страх перед необходимостью вести образ жизни больного человека, т.е. ограничивать себя в чем-то. Из представленной таблицы видно, что страхи больных БА специфичны, связаны с заболеванием и лечением. При анализе данных гендерные различия не были выявлены, данные страхи свойственны и для мужчин, и для женщин, больных БА.

Был проведен корреляционный анализ по Пирсону для выявления возможной взаимосвязи специфических для больных БА страхов. Была выявлена прямая статистически достоверная зависимость между страхами: “Я боюсь, что у лекарств много побочных действий” и “Я боюсь, что мне придется ограничивать себя в чем-то из-за болезни” (r = 0,394; p = 0,005); “Я боюсь, что у лекарств много побочных действий” и “Я боюсь, что не смогу соблюдать все рекомендации” (r = 0,384; p = 0,003); “Я боюсь, что у лекарств много побочных действий” и “Я боюсь гормональных препаратов” (r = 0,415; p = 0,001). Таким образом, страх перед побочным действием препаратов прямо взаимосвязан с другими страхами. Т.е. в основе всех страхов у больного БА лежит страх перед побочным действием препаратов.

В “Глобальной стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы” пересмотра 2011 г. целью сотрудничества врача и пациента, страдающего бронхиальной астмой, обозначено управляемое самоведение [6]. В рамках борьбы с бронхиальной астмой в нашей стране существует образовательная программа “Астма-Школа”, которая разработана для информирования, настроя на лечение, соблюдение рекомендаций и назначений, мотивации на дисциплину лечения.

В городской поликлинике № 5 города Самары также существует “Астма-Школа”. Информационный блок соответствовал рекомендациям “Глобальной стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы” [6]. Однако при проведении занятий учитывались результаты изучения психологических особенностей больных БА и причины развития специфических страхов и тревог, и делалась поправка на личностные особенности и на вероятность развития конкретных страхов и опасений при лечении. На каждом занятии отрабатывались конкретные действия, информация преподносилась четко в позитивном ключе под запись. Больные вели дневники самонаблюдений, точность и правильность действий в конкретных ситуациях анализировалась вместе с врачом.

Были проведены занятия со 125 пациентами: 5 женщинами и 50 мужчинами.

В таблице 4 представлена динамика некоторых клинических показателей у мужчин с БА на фоне стандартной терапии с посещением “Астма-Школы” и без посещения занятий.

Таблица 4. Сравнение клинических показателей у мужчин с БА при базисной терапии с посещением “Астма-Школы” и без нее

Показатели

До начала
базисной терапи, n = 48

После базисной терапии с посещением “Астма-Школы”, n = 18

После базисной терапии без посещения
“Астма-Школы”, n=20

Дневные симптомы

2,6 ± 0,2

1,6 ± 0,1 (T = 4,5)

2,1 ± 0,2

(T = 2,2)*, (T = 1,5)

Ночные симптомы

2,3 ± 0,1

1,5 ± 0,2 (T = 3,6)

1,9 ± 0,1

(T = 1,8)*, (T = 2,8)

Агонисты

3,4 ± 0,4

2,1 ± 0,3 (T = 2,6)

2,3 ± 0,3

(T = 2,2)

ОФВ-1

62,3 ± 5,8

72,6 ± 6,1

70,4 ± 6,2

Т – сравнение данной группы с исходными данными

T* – сравнение двух групп после лечения

Как показывают результаты представленной таблицы, у мужчин с БА после курса базисной терапии отмечается положительная клиническая динамика (достоверное уменьшение дневных и ночных симптомов, уменьшение бронхолитиков). Однако у мужчин с БА, получавших базисную терапию одновременно с посещением занятий в “Астма-Школе”, количество дневных и ночных симптомов стало достоверно ниже.

В таблице 5 представлена динамика некоторых клинических показателей у женщин с БА на фоне стандартной терапии с посещением “Астма-Школы” и без посещения занятий.

Таблица 5. Сравнение клинических показателей у женщин с БА при базисной терапии с посещением “Астма-Школы” и без нее

Показатели

До начала
базисной терапи, n = 36

После базисной терапии с посещением “Астма-Школы”, n = 16

После базисной терапии без посещения
“Астма-Школы”, n=20

Дневные симптомы

2,6 ± 0,3

1,4 ± 0,2 (T = 3,3)

2,0 ± 0,3
(T = 1,6)*, (T = 1,5)

Ночные симптомы

2,8 ± 0,2

1,6 ± 0,3 (T = 3,3)

1,8 ± 0,2
(T = 3,6)

Агонисты

3,6 ± 0,4

1,8 ± 0,3 (T = 3,6)

2,5 ± 0,2
(T=1,6)*, (T=2,2)

ОФВ-1

60,5 ± 6,7

73,5 ± 6,3 (T = 1,4)

71,3 ± 6,9
(T =1,2)

Т – сравнение данной группы с исходными данными

T* – сравнение двух групп после лечения

Как показывает анализ результатов представленной таблицы, у женщин с БА после курса стандартной базисной терапии статистически достоверно уменьшилось количество дневных, ночных симптомов, а также используемых бронхолитиков. Однако количество дневных симптомов и число ингаляций бронхолитика у женщин, стандартное лечение которых проводилось с одновременным посещением занятий в “Астма-Школе”, статистически достоверно стало еще меньше.

Занятия в “Астма-Школе” показали высокую эффективность потому, что были учтены личностные особенности мужчин и женщин, больных БА и их ранжированные специфические страхи.

Обсуждение результатов.

В наступлении приступа удушья для больных БА присутствует элемент неожиданности, приступ застает их врасплох. Для снятия специфических страхов у больных БА необходимо информирование. Их специфические страхи вызваны отсутствием достоверной научной информации по своему заболеванию и компенсацией ее различного рода домыслами, опасениями, слухами, легендами, которыми они обмениваются и которые, в свою очередь, еще больше распаляют страхи. Анкетирование по специальной анкете позволило выявить причины страхов у больных БА, которые специфичны и связаны между собой. Страх перед побочным действием препаратов объясняется тем, что больные БА не следуют рекомендациям, пренебрегают базисной терапией, пытаются контролировать свое заболевание с помощью увеличения суточной дозы бронхолитиков. При передозировке закономерно появляются побочные эффекты, которые своими проявлениями пугают больных БА.

Корреляционный анализ полученных показателей выявил зависимость между страхами: “Я боюсь, что у лекарств много побочных действий” и “Я боюсь, что мне придется ограничивать себя в чем-то из-за болезни”. Эта зависимость объясняется тем, что невыполнение врачебных рекомендаций, нежелание ограничивать себя в чем-то привычным в связи с заболеванием, игнорирование врачебных советов, приводит к увеличению числа ингаляций бронхолитиков и появлению побочных эффектов.

“Я боюсь, что у лекарств много побочных действий” и “Я боюсь, что не смогу соблюдать все рекомендации”. Выявленная корреляция показала, что больные БА не соблюдают врачебные рекомендации, что приводит к развитию обострения заболевания, которое больные пытаются купировать увеличением суточных доз бронхолитиков, получая при этом побочные эффекты.

“Я боюсь, что у лекарств много побочных действий” и “Я боюсь гормональных препаратов”. Корреляция этих страхов показывает, что страх перед базисной терапией приводит к увеличению суточных доз бронхолитиков и развитию побочных эффектов. Страх перед гормональными препаратами объясняется отсутствием достоверной информации о них, восполнением ее слухами.

Таким образом, выявленные страхи больных БА доказывают их низкую информированность о своем заболевании, плохую дисциплину лечения, невыполнение лечебных рекомендаций, нежелание ограничивать себя в чем-то в связи с заболеванием. Однако их личностные особенности не позволяют им признавать свои ошибки, сознаваться в своей вине за нарушения. Поведение внешнеобвиняющее, при этом агрессивность маскирует страхи.

Им ближе ведомая позиция, их поведением нужно руководить. Поэтому на занятиях “Астма-Школы” необходимо не только вооружить их достоверной научной информацией для снятия причин специфических страхов, но и отрабатывать алгоритм самопомощи во время приступа удушья. Больные БА склонны подробно рассказывать о своих страхах, индуцируя при этом как себя, так и других больных. Врачу не нужно фиксировать внимание больных БА на страхах и опасениях, а целесообразно отрабатывать действия до автоматизма.

Поэтому “Астма-Школа” проводилась автором как тренинги действий. Каждый пациент сначала получал информацию под запись, а затем демонстрировал свои навыки пользования ингалятором, пикфлоуметрии, действий во время приступа. Как только больные БА делали попытки соскользнуть на негативные эмоции, собственные страхи и опасения, их внимание сразу переключалось на конкретные действия: “Если будете делать именно так, то вам нечего бояться приступа удушья, давайте повторим действие”.

Больные БА склонны к перекладыванию ответственности, не принимают на себя ответственность за выполнение назначений, поэтому важным этапом обучения самоконтролю являлся анализ записей в дневнике вместе с врачом. При этом нужно заранее объяснить, что в дневнике описываются не иррациональные страхи, а конкретные действия при конкретных ситуациях, которые и анализируются.

Ведущим мотивом достижения у мужчин с БА является стремление избежать неудачи. Вопросы по ходу занятий им целесообразно задавать только те, на которые они заведомо могут правильно ответить. Для них характерна самовлюбленность, самолюбование, их стоит постоянно хвалить и одобрять, выслушивать с подчеркнутым вниманием их мнение. Они убеждены в том, что оно единственное верное, поэтому к правильному выводу их следует подводить постепенно, оставляя в уверенности, что этот вывод сделан ими самими.

У женщин с БА личностная позиция пассивна, они зависимы от мнения авторитетной для них личности, в данном случае врача. Поэтому разговаривать нужно внушительно, подчеркнуть уверенность. Пессимистическая оценка собственных перспектив женщинами с БА требует создания привлекательных перспектив на будущее, реальных для них при освоении навыков самоконтроля, например, путешествие, смена работы. Возможность реализации своих планов служит мотивацией к активной работе в “Астма-Школе”.

Желание социального успеха и страх неудачи требует ситуативного одобрения. На занятиях “Астма-Школы” женщин нужно хвалить за малейшие успехи. Агрессия маскирует неуверенность в себе, и как только поведение становится агрессивным, врачу стоит задуматься, какие его слова или действия могли спровоцировать тревогу, неуверенность.

Женщины с БА осознают свои проблемы, поэтому при общении с ними врач может вести диалог, ставя вопросы таким образом, чтобы у них создалась иллюзия того, что они сами пришли к правильному выводу и решению. Полезен прием “Выбор без выбора”, которым ежедневно пользуются родители, спрашивая ребенка: “Ты сейчас пойдешь спать или после “спокойной ночи, малыши?”.

Инертность в принятии решений заставляет женщин с БА действовать по шаблону. Поэтому действия во время приступа удушья, навыки пользования ингалятором, пикфлоуметром нужно доводить до автоматизма.

В контактах женщины с БА избирательны, поэтому на первых занятиях лучше дать им возможность оглядеться и привыкнуть, привлекать к активности мужчин с БА.

Для преодоления специфических страхов достаточно информирования в рамках “Астма-Школы”. Помочь больным БА преодолеть их специфические страхи пульмонолог может путем информирования о безопасности лечения в назначенной дозировке, об отсутствии системного эффекта ингаляционных кортикостероидов, путем аргументирования необходимости определенных ограничений при БА-рациональным разъяснением причин страхов. Однако, для того, чтобы больные БА сумели воспринять эту крайне нужную для них информацию, необходимо ее преподносить с учетом личностных особенностей.

Больные БА пренебрегают врачебными назначениями из страха развития побочных эффектов, страха перед “Гормонами” и другими описанными выше опасениями. Неучитывание этих страхов при лечении приводит к низкой дисциплине лечения. Информирование в рамках “Астма-Школы” проводится без учета личностных особенностей больных БА. Но для того, чтобы они смогли воспринять информацию, ее следует преподносить с учетом психологических особенностей.

Информирование о способах лечения, профилактики обострений, предупреждении развития осложнений снимало страхи у больных БА. При преодолении страхов перед лечением и препаратами они начинали выполнять врачебные рекомендации. Как показали результаты занятий в “Астма-Школе”, эффективность лечения больных БА повышается при условии их информирования. Их отношение к лечению становится рефлексивным, и анализ эффективности лечения доказывает, что число дневных и ночных симптомов, агонистов достоверно уменьшилось, и ОФВ-1 – повысилось.

Но, информирование должно проводиться с учетом личностных особенностей и наличия специфических страхов. Если не учитывать их, то занятия в “Астма-Школе” мало повлияют на дисциплину лечения.

В качестве рекомендаций по работе с больными БА по итогам занятий в “Астма-Школе” можно рекомендовать следующее.

1. Занятия “Астма-Школы” лучше строить в виде тренинга определенных навыков.

2. Навыки необходимо отрабатывать до автоматизма.

3. К нужным выводам по режиму и лечению больного нужно подводить так, чтобы он был уверен, что это именно его решение, а не навязываемая болезнью необходимость.

4. Следует помнить о специфических страхах больных БА, и информировать их в позитивном ключе.

5. Следует воспитывать навыки самоконтроля путем ведения дневника самоконтроля и самонаблюдения, эти дневники необходимо анализировать с врачом, лучше наедине, а не в группе больных.

6. Необходимо ситуативное одобрение за малейшие успехи в лечении, хвалить лучше не наедине, а в группе “Астма-Школы”.

7. Для лучшего усвоения материала полезно давать задания на дом, их надо обязательно проверять и хвалить за успехи.

8. Не стоит критиковать, фиксировать внимание группы на ошибках, лучше врачу показать их еще раз.

9. При появлении агрессивности следует помнить, что это маскировка страхов и тревоги. Нужно проанализировать причину этих страхов.

10. При несоблюдении рекомендаций по дозировке препаратов или базисной терапии следует помнить, что в основе поведения лежит страх, и преодолеть его можно только научным аргументированным обоснованием необходимости назначения, его безопасности, о том, что врач и сам знает о существовании побочных эффектов и заранее предусмотрел безопасность этого препарата в данной дозировке именно для этого пациента.

11. Признание больного БА в своих страхах и сомнениях означает, что он ждет аргументированного разубеждения в них, заверения в безопасности препаратов, пользе назначенного лечения.

12. Больные БА убеждены в своей уникальности, поэтому стоит подчеркивать, что врач подошел к его лечению строго индивидуально, после тщательного анализа всех данных, обдумывания и размышления.

13. При внешнеобвиняющем поведении больного БА – врач неправильно лечил, назначал плохие препараты и т.п. следует обращаться к записям в дневнике и подробно анализировать вместе с больным его поведение при приступе удушья и выполнение им назначений. Анализируются не страхи и эмоции, а только действия, их точность и последовательность. Как правило, имеются нарушения в выполнении рекомендаций.

14. Информация по заболеванию и лечению должна быть представлена максимально четко и конкретно, лучше в виде алгоритма конкретных действий, под запись. Врачу желательно убедиться в том, что записи были сделаны правильно, без смысловой путаницы.

Таким образом, результаты проведенного исследования и анализ работы “Астма-Школы” позволяют сделать следующие выводы.

1. В структуре личности больных бронхиальной астмой большое место занимают страхи, связанные с заболеванием, лечением, необходимостью изменения образа жизни.

2. Страхи больных бронхиальной астмой специфичны, помочь их преодолеть может пульмонолог на занятиях “Астма-Школы”.

3. При проведении “Астма-Школы” необходимо учитывать психологические особенности больных: стремление перекладывать ответственность на других, реагирование по внешнеобвиняющему типу, ориентирование исключительно на собственное мнение. Полезно ведение дневников самонаблюдений и их анализ совместно с врачом.

4. Учитывая блокировку активности в стрессе, инертность поведения и принятия решений, “Астма-Школу” целесообразно проводить в основном в виде тренингов действий при конкретных состояниях, отрабатывая действия до автоматизма.

5. Необходимую информацию целесообразно предоставлять в позитивном ключе, под запись, четко структурируя, с обязательными контрольными вопросами.

Библиографический список

1. Бабкина О.Ю., Федосеев Г.Б., Трофимов В.И., Елисеева М.В. Возможности психотерапии в комплексном лечении больных бронхиальной астмой //Пульмонология, Москва, – 2012 – № 5

2. Безрученко С.В. Образовательные программы для больных поллинозами /О.А. Безрученко, С.А. Беляева, С.А. Мирзоян //Сб. – резюме 8-го нац. конгресса по болезням органов дыхания, М., 1998. – ХХХII.3.

3. Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Методика обучения больных в Астма-школе /Под ред. РАМН А.Г. Чучалина. – М., 1994. – 37 с.

4. Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Обучение больных бронхиальной астмой как метод улучшения результатов лечения //Сб. – резюме 6-го нац. конгресса по болезням органов дыхания, Новосибирск, 1996: 1123.

5. Будневский А.В., Кожевникова С.А., Бурлачук В.Т., Скоков М.В., Трибунцева Л.В. Роль индивидуального обучения в достижении контроля над бронхиальной астмой.//Пульмонология (Москва), – 2013 – № 1

6. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. (Пересмотр 2011 г). Под ред А.С.Белевского. – М.:Российское респираторное общество, 2012 г. – 108 с., ил.

7. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. – СПб: “Сенсор”, 1999. – 76 с.

8. Клинические рекомендации. Пульмонология / под ред А.Г.Чучалина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 240 с.

9. Логвиненко Н.И. Астма-школа в условиях страховой медицины //Сб. резюме 6-го нац. конгресса по болезням органов дыхания, Новосибирск, 1996 :138.

10. Овсянников Н.В. Оценка уровня контроля бронхиальной астмы в практике участкового терапевта. // Пульмонология. – 2007. – № 1.

11. Овчаренко С.И., Акулова М.Н., Дробижев М.Ю., Смулевич А.Б. Влияние психосоматических соотношений и расстройств личности на динамику контроля течения бронхиальной астмы. Пульмонология. – Москва – 2009, № 3.

12. Сирота Н.А., Ярославская М.А. Исследование активных видов совладающего со стрессом поведения как механизмов адаптации / дезадаптации к заболеванию у больных бронхиальной астмой//Пульмонология (Москва), – 2012 – № 5

13. Сухова Е.В., Фридман И.Л. Взаимосвязь различных аспектов качества жизни больных бронхиальной астмой от социальных клинических лабораторных функциональных показателей. Пульмонология. – Москва – 2010, № 5.

14. Чучалин А.Г. Базисная терапия тяжелой бронхиальной астмы у взрослых// Пульмонология. – 2004. – № 6

15. Р.Пауэлс, П.Д.Снэшалл. Практический подход к астме. Ассоциация “Астма и аллергия”, Санкт-Петербург, 1995 г., 174 с.

16. Собченко С.А., Коровина О.В. Опыт работы “школы для больных бронхиальной астмой” //Пульмонология, 1991. – 3: 14-19.

17. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. – М., 1990. – 80 с.

18. Чучалин А.Г. Предисловие /в кн.: Бронхиальная астма Под.ред. А.Г. Чучалина: в 2-х т. Т.1. – М., Агар, 1997: 3-9.

19. Rea H.H. A care-control study of cleaths from asthma /R. Scragg, R. Jackson, R. Be aglehole /J. Fenwick, D.C. Sutherland //Thorax, 1986, 41: 833-839.