СКАЧАТЬ (29.2 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Медтехника и медизделия" №3(60) май 2010 г.

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Татьяна Голикова на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития:

“Несмотря на финансово-экономический кризис мы разработали и приступили к реализации масштабных проектов”

Уважаемые участники заседания коллегии!

В прошедшем году социально-экономическое развитие страны было подвергнуто серьезным испытаниям. Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся осенью 2008 года, оказал негативное влияние на основные базовые показатели развития экономики. Снизился объем валового внутреннего продукта, уменьшились объемы промышленного производства, строительной деятельности, грузооборота транспорта, розничного товарооборота.

Это сразу же отразилось на ситуации в социальной сфере. Некоторые социальные показатели по сравнению с предыдущим годом ухудшились. Прежде всего это касается снижения реальной заработной платы в ведущих отраслях экономики, роста задолженности по оплате труда, увеличения безработицы и неполной занятости.

Однако положение дел могло бы быть гораздо хуже, если бы на высшем государственном уровне не была принята программа антикризисных мер Правительства, которая определила приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике и пути их решения.

Сегодня мы можем с полной уверенностью сказать, что решение о приоритетности вопросов развития человеческого потенциала, о выполнении в полном объеме социальных обязательств государства перед населением (несмотря на сокращение финансовых возможностей государства) оказалось ключевым в антикризисной программе.

Первый существенный результат, которого нам удалось добиться, - это избежать широкомасштабных социальных конфликтов.

Граждане, находящиеся под социальной защитой государства, получили максимально возможную поддержку. Размеры индексации социальных пособий и выплат значительно превысили уровень инфляции (уровень индексации составил 13% против 8,8% инфляции). Проведено существенное повышение пенсий и пособий по безработице. Только на пенсионное обеспечение граждан в 2009 году было направлено 2,6 трлн рублей. Были применены принципиально новые механизмы социальной поддержки семей с детьми. Это выплата единовременного пособия в сумме 12 тыс. рублей за счет средств материнского семейного капитала, которой воспользовались 1,3 миллиона российских семей, а также досрочное использование материнского капитала на погашение кредитов и займов, взятых на строительство и приобретение жилья (этой мерой воспользовались 96,2 тыс. граждан).

В 2009 году был завершен перевод работников федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда в рамках увеличения фонда оплаты труда на 30% по сравнению с предыдущим годом. Должна сказать, что такая работа успешно проведена в регионах.

Результат проведенных мероприятий известен. Реальные денежные доходы населения в 2009 году по сравнению с 2008 годом не только не уменьшились, но даже выросли на 2,3%. Это лучше, чем в 2008 году по сравнению с 2007 годом, когда рост реальных доходов населения составил 1,9%. Реальный размер назначенных пенсий увеличился на 10,7%. Решена важнейшая социальная задача - с 1 декабря 2009 года средний размер социальной пенсии несколько превысил прожиточный минимум пенсионера. Возросла покупательная способность социальных пособий и выплат. Реальная заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась на 8,4%.

Несмотря на финансово-экономический кризис мы разработали и приступили к реализации масштабных проектов по модернизации пенсионной системы, по реформированию системы социального страхования на базе введения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по улучшению ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами, по остановке неконтролируемого роста цен на лекарственные препараты.

Важным общественным вопросом является внедрение единой для всей страны стандартизации оказания медицинской помощи, гарантирующей ее качество и доступность. В 2009 году совместно с Главными внештатными специалистами Минздравсоцразвития разработаны и утверждены семь порядков оказания медицинской помощи населению при социально-значимых заболеваниях – острых нарушениях мозгового кровообращения, сочетанной травме, онкологических, кардиологических, урологических заболеваниях, акушерство-гинекологической патологии, порядок трансплантологии. Начато создание стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и значимых заболеваниях на основе электронной системы, позволяющей просчитывать их стоимость в автоматическом режиме. Это новое поколение стандартов, которые не только включают наиболее эффективные и современные методы диагностики, лечения, реабилитации, в том числе высокотехнологичные методы хирургии, и таким образом гарантируют качество медицинской помощи, но и отличаются своей экономической обоснованностью. Разработана математическая модель просчета Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на основе медико-статистических и медико-экономических показателей.

Реализовывались важнейшие проекты в здравоохранении – это программы снижения смертности от сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий, развития службы крови, сохранения потенциала санаторно-курортной сферы и формирования системы современных курортных комплексов. Продолжалась реализация целого комплекса мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка.

Мы приступили к широкомасштабной реализации программы формирования здорового образа жизни, а также к созданию единой информационной системы в здравоохранении, предусматривающей, в том числе, персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи только за один 2009 год увеличились на 12%.

Проведенные мероприятия отразились на демографической ситуации в стране. Эти результаты являются основными критериями оценки деятельности министерства.

По предварительной оценке численность населения России на 1 января 2010 года составила 141 млн 927 тыс. человек и за прошедший год увеличилась на 23,3 тыс. человек (с учетом миграционного прироста за счет мигрантов, зарегистрировавшихся на год и более). Естественная убыль населения уменьшилась по сравнению с 2008 годом на 112,7 тыс. человек (на 31,1%). Увеличившийся миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и даже превысил их почти на 10%. В последний раз рост численности населения России регистрировался в 1995 году (по сравнению с 1994 годом).

В 2009 году родилось 1 млн 764 тыс. детей, что на 50,2 тыс. детей больше, чем в 2008 году. Коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения) составил 12,4 по сравнению с 12,1 в 2008 году. Доля вторых и третьих рождений увеличилась с 44,2% в 2008 году до 45,3% в 2009 году.

Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной) составил 1,56 (2008 г. - 1,49). Более высокий уровень рождаемости в России регистрировался только до 1992 года.

В 2009 году умерли 2 млн 13 тыс. человек, что на 62,4 тыс. человек меньше (на 3,0%), чем в 2008 году. Коэффициент смертности составил 14,2 на 1000 человек населения (в 2008 году - 14,6).

Смертность от болезней системы кровообращения уменьшилась на 4,6%, от туберкулеза – на 7,8%, от дорожно-транспортных происшествий – на 14,8%. Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ухудшение социального самочувствия многих групп населения, смертность от случайных отравлений алкоголем сократилась на 32%, от самоубийств – на 3,1%. На 6,4% уменьшилась заболеваемость болезнями “социального неблагополучия”. Более чем в 2 раза снизилась заболеваемость населения инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики. Очень важным достижением является, то, что, наряду со снижением смертности от туберкулеза, удалось добиться снижения заболеваемости - за год на 2,9%.

Стабильно положительную динамику показывает показатель младенческой смертности. Коэффициент младенческой смертности сократился с 8,5 на 1000 родившихся в 2008 году до 8,2 в 2009 году.

Реализация приоритетных национальных проектов еще раз доказала, что важной проблемой, стоящей перед отечественным здравоохранением, является проблема кадров. Результатом совместной работы министерства и межрегиональных общественных организаций (Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, Совета директоров средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений) стала разработка нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы “Здравоохранение”. Специально созданными учебно-методическими комиссиями начата работа по методическому сопровождению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов для обеспечения готовности выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи.

Я должна отметить, что в этом направлении нам предстоит очень много сделать. К сожалению, и кадровое положение регионов, и состояние медицинского и фармацевтического образования, которое мы имеем на сегодняшний день, – существенно отстали от практического здравоохранения.

В целях организации и проведения мониторинга медицинских и фармацевтических кадров, позволяющего оценить структуру потребности отрасли в кадровых ресурсах и рациональности их размещения, в 2009 году разработан проект Федерального регистра медицинских работников и завершена его опытная эксплуатация в Ивановской области. С 2010 года проводится введение Федерального регистра на всей территории Российской Федерации.

Для приведения образовательного уровня специалистов здравоохранения в соответствие с занимаемой должностью в 2009 году разработаны Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения. В 2010 году планируются к разработке Квалификационные требования к специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения. Более того, идет работа по расширению требований к квалификации медицинских и фармацевтических работников.

Самым важным и сложным направлением антикризисных действий 2009 года была работа по стабилизации ситуации на рынке труда. На мероприятия по поддержанию занятости населения в 2009 году было израсходовано суммарно около 115,6 млрд рублей, в том числе на содействие занятости населения - 77,5 млрд рублей и на реализацию региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в регионах Российской Федерации, - 38,1 млрд рублей.

В рамках антикризисных мероприятий в 2009 году более 2,8 млн человек приняли участие в общественных работах. Создано почти 1,7 млн временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения. Опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли более 216 тыс. работников, находившихся под риском увольнения. Более 127 тыс. человек, пожелавших открыть свой малый бизнес, получили материальную поддержку от службы занятости.

С 16 января 2009 г. действует информационный портал “Работа в России”, который объединил в себе официальную информацию 82 региональных служб занятости и более 2 тысяч центров занятости населения. Портал является представительством в сети Интернет регистров получателей услуг в сфере занятости населения и предназначен для обеспечения доступа к информации государственной службы занятости широкой аудитории соискателей работы и работодателей. За прошедший период зарегистрировано более 3 млн обращений к этому информационному порталу. Количество рабочих мест в общероссийском банке вакансий составляет сейчас около 800 тысяч.

Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила существенно сократить как общую, так и регистрируемую безработицу. Численность общей безработицы, которая достигла в феврале 2009 года своего максимума - 7,1 млн человек, к концу прошлого года удалось уменьшить почти на 1 млн человек. При этом регистрируемая безработица в среднегодовом исчислении не превысила 2,08 млн человек при прогнозируемом показателе на 2009 год в 2,2 млн безработных.

Комплекс экономических и социальных мероприятий по поддержке отечественного производства позволил сократить численность работающих неполное рабочее время почти в 3 раза - с 1 млн человек в феврале до 350 тыс. человек в декабре 2009 года. Задолженность по заработной плате снизилась в 2 раза - с 8 млрд рублей (в среднем за февраль – июнь 2009 г.) до 4 млрд рублей в январе текущего года.

Социальное значение этих показателей чрезвычайно высокое. Прежде всего из-за того, что для подавляющего числа российских семей заработная плата является основным источником денежных доходов. В 2009 году доходы от оплаты труда составили 69,4% денежных доходов населения. Доля оплаты труда, также как и доля социальных выплат, в денежных доходах населения в 2009 году увеличилась, несмотря на кризисные проявления.

В конце прошлого года Правительство Российской Федерации одобрило Основные направления антикризисных действий на 2010 год, которые ориентируют нас на поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения. Как и в 2009 году, вопросы социального развития поставлены первым приоритетом программ Правительства Российской Федерации на 2010 год.

Мероприятия по повышению денежных доходов населения уже реализуются.

Социальные пособия и выплаты семьям, имеющим детей, проиндексированы с 1 января этого года для поддержания их покупательной способности на 10%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции 2010 года, который составит по прогнозной оценке 6,5-7,5%. Соответствующая индексация ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан будет проведена с 1 апреля.

В связи с переходом с 1 января 2010 г. от единого социального налога к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и установлением принципа начисления страховых взносов на заработок, не превышающий установленного предела в год (415 тыс. рублей), упразднены прямые ограничения максимальных размеров пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Указанные пособия будут исчисляться из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование (с учетом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами).

В результате введения этих мер в 2010 году максимальные суммы выплат составят по пособию по беременности и родам 34583 рубля за полный календарный месяц (2009 г. – 25390 рублей), по уходу за ребенком до 1,5 лет - 13833 рубля в месяц (2009 г. - 7492 рубля).

Увеличиваются также максимальные суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности. Так, при страховом стаже до 5 лет максимальный размер пособия увеличится до 20750 рублей (по сравнению с уровнем 2009 года прибавка составляет 2030 рублей), при страховом стаже от 5 до 8 лет – до 27666 рублей (прибавка 8946 рублей), при страховом стаже 8 и более лет – до 34583 рублей (прибавка 15863 рубля).

С 2010 года размер материнского (семейного) капитала увеличен до 343,4 тыс. рублей. На реализацию права о направлении средств материнского (семейного) капитала на предусмотреные законодательством цели в 2010 году в федеральном бюджете выделено 102,0 млрд рублей.

С 1 января 2010 г. произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем валоризации или увеличения пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 г., с учетом продолжительности “советского” стажа до 1 января 1991 г. На проведение этого мероприятия в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации выделено в 2010 году 502 млрд рублей.

Средняя сумма прибавки у получателей трудовой пенсии составила 1090 рублей, в том числе у инвалидов вследствие военной травмы – 1715 рублей, участников Великой Отечественной войны – 1855 рублей. В результате валоризации средний размер трудовой пенсии составил 7334 рубля, в том числе трудовой пенсии по старости – 7692 рубля.

Все дальнейшие плановые индексации в 2010 году будут применяться к пенсии, увеличенной посредством валоризации. Планируется, что с 1 апреля трудовые пенсии будут увеличены на 6,3%. Пенсии по государственному социальному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля будут проиндексированы на 12% и еще на 3,5% с 1 июля.

Социальные доплаты к пенсиям, размер которых не превышает региональный прожиточный минимум, установлены более 5 млн пенсионеров. Федеральные социальные доплаты получают 2,7 млн пенсионеров в 67 субъектах Российской Федерации. Размер федеральной социальной доплаты составил от 536 до 1547 рублей. Региональные социальные доплаты, которые получают 2,3 млн пенсионеров, составляют от 520 до 5278 рублей.

Введение социальных доплат к пенсиям поможет решению очень важной социальной задачи – сократить численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. А таких граждан в России пока еще достаточно много. По предварительной оценке, в 2010 году 18,6 млн человек (более 13% населения) находились за чертой бедности. С введением социальной доплаты многие пенсионеры, особенно не имеющие высокой иждивенческой нагрузки, выйдут из этой группы. В числе сложных в социальном понимании, к сожалению, останутся семьи с низкими денежными доходами и имеющие двух и более детей.

В этом году мы должны помочь им выйти из этой неблагополучной группы. На основании поручения Президента Российской Федерации мы совместно с органами государственной власти регионов Российской Федерации начинаем эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта.

Предполагается, что регионы, желающие участвовать в эксперименте, организуют работу по оказанию социальной помощи нуждающимся на новых принципах – принципах заключения с получателями помощи социальных контрактов, а точнее, договоров социальной адаптации. Органы социальной защиты по месту жительства граждан обязуются оказывать материальную поддержку (желательно, чтобы эта поддержка была материально ощутима) семьям, которые будут предпринимать активные действия по поиску работы, вести здоровый образ жизни, заботиться о детях, не совершать асоциальные поступки и противоправные действия. Чрезвычайно важным в этой работе будет согласованность действий различных организаций муниципального уровня – социальной защиты, занятости, здравоохранения, образования, опеки и попечительства, органов правопорядка. Это надо для того, чтобы провести максимально эффективные и достаточно быстрые действия для поддержки бедных семей, оказания им полноценной медицинской помощи и, главное, вывода их из социальной изоляции.

В мае этого года мы планируем утвердить приказ о проведении указанного эксперимента с перечнем субъектов Российской Федерации, участвующих в его проведении, и временными методическими рекомендациями по организации социальной помощи малоимущим на основе социальных контрактов. В связи с этим приглашаю регионы к активному сотрудничеству.

Еще одно важнейшее направление антикризисной программы 2010 года – развитие программ, осуществляемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В прошлом году Фондом была разработана программа “Защитим детей от насилия!”. В этом году будет проведена общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми. Будут реализовываться программы, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализацию и реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей. Важнейшее направление здесь – противостоять табачной, алкогольной, наркотической зависимости, отвлечь от негативного воздействия уличной среды, исключить асоциальное и агрессивное поведение.

Роль субъектов Российской Федерации в решении этой проблемы огромная. Работа в данном направлении должна быть приоритетом в социальной работе регионов.

Немаловажную роль выполняют регионы Российской Федерации и в оказании гражданам пожилого возраста, детям и инвалидам социальных услуг в системе социального обслуживания.

В 2010 году наши совместные усилия должны быть направлены на укрепление и развитие социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. К работе по оказанию социальных услуг необходимо привлекать негосударственных поставщиков услуг в рамках социального заказа, социальных грантов и иных форм поддержки. Необходимо в субъектах Российской Федерации создать службу по типу Единого социального телефона.

Со своей стороны Министерство планирует в 2010 году разработать проекты регламента предоставления социальных услуг и типового стандарта предоставления социальной услуги, типовых положений об учреждениях социального обслуживания различных типов, типового перечня гарантированных государством социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения.

Важнейшим направлением антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год остается снижение напряженности на рынке труда. Пока еще ситуация остается достаточно сложной. Численность безработных по методике МОТ составила в первые месяцы 2010 года 6,4 млн человек. Это на 200 тыс. человек больше, чем в конце прошлого года. На учете в органах службы занятости на сегодняшний день состоит 2,3 млн человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 3% экономически активного населения. Это достаточно высокий показатель и снижать его надо достаточно активно.

Все регионы знают, какие недоработки есть в этом направлении. Я не буду перечислять эти регионы, но хочу еще раз обратить ваше внимание, что самоуспокоенности в этом направлении еще не наступило. Нам предстоит принять еще более активные меры в 2010 году на рынке труда.

На мероприятия по сохранению занятости населения в 2010 году выделено 88,7 млрд рублей в виде субвенций на реализацию полномочий по закону “О занятости населения в Российской Федерации” и 36,3 млрд рублей в виде субсидий на реализацию региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации. Это немного больше, чем в 2009 году. Теперь требуется существенно повысить эффективность использования этих средств, более четко и целенаправленно планировать и организовывать общественные работы, повышать качество и полезность программ опережающего профессионального обучения и стажировки, расширить возможности для открытия собственного дела.

Опыт 2009 года выявил ряд проблем и недоработок, типичных для региональных программ. Первая – недостаточная оперативность при принятии упреждающих мер по недопущению роста безработицы. Мониторинг ситуации на предприятиях региона должен быть постоянным. Это поможет достаточно быстро подключать к программам “заболевающие” организации и исключать из них “выздоравливающие”. Это также даст возможность провести немедленное перераспределение средств внутри программы и позволит наиболее эффективно использовать финансовые средства и не создавать их остатков в условиях сохранения напряженности на региональном рынке труда.

Работа всей государственной системы здравоохранения и социального развития, включая региональный и муниципальный уровни, не ограничивается программой антикризисных действий. Важные направления нашей работы на 2010 год определены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

В 2010 году мы будем продолжать последовательно развивать демографическую программу, программу развития здравоохранения, совершенствовать механизмы и инструменты повышения эффективности социальной защиты, развития гибкости и взаимопонимания в трудовых отношениях. Будут приняты меры по совершенствованию всех элементов трудовых отношений – от оплаты труда до социального партнерства.

Демографическая программа, о положительных результатах первых трех лет реализации которой вам докладывалось неоднократно, будет продолжена.

Граждане, у которых вторые и последующие дети родились в 2007 году, смогут полностью распорядиться средствами материнского капитала и использовать их на улучшение жилищных условий, на образование детей или на накопительную часть трудовой пенсии матери. Заявлений об использовании этих средств в 2010 году пока немного. К концу года их может быть больше. Однако приоритеты очевидны. Две трети заявителей намерены использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий.

В 2010 году в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье” первостепенное значение будет уделяться снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, сосудистых и онкологических заболеваний, формированию у граждан мотивации ведения здорового образа жизни, сокращение потребления алкоголя и табака.

В трех субъектах Российской Федерации (Московская, Ростовская и Томская области) будут осуществляться мероприятия по направлению “Пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка”. Будут проводиться работы по созданию условий для выхаживания детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, включая создание отделений выхаживания недоношенных новорожденных, а также по совершенствованию реанимационной помощи новорожденным.

Значительные средства, вложенные в ходе реализации национального проекта “Здоровье” в учреждения родовспоможения, привели к положительному результату. Однако в этой сфере остается много недоработок. Организационная структура службы недостаточно отлажена. Это приводит к серьезным сбоям в работе, особенно на стадии реанимации пациентов высокого риска. Акушерские отделения маломощные (до 20 коек). Круглосуточное дежурство врача-акушера-гинеколога и неонатолога во многих случаях не обеспечивается. Медицинская помощь женщинам в период беременности и родов плохо районирована. Сельские учреждения родовспоможения резко отличаются по качеству оказываемых услуг от городских. И, к сожалению, в худшую сторону. Пока еще нет полного охвата аудиологическим скринингом детей первого года жизни. Регионы практически не помогают с организацией этой работы в тех учреждениях, которые не оснащались специальным оборудованием по приоритетному национальному проекту “Здоровье”.

Мириться с этим больше нельзя. Предлагаю региональным органам здравоохранения принять экстренные меры по наведению организационного порядка во всех учреждениях родовспоможения, незамедлительно утвердить нормативные документы, регламентирующие разделение учреждений родовспоможения по уровням оказания медицинской помощи, а также в зависимости от риска возникновения осложнений во время беременности и родов. Надо в оперативном порядке разработать и утвердить схему маршрутизации пациентов в зависимости от имеющейся у них патологии.

Контроль за выполнением этих мероприятий со стороны Министерства будет осуществляться в постоянном режиме.

В связи с завершением в 2010 году первого этапа реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации будет подготовлен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа - 2011-2015 годы. Проект плана планируется рассмотреть на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в апреле этого года.

При подготовке мер демографической политики на 2011-2015 годы мы будем учитывать, что в этот период число женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет) будет снижаться - с 12,1 млн человек на начало 2009 года до 10,3 млн человек на начало 2015 года.

Поэтому для обеспечения стабилизации и перехода к росту численности населения потребуется принятие более активных мер по снижению смертности населения, особенно в активном трудоспособном возрасте, а также по существенному улучшению общего и репродуктивного здоровья, прежде всего подрастающего поколения.

Мы предполагаем приступить к разработке общероссийской программы “Здоровье на производстве”, целью которой будет создание системы медико-профилактического обслуживания работающих, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, минимизация последствий для здоровья неблагоприятных профессиональных факторов.

Практически все мероприятия приоритетного национального проекта “Здоровье”, запланированные на 2010 год, нацелены на решение основной демографической задачи – сбережение населения. Более 144,4 млрд рублей будет направлено на мероприятия приоритетного национального проекта, связанные с формированием здорового образа жизни, развитием первичной медико-санитарной помощи и совершенствованием профилактики заболеваний, повышением доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствованием медицинской помощи матерям и детям.

В 2010 году продолжится работа по созданию и внедрению порядков и стандартов медицинской помощи, оценке необходимых затрат на оказание медицинской помощи и обоснованию тарифов, просчету программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению и формированию системы обеспечения качества медицинской организации.

В рамках мероприятий по формированию здорового образа жизни будет осуществляться закупка и дооснащение медицинским оборудованием созданных в 2009 году центров здоровья, подготовка медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний. К концу 2010 года в Российской Федерации будет дополнительно введено 193 центра здоровья для детей.

Продолжится осуществление денежных выплат участковым врачам терапевтам, педиатрам, семейным врачам и их медицинским сестрам, а также персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам и среднему медицинскому персоналу скорой медицинской помощи.

Будет проведена дополнительная диспансеризация более 3,8 млн работающих граждан.

В субъекты Российской Федерации будут поставлены вакцины для проведения профилактических прививок в соответствии с Национальным календарем, диагностические средства и препараты для профилактики, выявления и лечения ВИЧ-инфицированных, а также остро нуждающихся в лечении больных вирусными гепатитами В и С.

В медицинские учреждения будут направлены лекарственные средства и оборудование для обследования населения с целью выявления и лечения туберкулеза, в том числе хирургическими методами, а также на цели проведения профилактических мероприятий.

Продолжится финансирование строительства федеральных центров высоких медицинских технологий и перинатальных центров. В рамках государственного задания предполагается оказать высокотехнологичную медицинскую помощь 270 тыс. больных.

Хотя обращаю внимание, что теме строительства центров высоких медицинских технологий Президент РФ уделяет особое значение и в соответствии с его решениями перинатальные центры должны быть введены в регионах РФ в те сроки, которые обозначены в распоряжении Правительства РФ.

В рамках государственного задания планируется оказать высокотехнологичную медицинскую помощь 270 тыс больным.

Будет осуществлено софинансирование закупки медицинского оборудования для медицинских учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по оказанию медицинской помощи больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Запланирована модернизация материально-технической базы 26 учреждений службы крови.

Масштабы поставки медицинского оборудования весьма значительные. Сейчас важно обеспечить бесперебойную и полноценную работу этого оборудования, подготовить необходимые помещения, обучить персонал, закупить дополнительные материалы, если это потребуется. Ни одна из единиц нового оборудования не должна простаивать. Недопустимо также использование оборудования, которое приобретается на государственные средства, в коммерческих целях, а такие случаи, к сожалению, встречаются.

По итогам 2009 года для оснащения оборудованием создаваемых центров здоровья в субъекты РФ были направлены субсидии федерального бюджета в размере 375,7 млн рублей. При этом на 1 января 2010 года в Калининградской и Мурманской областях субсидии не использованы, оборудование не закуплено, центры здоровья не функционируют, несмотря на неоднократные обращения и неоднократные поручения руководства страны. При реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП, в Калининградской, Ленинградской, Тульской, Архангельской, Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Ивановской областях отмечаются факты простоя закупленного за счет средств федерального бюджета медоборудования по причине отсутствия потока пациентов – а это свидетельствует о нежелании организовать этот поток пациентов, получивших травматические повреждения, обучения специалистов и неисправности оборудования. При этом во Владимирской области вплоть до настоящего момента медицинское оборудование не введено в эксплуатацию. При реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями в республиках Башкортостан, Карелия, Коми, Алтайском крае, Архангельской, Орловской, Ивановской областях отмечаются факты простоя закупленного за счет ассигнований федерального бюджета медицинского оборудования, опять же по причине отсутствия потока пациентов, наличия обученных специалистов и неисправности оборудования.

Уважаемые коллеги. Я еще раз обращаю ваше внимание на эти недоработки. Соответствующие письма направлены вашим руководителям, губернаторам, руководителям республик в составе РФ. Я думаю, что в ближайшее время вы получите соответствующие поручения. Кстати, хочу сказать, то же самое касается и федеральных учреждений.

В 2010 году будет подготовлена к принятию Национальная стратегия по борьбе против табака на период до 2014 года, внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Начнется реализация Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

На 2010 год запланировано проведение Всероссийского конкурса, нацеленного на выявление наиболее значимых общественных (коммерческих и некоммерческих) инициатив и проектов в области продвижения приоритетов здорового образа жизни.

В ближайшее время мы примем Концепцию развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации. Предстоит в достаточно короткий срок (желательно до 2015 года) решить 2 задачи. Первая - осуществить модернизацию структуры догоспитального этапа скорой медицинской помощи, изменить организацию деятельности, повысить эффективность использования ресурсов. На догоспитальном этапе необходимо обеспечить сокращение времени ожидания и доставки. Вторая задача - создать госпитальный этап скорой медицинской помощи в виде приемно-сортировочных отделений. Это позволит обеспечить рациональную сортировку больных и пострадавших по тяжести состояния, продолжить оказание синдромальной терапии до верификации окончательного лечения. Будет обеспечена круглосуточная работа всех лечебно-диагностических служб, срочное привлечение смежных специалистов в связи с возможностью кардинальной смены диагноза в первые часы. Предполагается расширить функции фельдшерских бригад, передать парк автомобилей скорой медицинской помощи из специализированных баз станциям скорой медицинской помощи и крупным многопрофильным стационарам. Специализированные бригады скорой медицинской помощи предлагается переместить на территорию многопрофильных стационаров и сформировать на их базе приемно-сортировочные отделения, осуществляющие круглосуточный прием.

Мы намерены уже в этом году провести пилотную апробацию проекта в Санкт-Петербурге, республиках Татарстан и Чувашия, в Ростовской области. Приглашаю все регионы Российской Федерации изучить опыт этих регионов и приступить к подготовительной работе по поэтапному переходу на новую организационную модель системы скорой медицинской помощи.

В этом году предстоит подготовить и внести в законодательные органы проект федерального закона “Об обязательном медицинском страховании”.

В проекте закона предусматривается соблюдение преимущественно страховых принципов финансирования медицинской помощи, включая переход от сметного финансирования к оплате за объемы и качество оказанной медицинской помощи, а также переход на преимущественно одноканальное финансирование расходов по оказанию гражданам медицинской помощи в системе ОМС. Предлагается законодательно установить минимальный размер страхового взноса на ОМС неработающего населения, определить порядок предоставления гражданам медицинской помощи по программе государственных гарантий, обеспечить соответствие гарантированной медицинской помощи стандартам, утвержденным Минздравсоцразвития России. Формирование и финансовое обеспечение территориальных программ ОМС будет осуществляться с учетом половозрастного состава и состояния здоровья населения в регионах Российской Федерации. Предусматривается обеспечить развитие конкурентной модели на основе равного доступа медицинских организаций различных организационно-правовых форм к реализации территориальных программ ОМС.

Предстоящая перестройка системы обязательного медицинского страхования приведет к необходимости рационализации системы оказания медицинской помощи во многих регионах России, особенно в тех из них, где работа коечного фонда организована неэффективно.

Это должно быть приведено в соответствие не только в рамках совершенствования ОМС, но и в рамках работы по структурированию системы оказания медицинской помощи в регионах. Хочу сказать, что в прошлом году работа коечного фонда была организованна неэффективно.

В прошедшем году почти на 30% простаивал коечный фонд в Костромской, Томской, Амурской областях, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия (Алания). Низкие показатели посещения первичного звена в Ставропольском крае, Республике Дагестан, Нижегородской области. Медицинским учреждениям этих регионов придется очень трудно обеспечить свое существование при переходе к оплате за объемы и качество оказанной медицинской помощи.

Предлагаю регионам Российской Федерации провести подробный анализ существующей ситуации с оказанием медицинских услуг и заблаговременно подготовиться к переходу на новые условия. Это надо для того, чтобы не допустить сбоев в оказании медицинской помощи населению.

Но при этом я хотела бы привести и другой пример. На основе данных по состоянию с 1 января по 22 марта 2010 года проведен анализ количества обращений по взрослому населению в Министерство здравоохранения и социального развития от граждан РФ, проживающих на территории соответствующих регионов РФ. Таких обращений в Министерство здравоохранения и социального развития поступило 3523. Должна вам сказать, что большинство обращений граждан поступает из Москвы, это часть здравоохранения, я еще не говорю о социалке и о здравоохранении детям. Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург являются абсолютными лидерами с точки зрения обращений граждан непосредственно к центральным органам управления. Какого же рода эти обращения и чем недовольны граждане? По Москве количество обращений – самое большое – о лечении, о качестве оказания медицинской помощи. Количество обращений на 100 тыс. населения за прошедший период, о котором я сказала, составило 9,13. На втором месте по этим показателям Мурманская область – 7,08. Приблизительно на этом же уровне находится Московская область и приблизительно на этом же уровне находится Республика Коми. Если граждане вынуждены обращаться к нам за лечением, с жалобами на работу учреждений, о качестве оказания медицинской помощи, с жалобами, которых достаточное количество, на плохое отношение к больным и их родственникам, то я думаю, что соответствующие региональные органы здравоохранения должны делать вывод о качестве работы соответствующих учреждений.

В 2010 году мы должны коренным образом изменить ситуацию с обеспечением населения лекарственными средствами. Соответствующий закон принят Государственной Думой в третьем чтении. Сейчас завершается подготовка нормативных правовых актов по реализации законопроекта.

Изменения коснутся практически всех направлений этой работы.

Будет упорядочена система государственной регистрации лекарственных средств. Устанавливаются четко регламентированные и прозрачные процедуры их регистрации и допуска на рынок, требования к эффективности и безопасности лекарственных препаратов. Устраняются излишние административные барьеры при регистрации и допуске на рынок отечественных препаратов. Одновременно повышается роль государственной экспертизы, предшествующей регистрации лекарственного препарата, и вводятся механизмы повышения ответственности производителей за качество конечного продукта. Усиливается государственный контроль и надзор в сфере обращения лекарственных средств, который позволит противодействовать обороту недоброкачественной и фальсифицированной фармацевтической продукции.

Законом устанавливается система государственной регистрации цен на лекарственные препараты. Производитель будет обязан зарегистрировать предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Соответствующая методика утверждена в конце прошлого года и доведена до всех производителей. Первые результаты будут подведены 1 апреля 2010 года.

В этой связи я бы хотела сказать, что вводится система предоставления сведений о фактических ценах на ЖНВЛС. Мы обязаны вместе с вами предоставлять гражданам, проживающим на территории РФ, исчерпывающую информацию об ассортименте препаратов, которые обращаются на рынке соответствующего региона, и о конечной цене лекарственного препарата, который также обращается на территории региона, включая зарегистрированную средневзвешенную цену производителя и торговую надбавку, установленную в соответствующем регионе РФ.

Сегодня на коллегии отдельный доклад о достоинствах и недостатках этой работы, а также по проблемам, связанным с реализацией полномочий в сфере лекарственного обеспечения, будет сделан руководителем Росздравнадзора. И тем не менее я бы все-таки хотела сказать несколько слов о том, что происходит с лекарственным обеспечением в системе дополнительного лекарственного обеспечения. Неоднократные обращения к вам, уважаемые коллеги, свидетельствуют о том, что вы не уделяете должного внимания ни системе организации закупок лекарственных средств, ни системе контроля за тем, как граждане РФ реализовывают свои собственные полномочия, если так можно сказать. Дело в том, что, к сожалению, сегодня несмотря на снижение доли рецептов, находящихся на срочном обслуживании, в среднем на территории РФ до 0.16 за прошедший период, в отдельных регионах, таких как республика Карелия, Нижегородская область, Смоленская, Астраханская, Владимирская области, Хабаровский край, Карачаево-Черкесская республика, ситуация не меняется. Несмотря на неоднократные селекторные совещания, несмотря на поручения руководства страны, а также наши обращения.

Также я не могу сказать, что не имеют места обращения по поводу дополнительных средств: вами возвращены доходы федерального бюджета 2.2 млрд рублей средств на дополнительное лекарственное обеспечение по итогам 2009 года. Это первое, второе - обращаю ваше внимание, что вместе с субвенцией и иными межбюджетными трансфертами, которые вам перечислены в начале 2010 года, совокупный финансовый норматив на лекарственное обеспечение увеличен на 17% - это целиком компенсирует то удорожание по лекарственным препаратам, которое произошло в конце 2009 года, даже с учетом того ажиотажного спроса, который у нас складывался. Обращаю ваше внимание, что с 1 апреля мы начнем работать в совершенно другой системе регулирования лекарственных цен. Также хочу обратить ваше внимание на другое - если в целом по РФ доля отечественных препаратов, которые приобретаются в рамках госзакупок, составляет порядка 15%, что тоже не высокий показатель – в отдельных регионах это 1%, 2%, 5%. Вы, к сожалению, не анализируете ситуацию по поводу того, что в ряде случаев отечественные лекарственные препараты надлежащего качества могут также приобретаться как и импортные лекарственные препараты.

Еще одна тема, о которой я не могу не сказать. ХХI столетие декларировано столетием биомедицинских наук. Инновационное развитие глобального здравоохранения на основе научных достижений и внедрения новых эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядков и стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современным возможностям медицины и уровню качества, соответствующему международному.

России необходимо развитие отечественных фармацевтических, биомедицинских, ядерных и др. технологий и их ускоренное внедрение в медицинскую практику. В рамках деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России Министерство сформировало подходы к созданию центров инновационного развития, основанных на кластерном принципе, позволяющем обеспечивать тесное партнерство научных лабораторий и конструкторских бюро, образовательных учреждений, современных промышленных производств, бизнеса, что позволит концентрировать и развивать отечественные инновационные разработки.

Для обеспечения страны доступной и качественной фармацевтической и медицинской продукцией определены стратегические приоритеты в выборе технологий, лекарств и медицинских изделий, требующих первоочередной разработки и внедрения.

С начала 2010 года проводится ревизия охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности для их оценки и решения вопроса о передаче в хозяйственные общества, создаваемые образовательными и научными учреждениями, с целью внедрения их в практическое здравоохранение.

В 2010 году предстоит создать правовые и организационные условия для полного исполнения государством обязательств по отношению к инвалидам и другим маломобильным гражданам, вытекающих из подписания Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Главное здесь - обеспечить инвалидам равные с другими людьми возможности, проводить активную политику, направленную на интеграцию инвалидов в общество.

Уже подготовлен проект государственной программы “Доступная среда” на 2011-2015 годы, реализация которой позволит обеспечить полноценный доступ инвалидов к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, к объектам и услугам, предоставляемым для населения. Статус государственной программы предполагает разработку и реализацию на федеральном уровне целого ряда ведомственных программ развития доступной среды по соответствующей компетенции, а также разработку и реализацию региональных программ. Федеральные и региональные программы должны действовать в едином комплексе.

Сразу хочу обратить ваше внимание, “доступная среда” - это, в нашем понимании, не просто строительство пандусов за счет средств федерального бюджета - это комплексная программа, которую регионы РФ должны принимать по “доступной среде”, только в этом случае федеральное правительство будет участвовать в этих мероприятиях.

Другой важной задачей является переход на новые классификацию и критерии при осуществлении медико-социальной экспертизы с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Разработка и реализация Концепции модернизации государственной системы медико-социальной экспертизы должна обеспечить переход к ее проведению и к информированию о реабилитационных услугах в электронном виде, упростить процедуру установления инвалидности и получения ими реабилитационных средств, увеличить удельный вес полностью или частично реабилитированных инвалидов, сделать более доступными для них инклюзивное образование и трудоустройство.

Разработка и реализация программ и проектов в этой сфере, учитывая ее многогранный характер, должна повседневно координироваться советами по делам инвалидов, созданными при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации. В соответствии с поручением Президента России решение данных задач, как и в целом забота об инвалидах, должны стать весомым критерием оценки деятельности органов государственной власти регионов и органов местного самоуправления.

В 2009 году все федеральные бюджетные учреждения работали по новым системам оплаты труда, методические основы которых были отработаны и согласованы в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Полностью или частично на аналогичные системы переведены работники государственных и муниципальных бюджетных учреждений 75 субъектов Российской Федерации. Однако в 8 регионах, среди которых республики Дагестан, Алтай, Татарстан, Красноярский край, Архангельская и Курская области, новые системы оплаты труда не введены. Надеюсь, что в течение этого года оставшиеся регионы завершат переход на новые системы оплаты труда.

В 2010 году совместно с социальными партнерами (профсоюзами и работодателями) будет подготовлено к заключению Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы, а также разработана Концепция развития социального партнерства, целью которой будет совершенствование переговорного процесса по заключению отраслевых соглашений для более полного использования возможностей социального партнерства.

Мы планируем подготовить к ратификации Российской Федерацией 9 конвенций Международной организации труда, в том числе о медицинской помощи и пособиях по болезни, об оплачиваемых отпусках, об охране материнства, о содействии коллективным переговорам, о прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя, о службах гигиены труда, об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

Несколько слов об организации детской оздоровительной кампании. С этого года соответствующие полномочия переданы субъектам Российской Федерации. Федеральный бюджет увеличил объем субсидий на мероприятия по оздоровлению детей более чем в 3 раза. Увеличены налоговые источники, закрепленные за субъектами Российской Федерации. Обращаюсь к руководителям регионов, руководителям профсоюзных объединений и объединений работодателей: обеспечить максимально возможный охват детей всеми формами летнего отдыха, провести оздоровительную кампанию на высоком организационном уровне.

И еще одна тема, которая вчера прозвучала на организационном оргкомитете по празднованию 65-летия Победы в ВОВ.

В связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов приоритетным направлением деятельности в 2010 году будет являться улучшение социально-экономического положения ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и членов их семей.

Хочу подчеркнуть, что работа с представителями этих групп населения должна носит индивидуальный характер. Стоит отметить, что вчера на совещании основное недовольство ветеранов звучало по отношению к лекарственному обеспечению – не столько в связи с отсутствием лекарств, а сколько в связи с недоступностью лекарств для населения. Я имею ввиду, что граждане в этом возрасте просто не в состоянии добраться до медицинских учреждений, до аптечных учреждений. Мы настоятельно рекомендуем, и это поддержано Президентом РФ, регионам РФ организовать специальные программы по доставке лекарств до ветеранов ВОВ.

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я остановилась на основных задачах, которые предстоит решить органам государственного управления здравоохранением, социальной защиты, труда и занятости. Круг проблем, решаемых Министерством и соответствующими региональными структурами, очень широкий.

Помимо названных в докладе, это совершенствование медицинского образования и развитие научно-исследовательской деятельности в сфере здравоохранения, защита прав потребителей, оптимизация системы оказания социальных услуг и развитие новых форм социального обслуживания, совершенствование государственной службы, международное сотрудничество, информатизация здравоохранения и социального обслуживания. Полный перечень задач 2010 года представлен в письменном докладе, который роздан участникам сегодняшнего заседания. Ознакомившись с ним, вы сможете определить полную и подробную систему действий, скоординировать планы своей работы с задачами, которые будет решать Министерство. Некоторые аспекты намеченной работы будут более подробно освещены в выступлениях участников этого заседания.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и в Основных направлениях антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год говорится о необходимости всесторонней модернизации, изменении качества жизни в России, переориентации экономики на реальные потребности людей, в том числе на улучшение здоровья и социального самочувствия. Уверена, что кризисный период пройдет и мы, даже в непростых условиях, создадим социальные механизмы, способствующие повышению качества человеческого капитала. 2010 и 2011 годы являются ключевыми с точки зрения обеспечения выхода на запланированную траекторию инновационного социально-ориентированного развития, на смещение акцентов в сторону модернизированной повестки дня.

Мероприятия, предусмотренные поручениями Президента Российской Федерации и программными документами Правительства Российской Федерации в части модернизации здравоохранения и социального обслуживания, развития рынка труда и обеспечения доступности современной социальной инфраструктуры для всех слоев населения, должны быть безусловно выполнены.

Уверена, что скоординированные совместные действия, нацеленность на конечный результат и высокая ответственность подавляющего большинства работников наших отраслей помогут нам достойно решить эти задачи.

Ключевые слова: доклад, социальное развитие, уровень жизни и доходов населения, социальное обслуживание граждан, социальная защита инвалидов, социальная защита ветеранов, здравоохранение, программа медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, программа медицинской помощи в ДТП, национальная онкологическая программа, информатизация здравоохранения, формирование здорового образа жизни, лекарственное обеспечение и лекарственная политика, медицинское страхование, приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, подготовка медицинских кадров, пенсионное обеспечение, назначение и выплата пенсий, индексация пенсий, трудовые отношения, социальное партнерство и трудовые отношения, рынок труда, оплата труда, переход на новые системы оплаты труда федеральных бюджетных учреждений.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ