СКАЧАТЬ (8.46 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Медтехника и медизделия" №1(58) январь/февраль, 2010

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Консультации юриста

Какова актуальность и законность организации аптечного распределительного пункта в ЛПУ, не имеющих в своем составе аптек, для упорядочения организации закупки, хранения и распределения лекарственных средств? Необходимо ли лицензирование в установленном порядке указанной деятельности?

Мы уже неоднократно обращали внимание на то, что согласно статье 17 Федерального закона РФ от 8.08.2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 25.11.2009 г.) обязательному лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность, которая в соответствии с формулировкой статьи 4 Федерального закона РФ от 22.06.98 г. № 86-ФЗ “О лекарственных средствах” (в ред. от 30.12.2008 г.) представляет собой деятельность, осуществляемую организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающую оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

Таким образом, так называемый аптечный распределительный пункт в ЛПУ, не осуществляющий реализацию лекарственных средств, фармацевтической деятельностью не занимается и поэтому лицензированию не подлежит. Это обычное структурное подразделение ЛПУ, занимающееся хранением и распределением лекарственных средств внутри больницы.

Для нас остается загадкой, на каком основании чиновники лицензирующих органов направо и налево раздают лицензии на фармацевтическую деятельность так называемым больничным аптекам, которые фармацевтической деятельностью не занимаются. Не ясно также, как чиновники умудряются проверять такие “аптеки” на соответствие лицензионным требованиям и условиям, если никаких нормативных актов, регламентирующих такие условия для так называемых аптек ЛПУ, действующим законодательством не установлено, а Отраслевой стандарт “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения” ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 (в ред. от 18.04.2007 г.), согласно пункту 1.2 этого Стандарта “не распространяется на деятельность аптек лечебно-профилактических учреждений и межбольничных аптек”.

21.01.10

Директор юридической компании “Юнико-94” М. И. Милушин

В состав ЛПУ входит аптека на правах структурного подразделения, ЛПУ имеет лицензию на фармдеятельность. Но заказом медикаментов занимается экономист, т. е. человек без фармацевтического образования. Скажите, противоречит ли данная ситуация действующему законодательству? Является ли это нарушением лицензионных требований?

Как мы уже неоднократно писали, аптека ЛПУ не осуществляет фармацевтическую деятельность, поскольку согласно статье 4 Федерального закона РФ от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах” (в ред. от 30.12.2008) фармацевтическая деятельность – это деятельность, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств, а аптека ЛПУ вообще не занимается торговлей лекарственными средствами.

Тем не менее, по непонятной нам причине лицензирующие органы требуют обязательного лицензирования аптек учреждений здравоохранения, что, строго говоря, является незаконным.

Заметим, что даже если распространить действие “Положения о лицензировании фармацевтической деятельности”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (в ред. от 18.05.2009), на аптеки ЛПУ, то описанная в вопросе ситуация не является нарушением лицензионных требований, так как пунктом 4з данного Положения установлена необходимость наличия у лицензиата работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста.

Поскольку логистик занимается только заказом лекарственных средств и не занимается их изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей, то к нему данное требование не имеет отношения.

16.11.2009

Директор юридической компании “Юнико-94” М. И. Милушин

Какие документы об образовании необходимо иметь специалисту для получения лицензии по косметологии хирургической?

Проблема косметологии хирургической очередной раз подчеркивает слабый уровень подготовки нормативно-правовых актов чиновниками Минздравсоцразвития РФ.

Термин “косметология (хирургическая)” употребляется всего в 2-х нормативно-правовых актах: в “Перечне работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности”, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 (в ред. от 07.04.2008 г), и в “Порядке организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи”, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 г. N 323.

В то же время в “Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации”, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 г. N 210н, определяется специальность “пластическая хирургия”, квалификационные требования к которой установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 7.07.2009 г. N 415н.

При этом в данной номенклатуре специальность “косметология (хирургическая)” не упоминается вообще так же, как не упоминаются услуги по “пластической хирургии” в указанных выше “Перечне работ …” и “Порядке организации работ …”.

По нашему мнению, понятия “косметология (хирургическая)” и “пластическая хирургия” являются тождественными понятиями. Косвенно это подтверждается “Положением о враче - хирурге косметологической лечебницы (отделения, кабинета)”, утвержденном Приказом Минздрава СССР от 28.12.82 г. № 1290 “О мерах по улучшению косметологической помощи населению”, в котором употребляется понятия “косметическая пластическая хирургия” и “пластические косметические операции”.

Следовательно, для лицензирования деятельности по косметологии “хирургической” необходимы документы об образовании, соответствующие квалификационным требованиям к специальности “пластическая хирургия”.

Заметим, однако, что окончательный вывод по данному вопросу может быть сделан только после соответствующих разъяснений Минздравсоцразвития РФ.

24.01.10

Директор юридической компании “Юнико-94” М. И. Милушин

В нашем ЛПУ нет своей аптеки, но введена должность провизора. Не противоречит ли это действующему законодательству или соответствующим нормативным положениям, если да, то каким?

Совместным Письмом Минздрава и Минфина СССР от 03.01.89 г. N 01-14/1-24 “О правах руководителей учреждений здравоохранения по установлению штатов” и Приказом Минздрава СССР от 31.08.89 г. N 504 “О признании рекомендательными нормативных актов по труду Минздрава СССР” установлено право руководителей учреждений здравоохранения самостоятельно устанавливать штатное расписание, вносить в него изменения путем введения новых должностей медицинского и немедицинского персонала путем замены должностей в любом порядке в пределах установленного фонда заработной платы по различным источникам финансирования.

Согласно пункту 7 “Порядка составления штатного расписания учреждением здравоохранения”, утвержденного Приказом Минздравмедпрома России от 18.01.96 г. N 16, общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной в смете.

Таким образом, в учреждениях здравоохранения, финансирование которых осуществляется за счет нескольких источников (бюджет, ОМС, платные услуги), должности персонала отражаются в штатном расписаниии, утверждение которого производится в разрезе каждого источника финансирования согласно утвержденных смет.

По нашему мнению, должность провизора является необходимой в любом учреждении здравоохранения, осуществляющем медикаментозное лечение пациентов, независимо от наличия в нем так называемой больничной аптеки.

20.01.10

Директор юридической компании “Юнико-94” М. И. Милушин

Обязаны ли проверяющие органы предупреждать о поверке? Все ли внеплановые проверки обязаны проводить с разрешения прокуратуры? Какие документы должны представить проверяющие при проверке?

Порядок проведения внеплановых проверок установлен Федеральным законом РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (в ред. от 27.12.2009 г.).

При этом необходимо иметь в виду, что согласно части 4 статьи 1 данного Закона особенности организации и проведения проверок при осуществлении некоторых видов контроля, в частности лицензионного контроля, государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля и надзора в сфере труда, в части касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Например, статьей 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с нормами статьи 10 Закона № 294-ФЗ проверки проводятся по письменному согласованию с органами прокуратуры. Однако, согласно части 12 указанной статьи, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Однако это правило не распространяется на случаи, когда основанием для внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

20.01.10

Директор юридической компании “Юнико-94” М. И. Милушин