СКАЧАТЬ (9,30 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Медтехника и медизделия" №1(51) январь/февраль, 2009

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


О размещении государственного заказа Республики Карелия, осуществлении контроля за размещением заказов для государственных нужд Республики Карелия и соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” за 9 месяцев 2008 года

За 9 месяцев 2008 года общий объем средств, направленный на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд составил 2,3 млрд рублей. Количество размещенных заказов, в том числе по простым закупкам, увеличилось на 39% и составило 18 тыс. контрактов.

Доля государственных закупок, размещенных на конкурсной основе и путем проведения запроса котировок, к общему объему государственных закупок для государственных нужд РК составила 61 % (9 месяцев 2007 года - 62%).

За отчетный период по сравнению с уровнем прошлого года наблюдается устойчивая тенденция сокращения объема закупок, размещенных путем проведения открытых конкурсов. При этом объем закупок путем проведения запросов котировок увеличился в несколько раз и составил 266 млн рублей. На изменение динамики роста объема закупок, размещенных путем проведения торгов, повлияли изменения федерального законодательства в части увеличения порога осуществления простых закупок в квартал до 100 тыс. рублей и запросов котировок - до 500 тыс. рублей. Кроме того, отсутствие утвержденной на федеральном уровне номенклатуры одноименных товаров, работ, услуг позволяет заказчикам по разному трактовать понятие “одноименности” и соответственно не применять конкурсные процедуры, а ограничиваться простыми закупками или запросом котировок.

Также изменение структуры размещения государственных закупок обусловлено и тем, что заказчики стали применять такую форму размещения заказов, как аукцион. Это связано с тем, что Правительством Российской Федерации был сформирован и утвержден перечень товаров( работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Использование данной процедуры позволяет упростить закупку определенных видов товаров(работ, услуг), а именно сократить временные затраты и обеспечить существенную экономию бюджетных средств.

Так, если за 9 месяцев прошлого года по итогам состоявшихся аукционов было заключено всего 9 контрактов на сумму около 9 млн рублей, то в отчетном периоде количество таких закупок составило 214 на общую сумму 207,1 млн.рублей. Наибольшее количество проводимых аукционов приходится на Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия и Министерство внутренних дел Республики Карелия.

Относительная экономия средств бюджета Республики Карелия от проведения конкурсных процедур и запросов котировок в общем объеме закупок составила за 9 месяцев 2008 года 114,5 млн рублей или 4,7 % от выделенного лимита финансирования на эти цели (9 месяцев 2007 года экономия составила 3,1 % от выделенного лимита финансирования). При этом большую эффективность при размещении заказов (от 4,5 до 17%) удалось добиться Министерству внутренних дел РК, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Министерству культуры и по связям с общественностью РК.

Вместе с тем за январь-сентябрь 2008 года по сравнению с уровнем прошлого года отмечается тенденция увеличения количества несостоявшихся конкурсных процедур и аукционов. В этой связи заказчикам необходимо проводить предварительные исследования рынков тех товаров, работ и услуг, которые являются предметом конкурса, что позволит получать информацию о ценах, иметь представление о состоянии дел на рынке, более точно определять начальную цену контракта, грамотно составлять техническое задание, что в свою очередь приведет к увеличению конкуренции между участниками размещения заказа.

По сумме заключенных контрактов большая часть приходится на Министерство здравоохранения и социального развития РК - 588 млн руб., что составляет 25% о общей суммы заключенных контрактов, Министерство строительства РК - 461 млн рублей или 20%, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии РК - 294 млн рублей или 13% и Министерство образования РК - 226,6 млн рублей или 12%.

В настоящее время в республике созданы технические условия для проведения открытых аукционов в электронной форме и у заказчиков теперь имеется возможность применения такого способа размещения заказов. Предполагается, что начиная с IY квартала т.г. в республике будут проводиться и открытые аукционы в электронной форме.

Всего за 9 месяцев 2008 г. нами проведено 93 проверки, в том числе 70 плановых и 23 внеплановых проверки. Поступило на рассмотрение 17 жалоб от участников размещения заказов. Заказчиками в адрес Уполномоченного органа в сфере размещения заказов направлено 86 обращений на согласование права заключения контрактов с единственным поставщиком, в том числе на право заключения государственных контрактов - 62 обращения, на право заключения муниципальных контрактов - 24 обращения. По результатам проведенных плановых и внеплановых проверок возбуждено 127 дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении государственных заказчиков - 99 дел, в отношении муниципальных заказчиков - 28 дел.

Рассмотрены и приняты к регистрации 152 уведомления о заключении Заказчиками государственных контрактов при размещении заказа у единственного поставщика по пунктам 5,6 части 2 статьи 55 федерального Закона №94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Для проведения плановых проверок ежеквартально распоряжением Министерства экономического развития Республики Карелия утверждается график плановых проверок государственных заказчиков Республики Карелия. Для обеспечения гласности и прозрачности осуществления контроля график размещается на официальном сайте “Государственный заказ Республики Карелия” в разделе “Новости”.

Плановыми проверками охвачены практически все органы исполнительной власти Республики Карелия и со II квартала т.г. начаты проверки бюджетных учреждений республики.

Практически в ходе каждой проверки, а проведено 70 плановых проверок, в ходе которых проверено 645 процедур размещения заказов, в том числе открытых конкурсов 68 по 122 лотам (10,5%), открытых аукционов 48 по 265 лотам (7,5%), запросов котировок 529 (82%); выявляются нарушения требований Федерального закона “О размещении заказов...”. Большая часть нарушений касается нарушения требований; предусмотренных следующими статьями Закона:

- статья 9 “Государственный или муниципальный контракт…” - почти 14 % от всех выявленных нарушений законодательства приходится на нарушения требований данной статьи;

- статья 43 “Требования, предъявляемые к запросу котировок”

- статья 44 “Требования, предъявляемые к котировочной заявке”

- статья 47 “Рассмотрение и оценка котировочных заявок”, то есть на нарушения, допускаемые заказчиками при проведении запросов котировок приходится 54 % всех нарушений, выявленных при проведении плановых проверок. Это объясняется тем, что данный способ размещения заказов является наиболее распространенным (82% от всех процедур размещения заказов).

Кроме плановых проверок за отчетный период проведено 23 внеплановых проверки, в том числе муниципальных заказчиков - 13 проверок, государственных заказчиков - 10 проверок. Из общего количества внеплановых проверок 9 проверок проведено по жалобам участников размещения заказов, 14 проверок - по обращениям контролирующих органов.

По-прежнему большой удельный вес 13 % занимают нарушения требований статьи 9 “Государственный или муниципальный контракт”. Однако, далее акцент смещается с запросов котировок на открытые конкурсы. Вы видите на графике: наибольшее количество нарушений касаются требований статьи 21 “Извещение о проведении открытого конкурса”, статьи 22”Содержание конкурсной документации”, статьи 25 “Порядок подачи заявок на участие в конкурсе”, статьи 27 “Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе”. Таким образом, на нарушения, допускаемые заказчиками при проведении открытых конкурсов приходится 47 % всех нарушений, выявленных при проведении внеплановых проверок, а на запросы котировок - только 24 % против 54 % при плановых проверках.

В результате проведенных проверок заказчикам выдано 43 обязательных для исполнения предписаний об устранении допущенных нарушений законодательства. У нас до настоящего времени не было случаев, чтобы выданные нами предписания не были выполнены или обжаловались в судебном порядке.

Министерством экономического развития Республики Карелия разработан Административный регламент по работе с жалобами, он прошел экспертизу, зарегистрирован в Администрации Главы Республики Карелия 17 сентября и опубликован в газете “Карелия” 4 октября текущего года.

Для рассмотрения поступающих жалоб в Министерстве экономического развития Республики Карелия создана Комиссия Министерства по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В адрес органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения государственных заказов за 9 месяцев текущего года поступило 17 жалоб от участников размещения заказов, в том числе на действия государственных заказчиков -11 жалоб, на действия муниципальных заказчиков - 6 жалоб. По материалам, указанным в жалобах, проведены 9 внеплановых проверок. Из общего количества поступивших жалоб:

- одна жалоба отозвана участником размещения заказа, подавшим жалобу, до ее рассмотрения;

- шесть жалоб на основании пункта 6 части 1 статьи 59 Закона (жалобы одновременно поданы участниками размещения заказа в УФАС РФ и орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов) и на основании части 4 статьи 57 Закона (источником финансирования при размещении заказов были средства федерального бюджета), переданы на рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее - УФАС РФ);

- десять жалоб принято к рассмотрению, из них 7 - признаны обоснованными.

Еще одно направление работы контролирующего органа это согласование размещения заказов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Карелия у единственного поставщика в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 94.

За 9 месяцев т.г. в Министерство экономического развития Республики Карелия поступило 86 обращений о согласовании размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя), из них 24 - от муниципальных заказчиков. По результатам рассмотрения 2 обращения были возвращены, поскольку в соответствии с Законом согласование не требовалось; пять обращений - отклонены в связи с тем, что при размещении заказа были выявлены нарушения Закона; 79 обращений было согласовано.

В Министерстве экономического развития Республики Карелия предусмотрено две ступени рассмотрения дел об административных правонарушениях, с тем, чтобы имелась возможность досудебного обжалования принятых должностным лицом решений. При выявлении бесспорных фактов нарушений законодательства, должностными лицами Министерства экономического развития Республики Карелия в обязательном порядке возбуждаются дела об административных правонарушениях. Ведь невозможно “случайно” не опубликовать объявление, поменять контракт, а если лицо это делает, следовательно, оно понимает, какие действия оно совершает и должно нести за это соответствующую ответственность.

По результатам плановых и внеплановых проверок за 9 месяцев т.г. было возбуждено 127 административных дел. Большая часть административных дел - 59 (46,5 % от общего количества) возбуждена в связи с нарушениями законодательства, предусмотренными частью 2 статьи 7.30 КОАП Российской Федерации, допускаемыми членами конкурсной комиссии при принятии решений о допуске (отказе в допуске) к участию в конкурсе, аукционе. 16 дел (или 12,6 % от общего количества) было возбуждено в связи с необоснованным отклонением членами котировочной комиссии котировочных заявок и т.д.

В связи с тем, что нарушения выявляются впервые, в большей части по итогам рассмотрения административных дел выносятся устные замечания. Однако в 28 случаях (22 % от всех дел), когда были совершены грубые нарушения законодательства, были приняты постановления о наложении штрафов (на сумму 700 тыс. рублей).

В целях профилактики исполнения заказчиками законодательства о размещении заказов, учитывая, что Министерство экономического развития Республики Карелия является не только контролирующим органом, но и органом, осуществляющим методическое обеспечение деятельности заказчиков, нами постоянно осуществляется методологическое обеспечение государственных и муниципальных заказчиков, проводится работа по организации курсов, семинаров и иных обучающих мероприятий, на которых до представителей заказчиков доводится информация о типичных нарушениях законодательства и предлагаются варианты действий заказчиков для размещения заказов в соответствии с федеральным законодательством. Только в рамках проекта Европейского союза “Реформа госзакупок 2” в течение 2008 года проведено три бесплатных для государственных и муниципальных заказчиков республики семинара с привлечением опытнейших специалистов России в сфере закупок. В работе каждого семинара приняло участие около 100 слушателей.

Необходимо отметить, что из общего числа специалистов, входящих в состав комиссий, проверенных нами учреждений, 41,5% прошли обучение по программе “Управление закупками продукции для государственных нужд”, в том числе в органах исполнительной власти- 42,7%, в государственных учреждениях - 40,2%. Эти показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне подготовки членов комиссий. Однако при рассмотрении котировочных, конкурсных и аукционных заявок Заказчиками и членами комиссий допускается ряд нарушений, связанных с необоснованным отклонением заявок участников размещения заказа от участия в процедурах, а так - же необоснованным допуском к участию в таковых. Это происходит в некоторой степени от недостатка квалификации членов комиссий, а в большинстве случаев - из-за невнимательности и формального подхода к процедуре рассмотрения и оценки заявок.

Справка:

Размещение государственного заказа Республики Карелия

по бюджету 2009 на 23.01.2009

Проведено закупок всего: 719 на сумму 1 631 223 277.54 руб.

Аукционы: 206 на сумму 1 161 856 251.98 руб.

Конкурсы: 25 на сумму 171 347 712.41 руб.

Запросы котировок: 44 на сумму 9 295 699.01 руб.

Субсидии: 0 на сумму 0.00 руб.

У единственного поставщика 444 на сумму 288 723 614.14 руб.

в т.ч. п.14 ч.2 ст. 55 94-ФЗ: 313 на сумму 8 075 027.97 руб.

Сокращение бюджетных расходов за счёт проведения

процедур размещения государственного заказа Респуб-

лики Карелия 72 470 243.52 руб.

источник: http://goszakaz.karelia.ru