СКАЧАТЬ (23.3 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Медтехника и медизделия" №4(15) август/сентябрь, 2003

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Информационное обеспечение комплексного оснащения ЛПУ (3615) медицинскими изделиями. Проблемы инвентаризации медицинских изделий в ЛПУ (3615)

Круглый стол

Участники:

А.С. Севостьянов, зав. отделом управления и развития разработок медицинской техники ГУН ВНИИИМТ МЗ РФ

С.В. Новиков, ведущий инженер отдела мониторинга медицинской техники ГУН ВНИИИМТ МЗ РФ

О.Л. Козлова, зам. начальника научно-инновационного отдела ГУПТП "Медтехника" г. Санкт-Петербург

С.Ю. Логачев, начальник отдела развития производства медицинских изделий Департамента промышленной и инновационной политики медицинской и биотехнологической промышленности Минпромнауки России

ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ "МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ 2003"

Основанием для проведения круглого стола послужило начало внедрения в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ (3615)) субъектов Российской Федерации автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ). Внедрение АИС осуществляется в соответствии с письмом заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.В.Катлинского с целью проведения инвентаризации медицинских изделий отечественного и зарубежного производства, находящихся в эксплуатации в подведомственных медицинских организациях, для определения их количества, степени износа, потребности в ремонте и обновлении.

В обсуждении темы круглого стола приняли участие около 40 представителей организаций управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, учреждений здравоохранения, сервисных организаций и производителей медицинских изделий.

К основным вопросам, обсуждаемым на круглом столе, можно отнести вопросы о том, что дает внедрение системы мониторинга непосредственно внедряющему учреждению, какими силами проводить эту работу на местах и как организовать обучение пользователей.

На вопросы отвечали представители Минпромнауки России и ГУН ВНИИИМТ Минздрава России.

В ответах на вопросы были обозначены цели и задачи мониторинга медицинских изделий на территории Российской Федерации. Основной целью осуществления общероссийского мониторинга является определение баланса спроса и предложения на медицинские изделия. Баланс определяется на основе оценки состояния рынка медицинских изделий и потребности учреждений здравоохранения, которая, в свою очередь, складывается из сравнения фактической оснащенности медицинскими изделиями учреждений здравоохранения с нормативами оснащения. Таким образом, общими задачами мониторинга являются мониторинг рынка медицинских изделий и мониторинг имеющегося парка медицинских изделий.

Решение этих задач сопряжено с определенными трудностями: отсутствует систематизированная информация о производителях и номенклатуре медицинских изделий, их технических характеристиках, состоянии производства, а также о номенклатуре, техническом состоянии и обслуживании изделий в ЛПУ (3615). Для решения этих задач в полном объеме необходима соответствующая нормативно-правовая база, позволяющая взаимодействовать с предприятиями-производителями и поставщиками медицинских изделий, с лечебно-профилактическими учреждениями различных министерств и ведомств.

Однако первым этапом создания системы мониторинга может стать решение части задач, входящих в компетенцию Минздрава России: проведение инвентаризации медицинских изделий в ЛПУ (3615), находящихся в ведении Минздрава России, а также входящих в систему здравоохранения субъектов федерации.

Для проведения инвентаризации Минздравом России предложено заинтересованным организациям получить разработанный ГУН ВНИИИМТ МЗ РФ программный продукт: Автоматизированную информационную систему мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ). Система разработана как единый информационно-программный комплекс для полного решения всех задач мониторинга на трех уровнях: отдельного ЛПУ (3615), региона и федерации в целом. Несмотря на определенные недоработки в справочниках и словарях системы, связанные с перечисленными трудностями в получении достоверной информации, система полностью готова для решения поставленной задачи технической инвентаризации.

АИС ММИ позволяет систематизировать информацию о медицинских изделиях в полном объеме, включая техническое состояние, использование, обслуживание и ремонт изделий, поверку средств измерения. Такая информация полезна как руководителям ЛПУ (3615), так и сервисным организациям, а также региональным организациям управления здравоохранения.

Не все ЛПУ (3615) обладают необходимыми техническими средствами, обученными кадрами для ведения баз данных. Как показывает опыт внедрения системы, в основном решение данной задачи встречает полное понимание и поддержку со стороны региональных сервисных организаций, на плечах которых лежит основная ноша по поддержанию в работоспособном состоянии всего парка медицинских изделий. Именно эти организации неформально заинтересованы в автоматизации учета медицинских изделий в ЛПУ (3615) региона. Некоторые из них разрабатывали собственные программы, но неизбежно приходили к необходимости единой нормативной и справочной базы, общей классификации изделий и общих подходов к формированию требований по оснащенности ЛПУ (3615) на всей территории Российской Федерации.

Разработчики системы считают методически целесообразным сочетать ведение базы данных наиболее крупными и технически обеспеченными ЛПУ (3615) с ведением базы со стороны обслуживающих организаций, например, предприятий "Медтехника", тем более, что такие возможности в программе учтены. Региональные организации управления здравоохранения могут возлагать методическое руководство и ответственность за сбор и анализ информации на региональные медицинские информационно-аналитические центры, которые существуют или создаются при большинстве организаций управления здравоохранения субъектов федерации. Они могли бы взять на себя и организацию обучения пользователей АИС ММИ.

Разработчики системы готовы организовать обучение и на базе ГУН ВНИИИМТ МЗ РФ в Москве, но, поскольку эти вопросы связаны с определенными расходами, каждый регион решает их самостоятельно. Поэтому нет необходимости организовывать постоянный учебный процесс, а достаточно обучать пользователей идивидуально по запросам регионов. Уполномоченным представителям регионов может выдаваться по требованию удостоверение на право обучения работе с системой.

Звучали в обсуждении и мнения о том, что столь полную информацию об оснащенности медицинскими изделиями руководители учреждений здравоохранения обнародовать не заинтересованы – это может привести к отзыву лицензии и иным административным мерам. Высказывались предложения сделать информацию анонимной. Однако, информация, которая ложится в основу принятия решений государственного уровня, должна быть достоверной, а это значит, что она должна быть документированной, то есть иметь документальное подтверждение в виде распечатки определенной формы, заверенной в соответствии с Законом об информатизации (гл.2, ст.5) подписью должностного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Опасения же административных мер, на наш взгляд, необоснованны, поскольку именно полная и документированная информация о фактическом состоянии материально-технического обеспечения ЛПУ (3615) покажет реальные условия, в которых персонал учреждений здравоохранения выполняет задачи по сохранению здоровья нации, позволит выделить первоочередные, жизненно необходимые направления и объемы финансирования здравоохранения регионов.

На федеральном уровне данная информация будет также использована для выработки критериев оценки оснащенности учреждений здравоохранения, разработки новых медицинских технологий, определения направлений развития производства, модернизации имеющегося парка медицинских изделий, разработок новой и импортозамещающей медицинской техники и изделий медицинского назначения.