СКАЧАТЬ (23.6 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Медтехника и медизделия" №3(14) июнь, 2003

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ "МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ 2003"

Состояние и разработка импортозамещающей медицинской техники

В.А. Викторов, акад. РАМН, д-р техн. наук, профессор ЗАО "ВНИИМП-ВИТА" (НИИ медицинского приборостроения) РАМН

Анализ российского рынка медтехники в 2002 г. показывает, что из импортирующейся медицинской техники 23% (7,2 млрд.руб.) не может быть замещено отечественной продукцией, а 48% (15,1 млрд.руб.) – область, где имеются потенциальные научные и производственные возможности замещения импорта отечественными конкурентоспособными изделиями российских производителей.

Закупка импортной техники по направлениям, которые достаточно развиты в отечественной промышленности:

- приводит к ухудшению оснащенности медицинских учреждений, т.к. импортная техника в среднем в 2-4 раза дороже российской;

- увеличивает затраты в условиях эксплуатации (ремонт, сервис, комплектующие и расходные материалы);

- не способствует развитию отечественной промышленности.

По многим направлениям медицинской техники, особенно массового применения, возможности отечественных производителей могут обеспечить вытеснение импортной продукции.

Создание конкурентоспособных изделий стало возможно благодаря:

- использованию современной элементной базы и высоких технологий оборонных предприятий;

- конкуренции;

- высокому уровню научного потенциала страны в данной области.

Научно-производственный потенциал российских производителей медицинской техники

В период 1999–2002 гг. ежегодно получали разрешение МЗ РФ на применение в медицинской практике в среднем около 350 новых отечественных изделий медтехники.

На примере важной наркозно-дыхательной аппаратуры (НДА) можно показать, что при том же объеме затрат на ее поставку лечебным учреждениям России количество ежегодно поставляемой аппаратуры можно заметно увеличить, если перераспределить общие затраты, например, следующим образом:

70 % – на поставку значительно лучшей по качеству импортозамещающей продукции отечественных предприятий;

30 % – на поставку импортной наиболее сложной и дорогой продукции.

Особенности новой отечественной НДА

В аппаратах ИВЛ:

- резко увеличено число поддерживаемых методик вентиляции;

- значительно возросли возможности мониторинга и аварийной сигнализации, бесперебойного питания;

- предусматривается индикация функциональных кривых;

- не требуется подача сжатого воздуха, а кислород нужен только для оксигенации вдыхаемого газа.

В аппаратах ИН:

- обеспечивается точное дозирование современных анестетиков;

- обеспечивается методика малой подачи газа в дыхательный контур;

- значительно возросли возможности мониторинга и аварийной сигнализации, бесперебойного питания;

- для реализации аппаратной ИВЛ используется электропривод.

Перераспределение средств на закупку НДА

• При тех же затратах здравоохранение получит в год НДА больше на 1500 шт. (24%) и значительно лучшего качества.

• Ежегодная поставка около 450 шт. наиболее сложной импортной НДА позволит оценить ее новшества и при необходимости реализовать их в отечественной аппаратуре.

• Рост оплаченного спроса позволит восстановить потенциал отечественных производителей, создать новые рабочие места, финансировать НИР.

Предложения по развитию российских производителей медтехники

Создание новой медицинская техники в России происходит в основном за счет собственных ресурсов организаций, которые большей частью формируются за счет реализации продукции.

По сведениям Счетной палаты РФ объем финансирования НИОКР по Федеральной целевой программе "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 г. и на период до 2005 г." в 2001-2002 гг. составил 30,21 млн. руб., что составляет в среднем около 0,4% объема рынка отечественной медтехники в эти годы (в 80-х гг. этот показатель в нашей стране был на уровне 10%.)

В настоящее время, учитывая ограничения бюджетных средств, как федерального, так и местного уровня, обеспечить должное финансирование создания новых изделий медтехники будет затруднительно.

В этих условиях представляется наиболее правильным перераспределение рынка медицинской техники в пользу российского производителя (в первую очередь, по группам изделий, где возможно импортозамещение) с введением механизма долгосрочных заказов для стимулирования предприятий вкладывать собственные средства в финансирование НИР и ОКР. Это не потребует дополнительных бюджетных затрат, но позволит в значительной степени увеличить средства, используемые для создания нового поколения медицинской техники и развития производства.

Существующая практика крупных закупок медицинской техники предполагает проведение конкурсных торгов (тендеров), как правило, на ограниченное количество техники с объявлением технических требований к ней за 1–1,5 месяца до подачи предложений.

В такой ситуации:

- заказчики должны так или иначе ориентироваться на уже существующие на рынке изделия;

- разработчики и производители техники оказываются в ситуации неопределенности в составлении долгосрочных планов исследований, разработки и производства новой техники, велик риск собственного финансирования или кредитования таких работ.

Другой существенный недостаток такой практики закупок – неоправданная "пестрота" моделей закупаемого однотипного оборудования, большое количество посредников, ориентация на зарубежную технику.

Изменить сложившуюся ситуацию можно, например, путем создания долгосрочных программ поставки медицинской техники, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Эти программы должны охватывать наиболее важную для учреждений здравоохранения номенклатуру медицинской техники и в какой-то степени составлять социальный заказ здравоохранения к медико-технической промышленности.

К этой технике должны предъявляться требования, позволяющие оснащать медицинские учреждения современными изделиями.

Для участия в реализации программы целесообразно проводить конкурсы среди отечественных производителей (разработчиков).

Финансирование, как правило, должно осуществляться за счет собственных средств организаций, отобранных на конкурсной основе.

Непременное условие программ – обязательство закупки разработанной и изготовленной техники, при полном и безусловном соответствии этой техники всем медико-техническим и экономическим требованиям.

Обязательство по закупке будет гарантией возврата вложенных средств в разработку и производство.

Такой порядок формирования и выполнения программ:

- позволит существенно перераспределить рынок медицинской техники в пользу российского производителя;

- создаст новый стимул для развития отечественной науки и промышленности;

- позволит значительно увеличить оснащенность учреждений здравоохранения современными приборами и аппаратами без привлечения дополнительных финансовых средств, ускорить замену физически изношенной и морально устаревшей техники, количество которой в эксплуатации в 2002 г., по данным Счетной палаты РФ, доходит до 80%.

Исключение в порядке финансирования может быть сделано только при заказах на разработку наукоемкой продукции, требующих значительных затрат, в том числе на фундаментальные исследования.

В этих случаях целесообразно проводить финансирование на возвратной основе.

Изделия медицинской техники, которые уже сегодня не уступают по своим техническим характеристикам зарубежным аналогам, но имеют существенно меньшую цену, уже сейчас должны включаться в программы по переоснащению медицинских учреждений России и регионов.

С учетом мнения ученых, врачей, разработчиков и производителей на основе объективного анализа состояния качественного уровня отечественной медицинской техники должны быть подготовлены предложения по закупке импортозамещающей техники, сформулированы требования к изделиям и затем проведены тендеры на поставку.

Поэтапная реализация замещения закупаемой импортной медтехники, имеющей российские конкурентоспособные аналоги, отечественной продукцией, без привлечения дополнительных средств, позволит в несколько раз увеличить количество изделий, поступающих в учреждения здравоохранения.