СКАЧАТЬ (25.3 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Медтехника и медизделия" №2(13) апрель/май, 2003

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Актуальные вопросы развития здравоохранения и медицинской техники для новых медицинских технологий в Российской Федерации

Андреев Ю. Г., Председатель подкомитета по развитию медицинской техники при Комитете по вопросам социальной политики торгово-промышленной палаты Российской Федерации, доктор технических наук.

Зиниченко В. Я., Государственное учреждение науки, заведующий отделом мониторинга медицинской техники "Всероссийского научно-исследовательского испытательного института медицинской техники" Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат технических наук.

В "Программе социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу" (2002 – 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р, одним из основных направлений реформирования здравоохранения намечено "…Проведение структурных преобразований в системе здравоохранения и внедрение новых медицинских технологий с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений".

"Основным направлением структурной перестройки здравоохранения должно быть дальнейшее перераспределение стационарных объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень, активное развитие стационаро-замещающих технологий" - статья Министра здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко "Здравоохранение России на рубеже веков" (Федеральный справочник "Здравоохранение Российской Федерации" - М. 2000 стр. 11 – 36).

I. Любая новая, стационаро-замещающая, малоинвазивная медицинская технология призвана резко (до 2 – 10 раз) снизить сроки и увеличить эффективность лечения больного. Разработке и внедрению в медицинскую практику таких технологий посвящены работы большинства медицинских конгрессов, научно-исследовательских институтов, ведущих клиник страны. Необходимость развития этого стратегического направления является в настоящее время аксиомой. Однако, практически все эти методики не входят в перечень медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию, а следовательно не производятся и не планируются централизованные закупки специальных инструментов и оборудования для этих методик.

Осуществление этих основополагающих направлений невозможно до тех пор, пока финансирование учреждений здравоохранения будет производиться исходя из нормативов "койко-дней", проведенных больным в стационаре, а не по результатам лечения больного. Невозможно активное внедрение лучших достижений медицинской науки, не устранив это основное противоречие.

В настоящее время государство уделяет внимание развитию наиболее наукоемких разработок медоборудования, однако 80 – 90 % изделий и инструментов для новых медицинских технологий в РФ выпускается предприятиями малого и среднего бизнеса, которые в буквальном смысле слова "выживают", испытывая и налоговый прессинг, и все возрастающие отчисления на проведение сертификационных испытаний и согласований при создании новых изделий. Именно в этих предприятиях сосредоточилась значительная часть кадрового потенциала, в том числе кандидатов и докторов технических наук, способных создавать изделия медицинской техники приближающихся по качеству к зарубежным аналогам, а зачастую и превосходящие их по техническим характеристикам. Около 800 предприятий малого бизнеса представляют огромный потенциал для обеспечения отечественным оборудованием и медицинскими инструментами новых медицинских технологий.

II. Угрожающими темпами и необоснованно растет объем закупок изделий медицинской техники за рубежом. В 2001 году он составил 71 % от общего объема закупок (29 млрд. руб.), и это несмотря на наличие конкурентно способных отечественных разработок и разработок совместного производства, а это 20,5 миллиардов рублей ежегодно уходящих за рубеж. За последние годы ежегодный прирост затрат только на ремонт зарубежной техники составляет порядка 1 млрд. руб. в год. Кроме того, большинством зарубежных фирм установлена монополия на ремонт поставляемой медицинской техники, что противоречит основным принципам рыночных отношений.

Перераспределение объемов закупки медицинской техники позволит привлечь в производство новые кадры, обеспечить занятость выпускников вузов, сохранить оригинальные технологии производства новых изделий медицинской техники.

III. Невозможно квалифицированно планировать закупки изделий медицинской техники и ремонт, не имея информации об их наличии в лечебных учреждениях, степени износа, необходимости обновления, без анализа и сравнения характеристик медицинского оборудования и медицинских инструментов, выпускаемых отечественными и зарубежными производителями. До сих пор не создан Федеральный центр мониторинга медицинских изделий, начинавший создаваться во времена Советского Союза, который должен иметь государственный статус и бюджетное финансирование.

Каков же выход из этой критической ситуации в настоящее время?

На наш взгляд – это внедрение новых медицинских технологий под ключ, создание отделений или центров при государственных лечебных учреждениях, частных центров или специализированных кабинетов малоинвазивных технологий, в которых производится оказание медицинских услуг, не входящих в перечень обязательного медицинского страхования, работающих по добровольному страхованию и оказанию платных услуг.

Совместные разработки "Всероссийского научно-исследовательского и испытательного института медицинской техники" МЗ РФ и ООО "Минимально-инвазивные технологии", являющимся профильным предприятием по разработке и производству медицинских инструментов для новых стационарозамещающих технологий, при участии Торгово промышленной палаты РФ и при содействии Главных и ведущих специалистов МЗ РФ, позволяют уже в настоящее время создать амбулаторные "Центры новых медицинских технологий" с однодневным стационаром.

Отличительными особенностями организации таких центров являются:

- внедрение оригинальных медицинских технологий, многие из которых разработаны в Российской Федерации и не имеют аналогов в мире;

- оснащение медицинским оборудованием и инструментами отечественного и совместного производства на 65 – 70 %, что позволяет снизить стоимость оснащения в 2 – 4 раза, гарантийного и постгарантийного обслуживания в 3 – 5 раз по сравнению с зарубежными проектами;

- повышение эффективности и качества лечения по сравнению с традиционными методами лечения;

- снижение стоимости в 2 – 4 раза, сроков лечения в 2 – 10 раз и осложнений в 1,5 – 8 раз.

При организации центров "Всероссийским научно-исследовательским и испытательным институтом медицинской техники" МЗ РФ и ООО "Минимально-инвазивные технологии", выполняются:

- составление бизнес-плана и проекта,

- оснащение оборудованием, инструментарием и расходными материалами,

- организация обучения врачей применению новых медицинских технологий,

- организационная, методическая и юридическая помощь при внедрении новых технологий,

- организация конференций и консультаций с привлечением ведущих специалистов,

Например, для создания "Центра новых малоинвазивных медицинских технологий", имеющего площади 650 – 750 квадратных метров, штат 14 – 15 врачей и 28 – 30 человек среднего и младшего медицинского персонала, оборудованного:

- рентгенооперационной, операционной для эндоскопических, ультразвуковых вмешательств, амбулаторной операционной;

- предоперационной, стерилизационной, перевязочной, послеоперационной палатой на 6 коек и 4 - 5 палатами;

- кабинетами: эндоскопии, ультразвуковой диагностики, гинекологии, детской урологии и андрологии, урологии;

- цитологической и гистологической лабораторией;

- кабинетами врачей и административными кабинетами;

- прочими помещениями и автотранспортом

требуется от 1 000 000 до 1 500 000 долларов США.

Одними из основных принципов организации центров являются: самоокупаемость и доступность оказания медицинской помощи населению со средним уровнем дохода.

Самоокупаемость этих проектов создает благоприятный инвестиционный климат, возможность привлечения внебюджетных средств, в том числе частного капитала.

Необходима поддержка организации этих центров со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и субъектов медико-социального страхования.

Участие в этих проектах Центра мониторинга медицинской техники создает прозрачность и доступность информации для ведущих врачей, руководящих работников управления здравоохранением областей и регионов, достоверность и сравнение технических характеристик оборудования и медицинских инструментов отечественных и зарубежных производителей.