"Медицинские изделия" №1(43) 2019

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


В Петербурге начата подготовка кадров для рынка медицинских изделий

Умаров С. З., Заведующий кафедрой медицинского и фармацевтического товароведения Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета, профессор

Современная сфера обращения медицинских изделий (МИ) является одной из самых инновационных отраслей экономики, включая производство, дистрибуцию, сервисные услуги, которые в совокупности помогают спасать и улучшать жизни миллионов людей каждый день.

Особенный характер рассматриваемой отрасли, которая располагается на стыке многих наук и технологий, использует самые современные наработки из информационных технологий, химии, полимеров, физики, дизайна, нанотехнологий и т. д., определяет специфическую динамику развития сферы обращения МИ.

Если обратиться непосредственно к кадровой проблеме рынка медицинских изделий, то в этой сфере подготовка кадров осуществляется по стандартам, имеющим чрезвычайно низкий уровень актуализации. Система профессионального образования всех уровней в настоящее время не предлагает рынку достаточное количество специалистов, знакомых с современными медицинскими изделиями и методами их применения. Ввиду отсутствия единого информационного поля в сфере медицинской промышленности, а именно доступной информации о потребностях отрасли, мировых трендах в области современной медицинской промышленности, отсутствует системный подход к подготовке высококвалифицированных кадров, участвующих во всех функциональных областях – маркетинг, НИОКР, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание – и способных эффективно решать задачи, поставленные как перед медико-технологической отраслью, так и перед здравоохранением Российской Федерации в целом.

На формирование современной системы подготовки кадров для медицинской промышленности и сферы обращения медицинских и фармацевтических товаров, наряду с фармацевтическими трудовыми ресурсами, играют немаловажную роль высококвалифицированные кадры для рынка медицинских изделий – товароведы, товароведы-эксперты, специалисты и аудиторы по качеству товара, менеджеры по закупкам и продажам, менеджеры сертификационной службы и другие.

Основным источникам покрытия кадровой потребности для данного рыночного сегмента являются вузы Российской Федерации, где готовят специалистов по соответствующим направлениям подготовки и специальностям на различных уровнях образования.

С другой стороны, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года “Об образовании Российской Федерации” 323-ФЗ не установлено обязательное требование о наличии фармацевтического или медицинского образования для специалистов, занятых на рынке медицинских изделий.

Такие специалисты, согласно вышеупомянутому нормативному акту, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или приравненное к ним. К настоящему моменту утвержден и введен в действие целый ряд Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), устанавливающих требования для реализации основных образовательных программ по направлению подготовки “Товароведение” в рамках укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) (УГНС) “38.00.00 Управление и экономика”. При внимательном рассмотрении вышеупомянутых ФГОС было установлено, что объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших те или иные образовательные программы, являются: “ ….потребительские товары на стадиях изучения спроса, проектирования, производства, закупки, транспортирования, хранения, реализации, использования (потребления или эксплуатации) и управления качеством”.

Что касается самого термина “потребительские товары” (consumer goods), то согласно определению, к данной категории относятся “Товары, покупаемые населением, включая потребительские товары длительного пользования, потребительские товары кратковременного пользования, или товары повседневного спроса, а также личные услуги, например те, которые предоставляют населению врачи, парикмахеры и т. д.” [Современный англо-русский толковый бизнес-словарь, 2007 г.]. Таким образом, выпускники, освоившие образовательные программы по направлению подготовки “Товароведение” в рамках укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) (УГНС) “38.00.00 Управление и экономика”, не имеют возможности эффективно функционировать в условиях рынка медицинских изделий, так как последние не могут быть отнесены к категории потребительских товаров.

В результате, перед участниками рынка медицинских изделий, как отмечает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, возникла серьезная проблема, суть которой заключается в том, что обучение кадров осуществляется по стандартам, имеющим чрезвычайно низкий уровень актуализации. Современные программы обучения не сформированы. Система профессионального образования в настоящий момент не предлагает рынку достаточное количество специалистов, знакомых с современной медицинской техникой, медицинскими изделиями и порядком их обращения на всех этапах жизненного цикла. Ввиду отсутствия единого информационного поля в сфере медицинской промышленности, а именно, доступной информации о потребностях отрасли, мировых трендах в области современной медицинской промышленности, отсутствует системный подход к подготовке высококвалифицированных кадров, участвующих во всех функциональных областях (маркетинг, НИОКР, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание), способных эффективно решать поставленные задачи.

Решить обозначенную проблему призвана начавшаяся в сентябре 2017 года подготовка в стенах Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) студентов на базе основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение по профилю “Товароведение медицинских изделий и фармацевтических товаров” на основе соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) с учётом профессиональных стандартов, сопряжённых с профессиональной деятельностью выпускников, а также требований, предъявляемых работодателями к подготовке будущих специалистов.

Обучение по программе бакалавриата в СПХФУ может осуществляться в очной и очно-заочной формах при получении первого высшего образования, при получении второго и последующих образований – в очной, очно-заочной и заочной формах. Срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) составляет:

– в очной форме обучения составляет 4 года;

– в очно-заочной форме обучения при получении первого высшего образования, увеличивается на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;

– в заочной форме срок обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения.

Области профессиональной деятельности или сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата (далее – выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность включают:

– образование и наука (в сферах: общего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования; научных исследований);

– финансы и экономика (в сферах: экспертизы и консультирования при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд; деятельности по определению стоимостей (цен), оценка объектов гражданских прав, обязательств, убытков; деятельности по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд);

– сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сферах: профессиональной деятельности в области сертификации продукции (услуг); профессиональной деятельность в области управления качеством продукции(услуг); профессиональной деятельности в сфере управления ресурсами медицинских и фармацевтических товаров.

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

– оценочно-аналитический;

– товароведно-технологический;

– организационно-управленческий (промежуточный уровень);

– научно-исследовательский

(промежуточный уровень);

– педагогический.

Учитывая динамичный характер процессов на рынке медицинских изделий, а также по заявкам конкретных работодателей СПХФУ имеет право вносить изменения, корректирующие направленность (профиль) программы бакалавриата, которые конкретизируют содержание программы бакалавриата в рамках направления подготовки путем ориентации ее на:

– определенную область профессиональной деятельности или сферу профессиональной деятельности выпускников;

– тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

– при необходимости – на объекты профессиональной деятельности выпускников или области знания.