"СОВРЕМЕННАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА" №1 2020 г.

Скачать издание (pdf)

Листать издание (pdf-вьювер)

Информация для рекламодателей (pdf)

САЙТ МЕДРЕЕСТР - УДОБНЫЙ ПОИСК МЕДТЕХНИКИ И ТОРГУЮЩИХ ФИРМ


Обзор аптечных продаж тестов на беременность

Маркетинговое агентство DSM Group

Беременность – один из самых прекрасных периодов в жизни женщины. Подтвердить или опровергнуть её в домашних условиях можно при помощи экспресс-тестов – это достаточно точный и простой способ узнать о своей беременности уже в первые недели после зачатия.

Принцип работы у всех тестов на беременность в целом одинаков, и заключается в выявлении гормона хорионического гонадотропина человека (ХГЧ) в моче. При обнаружении этого гормона тест показывает положительный результат. На аптечном рынке представлены различные по типу использования виды тестов:

• стрип-полоски – представляют собой полоску с реактивом для определения уровня ХГЧ – гормона, выработку которого увеличивает плодное яйцо (например, “Insure тест на беременность № 1”);

• планшетные или кассетные тесты – аналоги тест-полосок, отличаются только тем, что полоска с реактивом помещена в пластиковый контейнер с двумя окнами: одно предназначено для мочи, в другом отображается результат; для удобства использования производители часто включают в набор для диагностики беременности пипетки или стаканчики для забора пробы (“Frautest Expert тест на беременность с пипеткой № 1”);

• струйные тесты – волокнистый стержень теста подставляется под струю мочи, которая, попадая на реактив, показывает результат (“Milatest Comfort тест на беременность струйный № 1”);

• цифровые тесты – чувствительные одноразовые или многоразовые (со съёмными тест-картриджами) приборы, аналогичные струйному тесту, помимо самого наличия беременности могут показывать и её срок (“Clearblue цифровой тест на беременность № 1”).

Кроме того, тесты отличаются по уровню чувствительности:

• стандартные (25 мМЕ/мл) – результат достоверен с первого дня задержки (например, тест-полоска “Вера” – чувствительность 25 мМЕ/мл);

• со средней степенью чувствительности (15-25 мМЕ/мл) – результат достоверен уже за несколько дней до задержки менструации (Evitest Proof – чувствительность 20 мМЕ/мл);

• с высокой степенью чувствительности (10-15 мМЕ/мл) – результат достоверен за 5-7 дней до предполагаемой задержки (Frautest Double Control – чувствительность 15 мМЕ/мл).

За 2019 год аптеки реализовали 28,9 млн упаковок на сумму 2,59 млрд рублей, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”). При сравнении с предыдущим годом продажи диагностических средств для определения беременности незначительно выросли: на 2,7% в рублёвом эквиваленте и на 1,4% в натуральном выражении (Рис. 1, 2).

Группа “тесты на беременность” на протяжении последних пяти лет достаточно стабильна. И ценовые факторы, и покупательский спрос непосредственно определяют их объём реализации. Самым неудачным периодом для рынка исследуемых средств стал 2018 год – продажи сократились на 14,8% в рублях и на 10,5% в упаковках (Рис. 1, 2).

Средняя взвешенная розничная цена одной упаковки тестов на беременность составила 90 рублей, оптовая – 61 рубль, наценка – 48,0%.

С 2016 года цены на тесты на беременность начали снижаться, наценка же держится примерно на одном уровне – 45-50% (Рис. 3).

Наибольшим спросом пользуются дешёвые тесты на беременность с ценой до 50 рублей – их доля составила 43,7% в натуральном выражении (средневзвешенная цена внутри сегмента – 20 рублей). При этом наибольшую выручку аптекам принесли средства из категории “свыше 150 рублей” (доля – 45,2% в рублях; средневзвешенная цена внутри сегмента – 228 рублей) (Рис. 4).

Покупательские предпочтения заметно изменились за пять лет. Так, относительно 2015 года, выросла доля сегментов “от 100 до 150 руб.” (+12,3% в упаковках) и “до 50 руб.” (+4,2%). Вес категории с ценой свыше 150 рублей остался на прежнем уровне – 17%. А вот доля диагностических тестов из ценового диапазона “от 50 до 100 руб.”, наоборот, сократилась на 17,0%. Зачастую женщины покупают несколько разных видов тестов для повторной диагностики в надежде получить максимально достоверный результат.

Тройка брендов-лидеров тестов на беременность (Clearblue, Evitest и Frautest) занимает около 70% рынка в рублях (Таблица 1).

Таблица 1. ТОП-10 брендов тестов на беременность по стоимостному объёму продаж, 2019 г.

Рейтинг

Бренд

Производитель

Объём продаж,

млн руб.

2019

Доля в руб., %

2019

Прирост
в руб., %

2019/2018

1

Clearblue

Procter & Gamble

750,4

28,9%

11,5%

2

Evitest

Reckitt Benckiser

587,1

22,6%

-24,0%

3

Frautest

Болеар

460,1

17,7%

26,9%

4

Insure

Компания Клевер

291,6

11,2%

45,6%

5

Клевер

Компания Клевер

60,0

2,3%

-9,7%

6

Answer

Компания Клевер

47,2

1,8%

-5,2%

7

Attest

Reckitt Benckiser

41,9

1,6%

1,6%

8

Itest

Болеар

31,7

1,2%

77,2%

9

Be Sure

IND Diagnostic

30,1

1,2%

-30,9%

10

Milatest

Компания Клевер

27,6

1,1%

47,6%

Тесты на беременность Clearblue (доля 28,9% в рублях) производства корпорации Procter & Gamble в 2019 году поднялись на первую строчку, продемонстрировав прирост продаж на 11,5% относительно 2018 года. Наибольшую выручку марке приносят цифровые приборы “Clearblue цифровой тест на беременность № 1” (вес 47,7% в рублях) для определения срока беременности, данный тест является одноразовым. Также в ассортименте представлены струйный тест Clearblue Plus с высокой степенью чувствительности (за 5 дней до задержки менструации) и простой в использовании тест Clearblue Easy с окрашивающимся наконечником (наконечник становится розовым, что свидетельствует о правильном проведении забора пробы).

В результате отрицательной динамики на 24,0% марка Evitest от фирмы Reckitt Benckiser переместилась на второе место. Доля бренда за год сократилась на 8,0% до 22,6% в рублях. Наибольшей популярностью пользуется экспресс-тест “Evitest One тест на беременность № 1” (вес 52,6% в рублях) в форме полоски с чувствительностью 20мМЕ/мл. В портфеле также можно найти набор Evitest Plus из двух экспресс-тестов для повторной диагностики и подтверждения результата, струйный тест Evitest Perfect с кассетой-держателем и кассетный тест Evitest Proof с пипеткой.

Замыкают тройку-лидеров средства Frautest (доля 17,7% в рублях) от компании “Болеар”. Frautest предлагает широкую линейку тестов для определения беременности: ультрачувствительная (15 мМЕ/мл) тест-полоска Frautest Express, набор тестов на овуляцию и беременность Frautest Planning, струйный тест Frautest Comfort с широким наконечником кассеты в упаковках № 1 и № 2, который обеспечивает гигиеничность тестирования, набор из двух ультрачувствительных (15 мМЕ/мл) тест-полосок Frautest Double Control для повторной диагностики, струйный тест Frautest Exclusive со стильным дизайном, планшетный тест Frautest Expert с пипеткой и одноразовой ёмкостью для сбора мочи.