"Российский рынок БАД" №1(20) 2020

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

БАД при повышенном артериальном давлении

Маркетинговое агентство DSM Group

Если повышение артериального давления приобретает регулярный характер, то это свидетельствует о возможном развитии гипертонической болезни. Головная боль, шум в ушах, частое сердцебиение, покраснение кожи лица, тошнота, потемнение в глазах – характерные признаки резкого скачка давления. При превышении пороговых значений систолического или диастолического показателя необходимо оперативно купировать рост и снизить показатели. Основной метод лечения артериальной гипертензии – медикаментозный, т. е. врачом назначается приём специализированных лекарственных препаратов.

Помимо этого, благоприятное влияние на работу сердечно-сосудистой системы в качестве дополнения к терапии, назначенной лечащим специалистом, оказывают биологически активные добавки с мягким гипотензивным действием из группы [C02B] “БАД, применяемые при повышенном артериальном давлении” (классификатор “БАД по действию”). В составе данных биодобавок преимущественно присутствуют натуральные компоненты как растительного, так и животного происхождения. Не стоит забывать и о ведении здорового образа жизни, соблюдении режима дня и диеты, поддержании физической активности, об избежании стрессовых ситуаций.

Биологически активные добавки, обладающие антигипертензивным действием, с каждым годом утрачивают свою востребованность у потребителей аптек. Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”), в 2019 году ёмкость рынка анализируемой группы добавок к пище сократилась на 18,0% в рублях и на 26,0% в упаковках относительно 2018 года. Таким образом, объём продаж в отчётном году составил 203,9 тыс. упаковок на сумму порядка 32,0 млн рублей (в розничных ценах аптек с НДС). Практически все БАД, нормализующие артериальное давление, производятся в России (доля в 2019 году 99,98% в руб.). Вместе со снижающимся спросом уменьшается и ассортимент группы: в 2015 году на аптечных полках было представлено 52 полных наименования, а в 2019 году – уже 41 (Рис. 1, 2).

В среднем антигипертензивные добавки отпускаются в аптеках по 157 рублей за упаковку, и являются достаточно бюджетными средствами. Относительно 2018 года цена возросла на 10,7% (Рис. 3).

Дешёвые добавки к пище, понижающие давление, не пользуются спросом. Покупатели предпочитают средства из среднего ценового сегмента “от 50 до 150 руб.”. На долю данного ценового диапазона приходится 48,2% продаж в упаковках. Средневзвешенная цена внутри самой востребованной категории составила 86 рублей. При этом структура продаж за год изменилась в пользу сегмента “свыше 150 руб.”, который и принёс основную выручку аптекам (удельный вес 70,7% в рублях; средняя цена в ценовой категории – 266 руб.).

В 2019 году аптеки реализовали 30 брендов биологически активных добавок при артериальной гипертензии от 30 производителей (41 полное наименование). Рынок исследуемой группы средств достаточно высоко концентрирован – на десять основных брендов приходится 96,3% продаж в стоимостном выражении и 91,8% – в натуральном. В рейтинг вошли только российские биодобавки. Основные лекарственные формы, в которых выпускаются антигипертензивные БАД: капсулы (доля 52,5% в руб.), чай (18,6%) и таблетки (17,8%).

Первое место в 2019 году заняла марка “АД Норма” отечественного производителя “БиоНатурика”. На долю данного наименования приходится 52,5% рынка в рублях и 28,9% в упаковках. Комплексные добавки “АД Норма” и “АД Норма Форте”, основанные на растительных ингредиентах, производятся в форме капсул по 60 и по 48 штук в упаковке и обладают гипотензивным действием с целью поддержания оптимальной функциональности сердечно-сосудистой системы.

На второй строчке расположился российский бренд “АД-Минус” компании “Эвалар” (доля 17,4% в руб.). У марки всего одно полное торговое наименование – “АД-Минус тб п/о 0,55 г № 40” (228 руб./упак.) для поддержания артериального давления в норме.

Третья позиция у добавки фирмы “Региональный Центр Фиточаёв” – фиточая “Сила Российских Трав” (12,6%), нормализующего давление.

Большинство брендов рейтинга (6 позиций) продемонстрировали падение объёма реализации в стоимостном выражении относительно предыдущего года. Наибольший темп снижения был отмечен у добавок “Омела” (-86,0% в рублях и -82,9% в упаковках) и “Сушеница Топяная” (-51,5% и -60,2% соответственно) от разных производителей. А вот продажи растительного сырья “Софора Японская” от фирмы “Компания Хорст”, наоборот, увеличились на 27,5% в рублях и 27,3% в упаковках (Таблица 1).

Таблица 1. ТОП-10 брендов БАД при артериальной гипертензии в стоимостном выражении в 2019 году

Рейтинг

Бренд

Производитель

Объём продаж
2019

Прирост, %

2019 / 2018

Доля, %

2019

тыс. руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

АД Норма

БиоНатурика

16 779,0

73,5

-15,3%

-19,8%

52,5%

28,9%

2

АД-Минус

Эвалар

5 571,6

30,8

-20,1%

-20,4%

17,4%

12,0%

3

Сила Российских Трав

Региональный Центр Фиточаёв

4 013,5

41,5

9,6%

4,4%

12,6%

21,3%

4

Гипертоникс

Алсу

2 494,8

33,0

-0,1%

-6,6%

7,8%

15,1%

5

Фитогипертон

Здоровье Нации

440,9

3,9

-11,7%

-21,5%

1,4%

1,5%

6

Софора Японская

Компания Хорст

424,1

6,8

27,5%

27,3%

1,3%

4,2%

7

Сушеница Топяная

Разные

315,8

11,1

-51,5%

-60,2%

1,0%

2,2%

8

Таёжный Знахарь

Тайга-Продукт

264,9

2,9

9,3%

5,1%

0,8%

1,5%

9

Целебная Поляна

Фитофарм

243,6

3,5

1,2%

9,2%

0,8%

1,9%

10

Омела

Разные

234,4

37,4

-86,0%

-82,9%

0,7%

3,1%

Общая доля ТОП-10

96,3%

91,8%