Обзор аптечных продаж лекарственных препаратов и БАД, применяемых при отравлениях
Маркетинговое агентство DSM Group
Пищевая интоксикация – острое расстройство пищеварения, возникающее в результате употребления пищи, заражённой патогенными микроорганизмами либо естественными или химическими токсинами. Чаще всего при отравлении проявляются следующие симптомы: вздутие живота, диарея, тошнота и рвота, обезвоживание и повышенная температура. Очень важно как можно быстрее оказать первую помощь, так как чем раньше начнётся лечение, тем быстрее организм справится с интоксикацией.
В конкурентную группу вошли лекарственные препараты АТС-группы [A07] “Противодиарейные препараты” и биологически активные добавки групп [M] “БАД к пище, влияющие на процесс детоксикации и способствующие выведению из организма чужеродных и токсичных веществ” (классификатор БАД) и [T] “БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях” (классификатор БАД по действию).
На протяжении последних 4-х лет пик продаж медикаментов и биодобавок для лечения пищевых отравлений приходится на август и декабрь (доля в упак. 10,0% и 9,3% соответственно). В декабре рост числа случаев отравления связан с длительными новогодними праздниками: потребитель заранее покупает лекарственные средства, чтобы сразу иметь их под рукой. А конец лета – это не только разгар пляжного сезона, но и изобилие свежих ягод, фруктов, овощей, грибов и зелени… (Рис. 1).
По итогам первых 8 месяцев 2019 года объём продаж препаратов и добавок, предназначенных для терапии пищевых токсикоинфекций, снизился на 1,6% относительно января-августа 2018 года, и составил 19,8 млрд рублей1, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”). Динамика данной группы средств на протяжении последних нескольких лет положительная, однако с 2017 года темпы роста рынка стали замедляться. Наибольшую долю в объёме реализации заняли лекарства (97,3%), только 2,7% продаж в рублях пришлось на биодобавки (Рис. 2).
В январе-августе 2019 года было продано 125,2 млн упаковок ЛП и БАД при пищевых отравлениях. Темпы прироста объёма реализации в упаковках также замедлились, и в 2018 году ушли в отрицательный тренд (-0,2%). За первые 8 месяцев текущего года ёмкость рынка исследуемой группы сократилась на 6,6% при сравнении с аналогичным периодом 2018 года. Как и в стоимостном выражении, в упаковках превалируют лекарства – доля 98,3% против 1,7% у биологически активных добавок (Рис. 3).
За весь анализируемый период с 2015 по 2018 годы просматривается увеличение как закупочных, так и розничных цен.
В 2018 году темп прироста оптовых цен составил 4,0%, розничных – 2,8% относительно 2017 года. Наценка же наоборот снизилась – в 2018 году она оказалась ниже на 1,6% по отношению к 2017 году, и составила 26,6%. При сравнении с 2015 годом наценка упала на 2,7%. По результатам первых восьми месяцев 2019 года средневзвешенная оптовая цена составила 124 руб./упак., розничная – 158 руб./упак., наценка – 27,7% (Рис. 4).
Наиболее популярными среди потребителей оказались дешёвые лекарственные препараты и БАД при отравлениях с ценой менее 100 руб. – на их долю пришлось 60,6% продаж исследуемой группы в натуральном выражении. При этом сегмент “от 300 до 500 руб.” принёс аптекам наибольшую выручку в январе-августе 2019 года – 41,4% продаж группы в рублёвом эквиваленте. Также большой объём продаж приходится на средства высокой ценовой категории “свыше 500 руб.” (31,0% в деньгах) (Рис. 5).
Российские ЛП и БАД превалируют на рынке средств для лечения пищевых отравлений в упаковках, в динамике их доля растёт, что говорит о переключении потребителей на отечественные медикаменты. Так, в 2018 году доля российских средств увеличилась на 1,6% относительно 2015 года до 75,0% в натуральном выражении. В рублях вес отечественных препаратов и добавок также вырос на 1,6% до 41,9% (Рис. 6).
В январе-августе 2019 года отечественные средства заняли 44,6% рынка в денежном эквиваленте и 75,7% в натуральном. Стоимость зарубежных средств составила 359 руб./упак., цена российских лекарств оказалась в 4 раза ниже – 93 руб./упак.
Современный рынок фармацевтических средств представлен широким ассортиментом лекарственных препаратов для лечения отравлений. По итогам первых восьми месяцев 2019 года аптеки реализовали 78 брендов от 89 производителей (285 полных наименований). ТОП-10 препаратов заняли долю 68,8% в рублях и 66,3% в упаковках (Таблица 1).
Первое место занял эубиотик в форме капсул “Линекс” с долей рынка 14,3% в стоимостном выражении и 4,4% в натуральном. Препарат компании Novartis имеет 6 полных наименований. Лидером в данной линейке являются капсулы “Линекс Форте капс № 14” (доля в продажах бренда 52,5% в стоимостном выражении) со средневзвешенной стоимостью 578,2 рублей.
На второй строчке расположился бренд “Энтеросгель” от производителя “ТНК Силма” (доля 10,7% в руб.). Марка выпускается в форме пасты и геля и включает в себя 5 наименований. Наиболее успешной оказалась паста “Энтеросгель паста оралн 225 г № 1” (89,6%) с ценой 466,5 рублей. Третья позиция у дженерика фирмы Bosnalijek – нитрофурана “Энтерофурил” в капсулах и суспензии для приёма внутрь (доля 7,6% в руб.).
Шесть брендов рейтинга продемонстрировали снижение объёма реализации в стоимостном выражении относительно аналогичного периода 2018 года. Наибольший темп снижения был отмечен у эубиотика “Аципол” (-27,5% в рублях и -30,3% в упаковках) и энтеросорбирующего средства “Уголь Активированный” (-13,2% и -14,1% соответственно). У кишечного адсорбента “Полисорб”, наоборот, вырос объём реализации на 64,8% в рублях и 35,0% в упаковках.
В январе-августе 2019 года россияне приобрели в аптеках 99 брендов БАД, способствующих детоксикации организма, производства 80 компаний (149 полных наименований). Рынок БАД концентрирован сильнее – на ТОП-10 биологически активных добавок пришлось 88,0% от объёма продаж в рублях и 84,4% в упаковках (Таблица 2). Первое место принадлежит добавке, связывающей токсические вещества, “Уголь Белый” в форме таблеток с долей рынка 27,6% в стоимостном выражении и 26,9% в натуральном эквиваленте. Добавку к пище под данной маркой производят три компании: “Аквион”, “Омнифарма”, “Биотерра”. Наибольшую выручку аптекам принесли таблетки “Уголь Белый Актив таблетки 700 мг № 30” (доля в продажах бренда 59,3% в руб.) с ценой 324,8 рубля за упаковку.
Вторую строчку заняла добавка в форме порошка для приготовления раствора для приёма внутрь “Альфасорб” с долей рынка 12,5% в рублях. У сорбента всего одно полное наименование – “Альфасорб пор д/приг-я орал раст 25 г № 1”. В аптеках данное средство в среднем отпускается за 244,8 рубля за упаковку.
Замыкает тройку лидеров ещё один БАД отечественного производства “Карбохит” (доля 12,0% в руб.) компании “Алтайский Букет”. В линейке бренда 3 полных наименования капсул с различным объёмом упаковки “№ 10”, “№ 20” и “№ 40”.
Семь брендов ТОП-10 биологически активных добавок показали увеличение продаж в стоимостном выражении. Максимальный темп прироста был отмечен у энтеросорбента с детоксикационным эффектом “Альфасорб” (+2 478,3% в рублях и +2 057,0% в упаковках). А вот добавка “Вайтсорб” корпорации Stada, наоборот, сократила свой объём реализации на 45,7% в рублях и на 33,9% в упаковках. В рейтинг попала одна “новинка” – “Фермент Здоровья” (удельный вес 2,0% в руб.) производства японской компании Fine. Жидкость для приёма внутрь предназначена для снятия алкогольной интоксикации.
Таблица 1. ТОП-10 брендов ЛП при отравлениях в стоимостном выражении, YTD Aug’19
Рейтинг |
Бренд |
Объём продаж |
Прирост, % |
Доля, % |
|||
млн руб. |
тыс. упак. |
в руб. |
в упак. |
в руб. |
в упак. |
||
1 |
Линекс |
2 754,7 |
5,4 |
-6,1% |
-9,2% |
14,3% |
4,4% |
2 |
Энтеросгель |
2 064,5 |
4,4 |
4,0% |
-2,2% |
10,7% |
3,6% |
3 |
Энтерофурил |
1 464,0 |
3,9 |
-9,7% |
-9,8% |
7,6% |
3,1% |
4 |
Полисорб |
1 345,2 |
4,9 |
64,8% |
35,0% |
7,0% |
4,0% |
5 |
Бифиформ |
1 317,9 |
2,6 |
-9,4% |
-11,7% |
6,9% |
2,1% |
6 |
Смекта |
996,3 |
6,3 |
8,3% |
5,4% |
5,2% |
5,1% |
7 |
Хилак |
954,6 |
2,1 |
6,5% |
-0,8% |
5,0% |
1,7% |
8 |
Аципол |
855,0 |
2,4 |
-27,5% |
-30,3% |
4,4% |
2,0% |
9 |
Уголь Активированный |
745,9 |
48,3 |
-13,2% |
-14,1% |
3,9% |
39,3% |
10 |
Энтерол |
727,6 |
1,4 |
-6,9% |
-18,6% |
3,8% |
1,2% |
Общая доля ТОП-10 |
68,8% |
66,3% |
Таблица 2. ТОП-10 брендов БАД при отравлениях в стоимостном выражении, YTD Aug’19
Рейтинг |
Бренд |
Объём продаж |
Прирост, % |
Доля, % |
|||
млн руб. |
тыс. упак. |
в руб. |
в упак. |
в руб. |
в упак. |
||
1 |
Уголь Белый |
148,9 |
586,0 |
14,9% |
-8,3% |
27,6% |
26,9% |
2 |
Альфасорб |
67,6 |
276,2 |
2 478,3% |
2 057,0% |
12,5% |
12,7% |
3 |
Карбохит |
65,0 |
318,4 |
339,5% |
437,9% |
12,0% |
14,6% |
4 |
Зостерин-Ультра |
61,7 |
131,4 |
29,1% |
21,2% |
11,4% |
6,0% |
5 |
Лакто-Сорбикум |
48,6 |
163,2 |
-22,1% |
-24,5% |
9,0% |
7,5% |
6 |
Жидкий Уголь |
39,4 |
137,3 |
46,7% |
39,9% |
7,3% |
6,3% |
7 |
Вайтсорб |
11,6 |
63,9 |
-45,7% |
-33,9% |
2,2% |
2,9% |
8 |
Фермент Здоровья |
10,8 |
0,9 |
new |
new |
2,0% |
0,0% |
9 |
Антипохмелин Антип |
10,6 |
144,9 |
10,2% |
8,3% |
2,0% |
6,7% |
10 |
Доктор Море |
10,5 |
14,4 |
10,0% |
10,7% |
1,9% |
0,7% |
Общая доля ТОП-10 |
88,0% |
84,4% |