"Российский рынок БАД" №3(19) 2019

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж лекарственных препаратов и БАД, применяемых при отравлениях

Маркетинговое агентство DSM Group

Пищевая интоксикация – острое расстройство пищеварения, возникающее в результате употребления пищи, заражённой патогенными микроорганизмами либо естественными или химическими токсинами. Чаще всего при отравлении проявляются следующие симптомы: вздутие живота, диарея, тошнота и рвота, обезвоживание и повышенная температура. Очень важно как можно быстрее оказать первую помощь, так как чем раньше начнётся лечение, тем быстрее организм справится с интоксикацией.

В конкурентную группу вошли лекарственные препараты АТС-группы [A07] “Противодиарейные препараты” и биологически активные добавки групп [M] “БАД к пище, влияющие на процесс детоксикации и способствующие выведению из организма чужеродных и токсичных веществ” (классификатор БАД) и [T] “БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях” (классификатор БАД по действию).

На протяжении последних 4-х лет пик продаж медикаментов и биодобавок для лечения пищевых отравлений приходится на август и декабрь (доля в упак. 10,0% и 9,3% соответственно). В декабре рост числа случаев отравления связан с длительными новогодними праздниками: потребитель заранее покупает лекарственные средства, чтобы сразу иметь их под рукой. А конец лета – это не только разгар пляжного сезона, но и изобилие свежих ягод, фруктов, овощей, грибов и зелени… (Рис. 1).

По итогам первых 8 месяцев 2019 года объём продаж препаратов и добавок, предназначенных для терапии пищевых токсикоинфекций, снизился на 1,6% относительно января-августа 2018 года, и составил 19,8 млрд рублей1, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”). Динамика данной группы средств на протяжении последних нескольких лет положительная, однако с 2017 года темпы роста рынка стали замедляться. Наибольшую долю в объёме реализации заняли лекарства (97,3%), только 2,7% продаж в рублях пришлось на биодобавки (Рис. 2).

В январе-августе 2019 года было продано 125,2 млн упаковок ЛП и БАД при пищевых отравлениях. Темпы прироста объёма реализации в упаковках также замедлились, и в 2018 году ушли в отрицательный тренд (-0,2%). За первые 8 месяцев текущего года ёмкость рынка исследуемой группы сократилась на 6,6% при сравнении с аналогичным периодом 2018 года. Как и в стоимостном выражении, в упаковках превалируют лекарства – доля 98,3% против 1,7% у биологически активных добавок (Рис. 3).

За весь анализируемый период с 2015 по 2018 годы просматривается увеличение как закупочных, так и розничных цен.

В 2018 году темп прироста оптовых цен составил 4,0%, розничных – 2,8% относительно 2017 года. Наценка же наоборот снизилась – в 2018 году она оказалась ниже на 1,6% по отношению к 2017 году, и составила 26,6%. При сравнении с 2015 годом наценка упала на 2,7%. По результатам первых восьми месяцев 2019 года средневзвешенная оптовая цена составила 124 руб./упак., розничная – 158 руб./упак., наценка – 27,7% (Рис. 4).

Наиболее популярными среди потребителей оказались дешёвые лекарственные препараты и БАД при отравлениях с ценой менее 100 руб. – на их долю пришлось 60,6% продаж исследуемой группы в натуральном выражении. При этом сегмент “от 300 до 500 руб.” принёс аптекам наибольшую выручку в январе-августе 2019 года – 41,4% продаж группы в рублёвом эквиваленте. Также большой объём продаж приходится на средства высокой ценовой категории “свыше 500 руб.” (31,0% в деньгах) (Рис. 5).

Российские ЛП и БАД превалируют на рынке средств для лечения пищевых отравлений в упаковках, в динамике их доля растёт, что говорит о переключении потребителей на отечественные медикаменты. Так, в 2018 году доля российских средств увеличилась на 1,6% относительно 2015 года до 75,0% в натуральном выражении. В рублях вес отечественных препаратов и добавок также вырос на 1,6% до 41,9% (Рис. 6).

В январе-августе 2019 года отечественные средства заняли 44,6% рынка в денежном эквиваленте и 75,7% в натуральном. Стоимость зарубежных средств составила 359 руб./упак., цена российских лекарств оказалась в 4 раза ниже – 93 руб./упак.

Современный рынок фармацевтических средств представлен широким ассортиментом лекарственных препаратов для лечения отравлений. По итогам первых восьми месяцев 2019 года аптеки реализовали 78 брендов от 89 производителей (285 полных наименований). ТОП-10 препаратов заняли долю 68,8% в рублях и 66,3% в упаковках (Таблица 1).

Первое место занял эубиотик в форме капсул “Линекс” с долей рынка 14,3% в стоимостном выражении и 4,4% в натуральном. Препарат компании Novartis имеет 6 полных наименований. Лидером в данной линейке являются капсулы “Линекс Форте капс № 14” (доля в продажах бренда 52,5% в стоимостном выражении) со средневзвешенной стоимостью 578,2 рублей.

На второй строчке расположился бренд “Энтеросгель” от производителя “ТНК Силма” (доля 10,7% в руб.). Марка выпускается в форме пасты и геля и включает в себя 5 наименований. Наиболее успешной оказалась паста “Энтеросгель паста оралн 225 г № 1” (89,6%) с ценой 466,5 рублей. Третья позиция у дженерика фирмы Bosnalijek – нитрофурана “Энтерофурил” в капсулах и суспензии для приёма внутрь (доля 7,6% в руб.).

Шесть брендов рейтинга продемонстрировали снижение объёма реализации в стоимостном выражении относительно аналогичного периода 2018 года. Наибольший темп снижения был отмечен у эубиотика “Аципол” (-27,5% в рублях и -30,3% в упаковках) и энтеросорбирующего средства “Уголь Активированный” (-13,2% и -14,1% соответственно). У кишечного адсорбента “Полисорб”, наоборот, вырос объём реализации на 64,8% в рублях и 35,0% в упаковках.

В январе-августе 2019 года россияне приобрели в аптеках 99 брендов БАД, способствующих детоксикации организма, производства 80 компаний (149 полных наименований). Рынок БАД концентрирован сильнее – на ТОП-10 биологически активных добавок пришлось 88,0% от объёма продаж в рублях и 84,4% в упаковках (Таблица 2). Первое место принадлежит добавке, связывающей токсические вещества, “Уголь Белый” в форме таблеток с долей рынка 27,6% в стоимостном выражении и 26,9% в натуральном эквиваленте. Добавку к пище под данной маркой производят три компании: “Аквион”, “Омнифарма”, “Биотерра”. Наибольшую выручку аптекам принесли таблетки “Уголь Белый Актив таблетки 700 мг № 30” (доля в продажах бренда 59,3% в руб.) с ценой 324,8 рубля за упаковку.

Вторую строчку заняла добавка в форме порошка для приготовления раствора для приёма внутрь “Альфасорб” с долей рынка 12,5% в рублях. У сорбента всего одно полное наименование – “Альфасорб пор д/приг-я орал раст 25 г № 1”. В аптеках данное средство в среднем отпускается за 244,8 рубля за упаковку.

Замыкает тройку лидеров ещё один БАД отечественного производства “Карбохит” (доля 12,0% в руб.) компании “Алтайский Букет”. В линейке бренда 3 полных наименования капсул с различным объёмом упаковки “№ 10”, “№ 20” и “№ 40”.

Семь брендов ТОП-10 биологически активных добавок показали увеличение продаж в стоимостном выражении. Максимальный темп прироста был отмечен у энтеросорбента с детоксикационным эффектом “Альфасорб” (+2 478,3% в рублях и +2 057,0% в упаковках). А вот добавка “Вайтсорб” корпорации Stada, наоборот, сократила свой объём реализации на 45,7% в рублях и на 33,9% в упаковках. В рейтинг попала одна “новинка” – “Фермент Здоровья” (удельный вес 2,0% в руб.) производства японской компании Fine. Жидкость для приёма внутрь предназначена для снятия алкогольной интоксикации.

Таблица 1. ТОП-10 брендов ЛП при отравлениях в стоимостном выражении, YTD Aug’19

Рейтинг

Бренд

Объём продаж

Прирост, %

Доля, %

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

Линекс

2 754,7

5,4

-6,1%

-9,2%

14,3%

4,4%

2

Энтеросгель

2 064,5

4,4

4,0%

-2,2%

10,7%

3,6%

3

Энтерофурил

1 464,0

3,9

-9,7%

-9,8%

7,6%

3,1%

4

Полисорб

1 345,2

4,9

64,8%

35,0%

7,0%

4,0%

5

Бифиформ

1 317,9

2,6

-9,4%

-11,7%

6,9%

2,1%

6

Смекта

996,3

6,3

8,3%

5,4%

5,2%

5,1%

7

Хилак

954,6

2,1

6,5%

-0,8%

5,0%

1,7%

8

Аципол

855,0

2,4

-27,5%

-30,3%

4,4%

2,0%

9

Уголь Активированный

745,9

48,3

-13,2%

-14,1%

3,9%

39,3%

10

Энтерол

727,6

1,4

-6,9%

-18,6%

3,8%

1,2%

Общая доля ТОП-10

68,8%

66,3%

Таблица 2. ТОП-10 брендов БАД при отравлениях в стоимостном выражении, YTD Aug’19

Рейтинг

Бренд

Объём продаж

Прирост, %

Доля, %

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

Уголь Белый

148,9

586,0

14,9%

-8,3%

27,6%

26,9%

2

Альфасорб

67,6

276,2

2 478,3%

2 057,0%

12,5%

12,7%

3

Карбохит

65,0

318,4

339,5%

437,9%

12,0%

14,6%

4

Зостерин-Ультра

61,7

131,4

29,1%

21,2%

11,4%

6,0%

5

Лакто-Сорбикум

48,6

163,2

-22,1%

-24,5%

9,0%

7,5%

6

Жидкий Уголь

39,4

137,3

46,7%

39,9%

7,3%

6,3%

7

Вайтсорб

11,6

63,9

-45,7%

-33,9%

2,2%

2,9%

8

Фермент Здоровья

10,8

0,9

new

new

2,0%

0,0%

9

Антипохмелин Антип

10,6

144,9

10,2%

8,3%

2,0%

6,7%

10

Доктор Море

10,5

14,4

10,0%

10,7%

1,9%

0,7%

Общая доля ТОП-10

88,0%

84,4%