"Российский рынок БАД" №2(18) 2019

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

БАД, действующие на пищеварительную систему

Маркетинговое агентство DSM Group

Пищеварительная система – одна из основных систем человеческого организма, включающая в себя желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), а также комплекс органов, оказывающих вспомогательное воздействие (печень, желчный пузырь, поджелудочная железа и т. д.).

Назначение пищеварительной системы заключается в переваривании продуктов питания с помощью химического и физического воздействия, в усвоении полезных расщеплённых элементов через слизис-

тую оболочку в кровь и лимфу, а также

в выведении непереработанных остатков.

В отличие от лекарственных препаратов, главной целью биологически активных добавок для пищеварительной системы является профилактика заболеваемости, то есть БАД оказывают укреп-

ляющий, тонизирующий эффект, поддерживают баланс веществ, восполняя недос-

тающие элементы.

В исследуемую группу средств вошли биологически активные добавки группы [A] “БАД, действующие на пищеварительную систему”. Группа [A] является одной из самых востребованных среди потребителей, и по итогу января-июля 2019 года занимает 21,3% от объёма реализации в рублёвом эквиваленте и 12,8% в натуральном выражении. На розничном фармацевтическом рынке присутствует многообразие лекарственных форм биодобавок для ЖКТ от капсул и таблеток до мармелада

и фиточаёв.

Наибольший спрос на средства исследуемой группы в течение последних 4-х лет приходится на зимний период. Пик продаж произошёл в декабре (9,7% от объёма реализации в упаковках) (Рис. 1).

Согласно данным ежемесячного розничного аудита, проводимого компанией DSM Group (АО “Группа ДСМ”), по результатам первых семи месяцев 2019 года объём реализации биологически активных добавок для пищеварительной системы

составил 7,1 млрд рублей (в розничных ценах). Относительно аналогичного периода прошлого года продажи выросли на 4,5%. Динамика данной группы средств на протяжении последних нескольких лет в целом имеет положительный тренд, так как покупатели стали переключаться на более дорогостоящие средства (доля ценового сегмента “свыше 500 руб.” выросла с 5,7% в 2015 году до 12,3% в 2018 году). Однако в 2018 году продажи снизились на 0,6%.

Основную роль в этом сыграло заметное падение потребительского спроса.

В январе-июле 2019 года аптеки реализовали 22,8 млн упаковок биодобавок для ЖКТ (-2,2% при сравнении с аналогичным периодом 2018 года). Спрос в динамике постепенно снижается (Рис. 2, 3).

На всём анализируемом периоде просматривается рост как закупочных, так и розничных цен. В 2018 году темп прироста оптовых цен составил 9,6% относительно 2017 года, розничных цен – 8,2%. Наценка, наоборот, снизилась – в 2018 году она оказалась ниже на 1,7% по отношению к 2017 году, и составила 33,7%. При сравнении с 2015 годом наценка упала на 7,4%. По итогам первых семи месяцев 2019 года средневзвешенная оптовая цена составила 233,17 руб./упак., розничная – 312,48 руб./упак., наценка – 34,0% (Рис. 4).

Основной объём в продажах добавок для пищеварительной системы занимают БАД из ценового сегмента “от 300 до 500 руб.”. На долю данного ценового диапазона приходится 46,7% от объёма реализации в рублях и 36,7% в упаковках (Рис. 5).

Отечественные добавки к пище доминируют на рынке средств для ЖКТ, в руб-

лях их доля постепенно растёт, что говорит о переключении потребителей на российские средства. Так, в 2018 году доля оте-

чественных биодобавок увеличилась на 5,3% в рублёвом эквиваленте относительно 2015 года.

В январе-июле 2019 года российские средства заняли 67,2% рынка в денежном выражении и 82,0% в натуральном эквиваленте. Стоимость зарубежных средств составила 568,95 руб./упак., цена отечес-

твенных лекарств оказалась в 2 раза ниже –

256,16 руб./упак. (Рис. 6).

Биологически активные добавки, оказывающие воздействие на пищеварительную систему, представлены на рынке множеством препаратов, назначение которых довольно разнообразно. Среди биодобавок исследуемой группы превалируют следующие подгруппы: [A03] “БАД, способствующие поддержанию и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника” (доля 54,5% в руб.; лидер среди брендов в группе – “Максилак”), [А02] “БАД, влияющие на моторно-эвакуаторную функцию кишечника” (19,6%; “Фитолакс”), [А04] “БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря” (15,9%; “Овесол”) (Рис. 7).

В январе-июле 2019 года через розничный сегмент было реализовано 420 брендов биологически активных добавок для поддержания пищеварительной системы от 284 производителей (1 077 полных наименований). Рынок исследуемой группы средств достаточно высоко концентрирован – десять основных наименований занимают 57,3% продаж в стоимостном выражении и 45,5% – в натуральном (Таблица 1).

Лидер рейтинга – послабляющее средство на основе фруктов “Фитолакс” (удельный вес 15,2% рынка в рублях и 16,6% в упаковках) российского производителя “Эвалар”. Под данной маркой выпускаются добавки к пище в форме жевательных таблеток, чаёв, концентрата для внутреннего применения и батончиков. Всего в портфеле у бренда 6 полных наименований. Наибольшую выручку аптеке приносит позиция “Фитолакс таблетки жевательные 0,5 г № 40” со средневзвешенной стоимостью 343,96 руб./упак.

На второй строчке расположился оте-

чественный бренд “Максилак” в форме капсул компании “Оболенское” (доля 8,8% в руб.), содержащий комплекс пробиотических и пребиотических компонентов для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта. У марки только одно торговое наименование – “Максилак капсулы 445 мг № 10” (485,00 руб./упак.). Третья позиция у добавки фирмы PharmaMed – мульти-пробиотика “Бак-Сет” (8,5%).

Шесть брендов ТОП-10 продемонстрировали увеличение объёма реализации в стоимостном выражении относительно января-июля 2018 года. Наибольший темп прироста продемонстрировали бренды добавок к пище “Бак-Сет” (+27,6% в руб. и +22,2% в упак.) от компании PharmaMed и “Примадофилус” (+14,1% и +11,2% соответственно) производства Nature’s Way Products.

Таблица 1. ТОП-10 брендов БАД, действующих на пищеварительную систему, в стоимостном выражении, YTD Jul’19

Рейтинг

Бренд

Фирма-
производитель

Объём продаж

YTD Jul’19

Прирост, %

YTD Jul’19 / YTD Jul’18

Доля, %

YTD Jul’19

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

Фитолакс

Эвалар

1 083,2

3,8

10,4%

4,0%

15,2%

16,6%

2

Максилак

Оболенское

627,5

1,3

-5,5%

-8,8%

8,8%

5,7%

3

Бак-Сет

PharmaMed

602,2

1,3

27,6%

22,2%

8,5%

5,8%

4

Овесол

Эвалар

398,1

1,4

2,2%

-4,4%

5,6%

6,3%

5

Нормобакт

Polpharma

341,9

0,7

-38,8%

-42,4%

4,8%

3,0%

6

Линекс для детей

Novartis

245,4

0,4

-14,5%

-18,0%

3,4%

1,8%

7

Бактистатин

Stada

218,9

0,4

5,6%

-9,4%

3,1%

1,8%

8

Фитомуцил

PharmaMed

216,6

0,4

5,2%

-4,7%

3,0%

1,8%

9

Гепатрин

Эвалар

209,9

0,5

-3,6%

-3,5%

2,9%

2,2%

10

Примадофилус

Nature's Way Products

132,3

0,1

14,1%

11,2%

1,9%

0,6%

Общая доля ТОП-10

57,3%

45,5%