Обзор аптечных продаж БАД, действующих на пищеварительную систему
Маркетинговое агентство DSM Group
От правильной работы органов пищеварительной системы зависит и качество усвоения полезных веществ, получаемых с пищей, и наше самочувствие. Но не всегда желудочно-кишечный тракт функционирует в нормальном режиме. В таком случае в качестве дополнительной поддержки организма можно принимать биологически активные добавки и витамины для желудка и кишечника.
Спектр БАД, влияющих на пищеварительную систему, довольно широк: они могут использоваться при отравлениях, применяться для профилактики панкреатита, при заболеваниях желчевыводящих протоков и т. д.
В итоге, БАД, влияющие на пищеварение, – одна из самых емких и востребованных групп БАД на российском аптечном рынке. На долю этой группы приходится порядка 21% всех аптечных продаж БАД (по объему она занимает второе место после группы “БАД, действующие на организм в целом”).
В аптеках реализуется около 40 млн упаковок БАД, действующих на пищеварительную систему. До 2017 года в стои-мостном выражении данная группа росла заметно выше, чем рынок БАД в целом.
В 2018 года на фоне общего снижения рынка БАД объем и этой группы также уменьшился. В результате емкость БАД, действующих на пищеварительную систему, реализуемых через аптеки, составила 11,4 млрд руб., что на 0,9% ниже, чем в 2017 году. В натуральном выражении потребление сократилось более заметно, на 7,8%, до 38,6 млн упак. (Рис. 1).
В среднем одна упаковка БАД, действующих на пищеварительную систему, обходится потребителю в 295 рулей. В 2018 году подорожание составило 7%. В 2017 году аналогичный показатель был на уровне 275 рублей. Средневзвешенная стоимость упаковки БАД данной группы имеет тенденцию к росту на протяжении последних четырёх лет в среднем на 15%. Таким образом, в 2018 году темп прироста цен замедлился. Препараты данной группы растут в цене быстрее, чем средневзвешенная стоимость упаковки БАД всех групп. В том числе это связано и с изменением структуры потребления в ценовом разрезе.
Наиболее популярны у потребителя препараты с ценой 150-500 рублей – на их долю приходится 58% продаж. Этот же сегмент приносит аптекам наибольшую выручку – 66%. Остальные сегменты представлены заметно меньше. Таким образом, данная группа БАД имеет одинаковую ценовую политику у большего количества производителей (Рис. 2).
Отметим, что БАД, действующие на пищеварительную систему, имеют очень низкую представленность позиций с ценой ниже 50 руб. В упаковках объем этого ценового сегмента занимает 9,5%, а в рублях всего 1,1%. Чаще всего в аптеках из “дешевых” позиций спрашивают: “ЗДРАВУШКА ИЗ РАСТОРОПШИ ШРОТ 100 Г № 1” (цена 46 руб.), “УГОЛЬ БАУ (БЕРЕЗОВЫЙ АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ) ТАБЛЕТКИ 250 МГ № 10” (цена 5 руб.), “РАСТОРОПША ПОРОШОК 100 Г № 1” (цена 39 руб.).
БАД, содержащие расторопшу, очень популярны в этой группе. Химический состав готового сырья богат жирным маслом, флавоноидами, белками, углеводами, витаминами и микроэлементами. В медицине больше всего ценится масло и шрот (порошок из перемолотых и прошедших холодных отжим семян растения). БАД из расторопши благоприятно воздействуют на пищеварительную систему: биодобавки данной группы улучшают работу кишечника и органов ЖКТ.
В “дорогом” ценовом сегменте представлены БАД с более сложным составом: различные капсулы и таблетки. Наиболее емкие: “Линекс для детей”, “Нормобакт”, “Фитомуцил”. Отметим, что средняя стоимость их не сильно превышает 500 рублей. Конечно, в данной группе есть и более дорогие препараты. В 2018 году максимальная цена была у позиции “ФАЙН ПРОБИОТИКИ В БИФИДО-ЖЕЛЕ 10 Г № 20” свыше 5 000 рублей, хотя продажи ее незначительны.
Наиболее популярной формой БАД для пищеварения являются таблетки и капсулы, на их долю совокупно приходится порядка 60% всего объема продаж. На втором месте по объему продаж находятся препараты в виде “порошка для приготовления раствора внутрь” – доля 24%.
Так как назначение БАД, влияющих на пищеварение, различно, то интересно посмотреть структуру потребления данной группы в разрезе классификаторов по действию.
Порядка 55% всего рассматриваемого сегмента занимают БАД, способствующие поддержанию и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника. Это такие популярные среди населения препараты, содержащие пробиотики, как “Максилак”, “Нормобакт”, “Бак-Сет” и др. Назначаемые и рекомендуемые зачастую как элемент восстановительной терапии после различных болезней, они довольно стабильно наращивают свои продажи.
На втором месте по величине спроса с долей в 19% следуют БАД, влияющие на моторно-эвакуаторную функцию кишечника. 78% в стоимостном выражении в данной подгруппе приходится на “Фитолакс”.
Третье место занимают БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря (16%). Являющиеся порой альтернативой дорогим лекарственным гепатопротекторам, эти БАД довольно популярны в аптечной рознице. Здесь довольно уверенно себя чувствуют такие бренды как “Овесол”, “Гепатрин, “Расторопша” (Таблица 1).
В целом же в аптеках сейчас можно найти 460 брендов БАД, влияющих на пищеварение, которые производят около 300 производителей. Больше всего на российском аптечном рынке представлено брендов компании “Эвалар” – она производит 25 препаратов рассматриваемой группы. В упаковках и рублях также лидирует компания “Эвалар”. Наиболее продаваемые “Фитолакс” и “Овесол” являются лидерами в своей категории.
На втором месте по представленности брендов “Компания ХОРСТ”, в портфеле которой большое количество различного растительного сырья.
По объему продаж вторую строчку занимает отечественный производитель “Оболенское”, который в данной группе представлен единственным брендом “Максилак”.
Рейтинг в деньгах несколько отличается от рейтинга в упаковках. В ТОП-10 в натуральном выражении попадают такие производители как “Биокор”, “Фармакологическое объединение им. Пастера”, “Реалкапс”, основным ассортиментом которых являются БАД из расторопши (Таблица 2).
Ниже приведем рейтинг брендов по сегментам с указанием наиболее востребованной у потребителя БАД (Таблица 3).
Таблица 1. Структура потребления БАД, влияющих на пищеварение по действию, 2018 год
Категория по действию |
Доля, руб. |
Доля, упак. |
Количество брендов |
БАД, способствующие поддержанию и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника |
56,0% |
36,7% |
114 |
БАД, влияющие на моторно-эвакуаторную функцию кишечника |
18,9% |
21,2% |
72 |
БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря |
15,7% |
26,6% |
159 |
БАД, улучшающие общее функциональное состояние ЖКТ, |
6,6% |
12,2% |
116 |
БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях и ферментной недостаточности поджелудочной железы |
1,3% |
1,3% |
24 |
БАД, обладающие антигельминтным и противопаразитарным |
0,9% |
0,9% |
12 |
БАД, применяемые при язвенной болезни желудка и 12-перстной |
0,3% |
0,8% |
16 |
БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях желудка |
0,2% |
0,2% |
19 |
Таблица 2. Ключевые производители БАД, влияющие на пищеварение по ведущим категориям, 2018 год
Производитель |
Доля, руб. |
Производитель |
Доля, упак. |
ЭВАЛАР |
26,5% |
ЭВАЛАР |
29,1% |
ОБОЛЕНСКОЕ |
10,5% |
PHARMA-MED |
6,6% |
PHARMA-MED |
10,3% |
ОБОЛЕНСКОЕ |
6,5% |
АКРИХИН |
8,0% |
БИОКОР |
5,4% |
STADA |
4,6% |
АКРИХИН |
4,9% |
NOVARTIS |
4,1% |
STADA |
2,5% |
В-МИН |
2,5% |
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ |
2,4% |
ОТИСИФАРМ |
1,8% |
В-МИН |
2,4% |
NATURE'S WAY PRODUCTS |
1,7% |
РЕАЛКАПС |
2,1% |
MERCK |
1,7% |
NOVARTIS |
2,1% |
Таблица 3. Ключевые бренды БАД, влияющие на пищеварение по ведущим категориям, 2018 год
Бренд |
Доля, руб. |
Доля, упак. |
Позиция-лидер |
Цена, руб. |
БАД, способствующие поддержанию и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника |
||||
МАКСИЛАК |
18,9% |
18,2% |
МАКСИЛАК КАПСУЛЫ 445 МГ № 10 |
472,3 |
НОРМОБАКТ |
14,4% |
13,6% |
НОРМОБАКТ L ПОРОШОК 3 Г № 10 |
494,8 |
БАК-СЕТ |
13,4% |
13,7% |
БАК-СЕТ ФОРТЕ КАПСУЛЫ № 20 |
456,7 |
ЛИНЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ |
7,4% |
5,8% |
ЛИНЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОРОШОК 1,5 Г № 10 |
523,0 |
БАКТИСТАТИН |
5,7% |
5,5% |
БАКТИСТАТИН КАПСУЛЫ 500 МГ № 20 |
372,3 |
БАД, влияющие на моторно-эвакуаторную функцию кишечника |
||||
ФИТОЛАКС |
78,3% |
75,5% |
ФИТОЛАКС ТАБЛЕТКИ ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ 0,5 Г № 40 |
332,1 |
ФИТОМУЦИЛ |
15,3% |
8,1% |
ФИТОМУЦИЛ НОРМ ПОРОШОК 5 Г № 30 |
538,2 |
ВИТО ПЛЮС |
1,1% |
1,5% |
ВИТО ПЛЮС СЛАБИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТАБЛЕТКИ № 30 |
193,2 |
ЛЬНЯНАЯ ДИЕТА |
0,7% |
2,6% |
ЛЬНЯНАЯ ДИЕТА ЖЕНСКОЕ ЗДОРОВЬЕ |
73,4 |
СЕННА |
0,6% |
2,8% |
СЕННЫ ЛИСТЬЯ СЫРЬЕ РАСТИТ - |
63,4 |
БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря |
||||
ОВЕСОЛ |
37,7% |
25,0% |
ОВЕСОЛ ТАБЛЕТКИ 0,25 Г № 40 |
239,0 |
ГЕПАТРИН |
20,3% |
8,8% |
ГЕПАТРИН КАПСУЛЫ 0,33 Г № 30 |
340,8 |
РАСТОРОПША |
6,4% |
20,5% |
РАСТОРОПШИ МАСЛО КАПСУЛЫ 300 МГ № 200 |
62,1 |
ЛИВЕСИЛ |
6,2% |
2,7% |
ЛИВЕСИЛ ПРЕМИУМ КАПСУЛЫ 410 МГ № 30 |
325,0 |
ЗДОРОВАЯ ПЕЧЕНЬ БИОКОР |
4,4% |
9,4% |
РАСТОРОПШИ ШРОТ БИОКОР ПОРОШОК |
80,1 |
БАД, улучшающие общее функциональное состояние ЖКТ, в том числе ветрогонные БАД |
||||
БЕЙБИ КАЛМ |
23,4% |
11,5% |
БЕЙБИ КАЛМ КАПЛИ ДЛЯ ПРИЕМА ВНУТРЬ [ДЛЯ ДЕТЕЙ] 15 МЛ № 1 |
330,1 |
УКРОПНАЯ ВОДА |
22,3% |
16,1% |
УКРОПНАЯ ВОДА КОНЦЕНТРАТ ДЛЯ |
225,5 |
ЗАКОФАЛЬК |
14,0% |
2,0% |
ЗАКОФАЛЬК NMX ТАБЛЕТКИ № 30 |
1 108,9 |
АНКИР-Б |
11,2% |
11,0% |
АНКИР-Б МКЦ ЦЕЛЛЮЛОЗА МИКРОКРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ ТАБЛЕТКИ 503 МГ № 100 |
166,3 |
ЛИТО |
7,7% |
18,4% |
ЛИТО ОТРУБИ ПШЕНИЧ ХРУСТЯЩИЕ С КАЛЬЦИЕМ И РАСТОРОПШЕЙ ГРАНУЛЫ 200 Г № 1 |
67,7 |
БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях и ферментной недостаточности |
||||
ЛАКТАЗАР |
60,1% |
45,1% |
ЛАКТАЗАР КАПСУЛЫ 700 ЕД 150 МГ № 100 |
461,6 |
ОРЛИКС |
27,3% |
21,4% |
ОРЛИКС ТАБЛЕТКИ 0,3 Г № 30 |
373,5 |
АЛТАЙ |
3,8% |
13,3% |
АЛТАЙ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ. С РЕПЕШКОМ. (ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ) ЧАЙНЫЙ НАПИТОК 2 Г № 20 |
80,3 |
ФИТОЛЮКС |
2,1% |
7,9% |
ФИТОЛЮКС-18 ПАНКОЛИВИН С ПОБЕГАМИ ЧЕРНИКИ (П/ПАНКРЕАТИТЕ) ФИТОЧАЙ |
76,6 |
ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР |
1,5% |
5,1% |
ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР № 1 ПОДЖЕЛУДОЧНЫЙ СБОР 1,5 Г № 20 |
83,5 |