"Российский рынок БАД" №3(16) 2018

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж лекарственных препаратов и БАД для терапии ожирения

Маркетинговое агентство DSM Group

Ожирение – актуальная проблема современного мира, которая провоцирует не только нарушения в работе систем органов, но и развитие хронических заболеваний: ишемического инсульта, сахарного диабета, заболеваний ЖКТ, болезней костно-мышечной системы. Избыточный вес чреват и психологическими проблемами – низкой самооценкой, депрессиями, сексуальными нарушениями и т. д.

Методики похудения бывают самыми разными, но медикаментозные способы снижения веса считаются самыми эффективными. Однако приём любых препаратов и БАД необходимо осуществлять только после консультации с врачом, так как данные средства помимо побочных эффектов имеют также и множество противопоказаний.

Российский фармацевтический рынок предлагает широкий ассортимент лекарственных препаратов и биологически активных добавок для борьбы с лишним весом. В январе-сентябре 2018 года на аптечных полках можно было найти 14 брендов лекарственных препаратов и 190 соответствующих наименований БАД.

В статье рассмотрены лекарства и добавки к пище следующих групп:

• [A08] “Препараты для лечения ожирения (исключая диетические продукты)”;

• [W] “БАД для похудения и очищения организма”.

Средства для похудения – сезонный товар. Пик продаж препаратов и БАД против ожирения приходится на весенние месяцы – перед сезоном отпусков (Рис. 1).

В 2017 году объём реализации препаратов и добавок для похудения вырос на 1,9% относительно 2016 года, и составил 6,5 млрд рублей (здесь и далее объёмы продаж приведены в розничных ценах аптек с НДС). Динамика данной группы средств на протяжении последних нескольких лет нестабильная. В 2015 году было отмечено значительное падение продаж на 22,0%. Основную роль в этом сыграли биодобавки, реализация которых снизилась на 27,6% (-1 035 млн руб.). Продажи ранее востребованных брендов “Турбо-слим” и “Редуксин Лайт” упали на 29,3% и 58,1% соответственно.

После падения в 2015 году рынок держится на отметке в 6 млрд рублей в год. С января по сентябрь 2018 г. объём продаж средств против ожирения составил 5,1 млрд рублей: +0,2% при сравнении с аналогичным периодом 2017 года. Наибольшую долю в объёме реализации заняли лекарства (67,9%), 32,1% продаж в рублях пришлось на биодобавки (Рис. 2, 3).

В упаковках прослеживается чёткий отрицательный тренд продаж. За 2017 год было продано 9,3 млн упаковок средств для похудения (-12,3% относительно 2016 г.). Максимальное падение объёма реализации произошло также в 2015 году (-18,3%), когда продажи БАД сократились на 16,7% (-2,1 млн упак.), лекарства – на 26,0% (-671,8 тыс. упак.).

На 2,7% снизился объём продаж за 9 месяцев 2018 года по сравнению с январём-сентябрём прошлого года, и составил 7,1 млн упаковок. В упаковках превалируют биологически активные добавки за счёт более доступной цены – доля 80,7% против 19,3% у лекарственных препаратов.

В январе-сентябре 2018 года оптовая цена составила 592,9 руб./упак., розничная – 719,6 руб./упак. Самыми востребованными среди потребителей являются средства из ценового диапазона “до 500 руб.” – на их долю приходится 69,7% продаж средств для терапии ожирения в натуральном выражении. А вот наибольшую выручку аптекам приносят средства из высокой ценовой категории “свыше 2 000 руб.” (50,9% в рублях) (Рис. 4).

Средневзвешенная цена в сегменте “до 500 руб.” составила 189,8 руб., “от 500 до 1 000 руб.” – 775,3 руб., “от 1 000 до 2 000 руб.” – 1 523,0 руб., “свыше 2 000 руб.” – 3 754,1 руб.

Анализ ценовой сегментации, 9М 2018

Сегмент

Средневзвешенная цена внутри сегмента, руб.

до 500 руб.

189,8

от 500 до 1 000 руб.

775,3

от 1 000 до 2 000 руб.

1 523,0

свыше 2 000 руб.

3 754,1

В динамике доля отечественных препаратов и биодобавок для похудения в денежном эквиваленте растёт. В 2017 году удельный вес российских средств вырос на 4,7% в рублях, и составил 76,6%. Однако в упаковках доля отечественной продукции, наоборот, снижается с 78,0% в 2014 г. до 73,1% в 2017 г.

Стоимость отечественных препаратов составила порядка 2 958,1 руб./упак., импортных лекарств – 1 741,5 руб./упак. Среди БАД для похудения и очищения организма также дешевле оказались зарубежные добавки: 218,4 руб. против 329,3 руб. у отечественных продуктов.

В январе-сентябре 2018 года доля отечественных препаратов составила 77,9% в стоимостном и 72,4% в натуральном выражении (Рис. 5).

По итогам первых 9 месяцев 2018 года на аптечных полках было представлено 14 брендов лекарств против ожирения от 9 производителей (49 полных наименований). ТОП-10 препаратов заняли долю 99,9% в рублях и 99,8% в упаковках. Шесть препаратов рейтинга являются отечественными брендами (Таблица 1).

Первое место заняло средство лечения ожирения в форме капсул “Редуксин” с долей рынка 52,7% в стоимостном выражении и 35,6% в натуральном. Для успешной работы аптеке необходимо иметь в ассортименте позицию “Редуксин капс 15 мг № 90” (средняя цена 6 498,0 руб./упак.). На второй строчке расположился препарат для терапии ожирения “Голдлайн Плюс” (аналог “Редуксина”) с долей рынка 15,6% в рублях. Чаще всего потребитель приобретает в аптеках “Голдлайн Плюс капс 15 мг+153,5 мг № 90” (4 643,0 руб./упак.). Третью позицию удерживает средство “Орсотен” производства KRKA (доля 12,7%). Наиболее популярными стали капсулы “Орсотен” с дозировкой 120 мг № 84 (полное наименование) с ценой 2 605,4 рублей за одну упаковку.

Половина брендов из ТОП-10 лекарственных препаратов показали прирост в стоимостном выражении. Наибольший темп прироста был отмечен у марок “Орлистат” (+2 353,3% в рублях) и “Орлистат-Акрихин” (+2 017,8%). А вот препарат “Орсотен Слим” потерял 12,9% продаж в денежном эквиваленте.

Большинство препаратов для терапии ожирения отпускаются в аптеках строго по рецепту врача и являются дорогостоящими средствами.

За первые 9 месяцев 2018 года аптечный ассортимент включал 190 брендов БАД от 148 компаний (491 полное наименование). Рынок БАД более высококонцентрирован – ТОП-10 биодобавок заняли долю 86,4 в рублях и 83,5% в упаковках (Таблица 2).

На первом месте оказалась линейка БАД, способствующих снижению веса, – “Турбослим” с долей рынка 47,1% в стоимостном и 43,5% в натуральном выражении. Наиболее востребованными являются капсулы “Турбослим Ночь Усиленная Формула капсулы 0,3 г № 30” (средневзвешенная цена 501,4 руб.). Вторую строчку заняла добавка “Модельформ” отечественного производителя В-Мин с долей рынка 15,0% в рублях. На третьей строчке расположился БАД “Редуксин Лайт” (доля 5,7% в руб.).

Семь брендов ТОП-10 биологически активных добавок показали падение продаж в стоимостном выражении. Наибольший темп снижения был отмечен у биодобавок для похудения “Редуксин Лайт” (-34,8% в рублях и -23,6% в упаковках) и “Модельформ” (-24,3% и -27,5% соответственно). А вот марка Solgar нарастила свой объём реализации на 29,5% в рублях и на 35,6% в упаковках.

Таблица 1. ТОП-10 брендов ЛП для похудения в стоимостном выражении, 9М 2018 г.

Рейтинг

Бренд

9М 2018 г.

Прирост, %

9М 2018 г./ 9М 2017 г.

Доля, %

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

Редуксин

1 828,7

487,2

+3,3%

+2,8%

52,7%

35,6%

2

Голдлайн Плюс

539,7

222,9

+73,8%

+72,5%

15,6%

16,3%

3

Орсотен

442,2

261,0

-10,9%

-14,4%

12,7%

19,1%

4

Ксеникал

339,4

191,5

-5,3%

+4,1%

9,8%

14,0%

5

Листата

114,3

64,7

-8,6%

-19,8%

3,3%

4,7%

6

Голдлайн

63,0

24,5

+12,4%

+12,4%

1,8%

1,8%

7

Орсотен Слим

51,9

63,0

-12,9%

-6,6%

1,5%

4,6%

8

Редуксин Мет

47,6

18,5

-5,9%

-14,4%

1,4%

1,4%

9

Орлистат-Акрихин

34,0

24,9

+2 017,8%

+2 201,8%

1,0%

1,8%

10

Орлистат

4,8

9,0

+2 353,3%

+2 391,7%

0,1%

0,7%

Общая доля ТОП-10

99,9%

99,8%

Таблица 2. ТОП-10 брендов БАД для похудения в стоимостном выражении, 9М 2018 г.

Рейтинг

Бренд

9М 2018 г.

Прирост, %

9М 2018 г./ 9М 2017 г.

Доля, %

млн руб.

тыс. упак.

в руб.

в упак.

в руб.

в упак.

1

Турбослим

771,6

2 490,0

-7,2%

-0,5%

47,1%

43,5%

2

Модельформ

245,3

259,7

-24,3%

-27,5%

15,0%

4,5%

3

Редуксин Лайт

93,0

51,4

-34,8%

-23,6%

5,7%

0,9%

4

Летящая Ласточка

80,4

277,2

-3,9%

-2,9%

4,9%

4,8%

5

Грин-Слим Ти

66,1

746,7

+2,7%

+3,6%

4,0%

13,0%

6

Похудей Для Здоровья Людей

46,6

547,8

-6,1%

-8,6%

2,8%

9,6%

7

Фитомуцил

36,3

34,0

-14,6%

-19,2%

2,2%

0,6%

8

Худеем За Неделю

31,1

118,8

-16,4%

-8,7%

1,9%

2,1%

9

Solgar

24,7

10,0

+29,5%

+35,6%

1,5%

0,2%

10

Супер-Слим

21,0

247,6

+7,7%

+13,4%

1,3%

4,3%

Общая доля ТОП-10

86,4%

83,5%