"Российский рынок БАД" №4(13) 2017

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж БАД – гепатопротекторов

Маркетинговое агентство DSM Group

На рынке для того, чтобы помочь и поддержать печень, можно найти множество различных препаратов. Среди них особое место занимают гепатопротекторы – средства, специально предназначенные для поддержания и восстановления печени. Более половины всех гепатопротекторов составляют фитопрепараты, которые используют различные лечебные травы: расторопшу, девясил, зверобой, кукурузные рыльца, подорожник, бессмертник, тысячелистник и др. Фитопрепараты считаются более предпочтительными, т. к. они лучше переносятся и отсутствуют побочные явления при их применении. Это свойство очень важно, поскольку процесс восстановления печени требует длительного приема. Вот почему так неоценимы для печени БАД.

В данном обзоре как раз и остановимся на биологически активных добавках, относящихся к гепатопротекторам.

В среднем в аптеках реализуется порядка 5,4 млн. упаковок БАД, предназначенных для поддержания и восстановления печени. Динамика продаж в натуральном выражении отрицательная, причем сокращение потребления происходит на протяжении пяти лет в среднем на 5%. Исключение составляет только 2017 год. За 9 месяцев прирост в упаковках составил 3,3%. Несмотря на отрицательную динамику в натуральном выражении, в деньгах рынок БАД – гепатопротекторов растет в среднем на 3% в год. Это позволило аптекам получить от продажи препаратов данной группы более 678 млн. рублей. За 9 месяцев 2017 года динамика реализации этих БАД положительная на уровне 1% (Рис. 1).

Положительная динамика в стоимостном выражении в большей мере связана с увеличением средней стоимости одной упаковки БАД, предназначенных для поддержания и восстановления печени. Так, за 3 года средневзвешенная стоимость упаковки выросла на 23% со 102 рублей в 2014 году до 126 рублей в 2016 году. В настоящий момент в среднем одна упаковка БАД – гепатопротекторов обходится потребителю в 120 рулей. Таким образом, за 9 месяцев 2017 год произошло снижение стоимости на 4%.

Наиболее популярной формой БАД – гепатопротекторов являются капсулы, на их долю приходится порядка 60% всего объема продаж. На втором месте по объему продаж находятся препараты в виде “порошка” – доля 11%.

В натуральном выражении максимальную долю также занимают “капсулы” – 35%. А вот второе место делят “порошки” и БАД, представленные в виде “шрот” – по 22%. Отметим, что БАД в лекарственной форме “шрот” (получаемый из семян расторопши) производит только одна компания “Фармакологическое объединение имени Пастера” под брендом “Здравушка”. Существенный рост данной позиции произошел несколько лет назад: так еще в 2012 году в аптеках реализовывалось около 415 тыс. упаковок, тогда как в 2013 году объем продаж увеличился вдвое. В настоящее время реализация “Здравушка из расторопши шрот 100 г № 1” составляет в среднем 1 млн. упаковок в год.

На фоне стабильной популярности лекарственной формы “капсулы” и увеличения доли БАД в форме “шрот” происходит снижение продаж и веса в общей структуре таких форм, как “порошок” (с 31% в 2012 году до 24% в 2016 году) и “чай” (с 7% до 5%). То есть востребованность так называемых “готовых” форм возрастает, а в “сыром” виде или в формах, где необходимы дополнительные манипуляции, продажи снижаются.

Самая низкая средневзвешенная стоимость упаковки с лекарственной формой “шрот” – 54 руб. А вот популярные “капсулы” в 2017 году обходятся потребителю в среднем в 206 рублей (Рис. 2).

Наиболее популярны у потребителя препараты с ценой до 100 рублей – на их долю приходится 74% продаж. Заметим, что в целом для аптечного сегмента присуще сокращение “дешевого” сегмента как БАД, так и ЛП. Для рынка БАД – гепатопротекторов данная тенденция не соблюдается. На протяжении длительного периода доля сохраняется как в упаковках, так и в рублях.

Основные изменения в структуре продаж происходят в сегментах с ценой выше 100 рублей. В 2014-2015 году на втором месте был сегмент с ценой 100-300 рублей. А препараты “высокого” сегмента (с ценой выше 500 рублей) практически не были представлены. В 2017 году наблюдается увеличение доли препаратов с ценой свыше 500 рублей на фоне снижения практически в 2 раза доли БАД с ценой 100-300 рублей (Рис. 3).

В стоимостном выражении 36% аптечной выручки приходится на ценовой сегмент ниже 100 рублей. А вот на второе место за 3 года вышли препараты с ценой свыше 500 рублей. Такой динамике способствовало несколько факторов: переключение потребителя на более дорогостоящие позиции и вывод на рынок новинок в “высокий ценовой сегмент”.

Так, например, появившаяся БАД “Орниксил” (Novatorpharma), только в 2014 году смогла занять уже 15 строчку рейтинга. При этом средняя стоимость упаковки составляет 1340 рублей. Производитель “Эвалар” расширил линейку бренда “Гепатрин” и вывел на рынок БАД в 2016 году “Гепатрин – Детокс”, средняя цена которого составляет 607 рублей.

Наиболее удачная “новинка” из ценового диапазона 100-300 рублей – “Фармадар комплекс экстрактов расторопши и овса капсулы № 30” (“Внешторг Фарма”) появился на рынке в 2016 году. По итогам 9 месяцев 2017 года продажи бренда занимают шестую строчку рейтинга с долей 2%.

Рынок БАД, предназначенных для поддержания и восстановления печени, высоко концентрирован. На ТОП-10 брендов в рублевом выражении приходится 90%, в натуральном доля ведущей “десятки” составляет 92%. Всего на рынке представлено 94 бренда, которые производят 100 компаний. С учетом дозировки и формы выпуска потребитель может выбирать из 250 полных наименований. С учетом “фитосостава” основных БАД данной группы рынок представлен в основном российскими компаниями – на их долю приходится 97% стоимостного объема группы. Лидером среди иностранных производителей является Swiss Nahrin с одноименным продуктом “Nahrin Артишок горький напиток экстракт жидкий 500 мл”, который занимает 1,4% рынка и попадает в ТОП-10 (Табл. 1).

Больше всего на российском аптечном рынке представлено брендов компании “Эвалар”, она производит 8 брендов, представленных в разных лекарственных формах и дозировках. “Гепатрин” в форме капсул является ключевым брендом в данной категории, а также занимает более 43% рынка БАД – гепатопротекторов.

Первую строчку рейтинга в натуральном выражении занимает “Расторопша” – около 42% всех проданных упаковок приходится на позиции, объединенные под данным названием. Расторопша – это наиболее распространенное растение, которое используется в составе БАД, предназначенных для поддержания и восстановления печени (около 50% позиций). Поэтому препараты из нее производят более 30 компаний, и потребитель может выбрать различные лекарственные формы: капсулы, чаи, масло и т.д. Чаще всего в аптеках покупают “Расторопши масло капсулы 300 мг № 200” (“Реалкапс”), “Расторопша порошок 100 г № 1” (“Иван-Да-Марья”).

Высокие темпы роста продаж демонстрируют такие бренды как “Времена Года” (+240%), “NAHRIN” (+197%) и т. д.

Таблица 1. Ключевые бренды БАД – гепатопротекторов, 9 м 2017 г.

Бренд

Производитель

Доля, руб.

Гепатрин

Эвалар

43,67%

Расторопша

Разные

23,75%

Здравушка

Фармобъединение Им. Пастера

11,17%

Времена Года

Фармакор Продакшн

2,19%

Живитель

Живитель

1,95%

Фармадар

Внешторг Фарма

1,94%

Гепагард

Биос НПФ

1,53%

Алтай

Алтайский Кедр

1,45%

Nahrin

Swiss Nahrin

1,37%

Артишок

Разные

1,25%

Бренд

Производитель

Доля, упак.

Расторопша

Разные

41,9%

Здравушка

Фармобъединение Им. Пастера

23,6%

Гепатрин

Эвалар

13,0%

Живитель

Живитель

4,0%

Алтай

Алтайский Кедр

2,1%

Солянка Холмовая

Разные

2,1%

Реликтовые Травы Алтая

Эвалар

1,8%

Фармадар

Внешторг Фарма

1,6%

Времена Года

Фармакор Продакшн

1,5%

Секреты Столетий

Биоком

1,0%