"Российский рынок БАД" №3(12) 2017

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж БАД, действующих на мочевыделительную систему

Маркетинговое агентство DSM Group

БАД растительного происхождения широко применяются в профилактике обострений и лечении цистита, пиелонефрита, мочекаменной болезни. Они обладают мочегонным, антибактериальным, спазмолитическим действием.

В данном обзоре как раз и остановимся на биологически активных добавках, действующих на мочевыделительную систему.

В среднем в аптеках реализуется порядка 1,7 млн. упаковок БАД, действующих на мочевыделительную систему. В последние годы группа растет в стоимостном выражении заметно выше, чем рынок БАД в целом. Это позволило аптекам получить от продажи препаратов данной группы более 458 млн. рублей. За 8 месяцев 2017 года динамика реализации этих БАД также высокая, и показатель на уровне 17%. Темпы роста продаж в упаковках отстают от темпов роста стоимостных показателей емкости потребления. Но при этом в 2016-2017 годах динамика в натуральном выражении положительная (Рис. 1).

В среднем одна упаковка БАД, действующих на мочевыделительную систему, обходится потребителю в 279 рулей. За 8 месяцев 2017 год подорожание составило 6%. В 2016 году аналогичный показатель был на уровне 264 рублей. Препараты данной группы растут в цене медленнее, чем средневзвешенная стоимость упаковки БАД всех групп. Самое существенное увеличение данного показателя было в 2015 году – +29% со 198 рублей до 255 рублей. В том числе это связано и с изменением структуры потребления и снижением продаж отдельных лекарственных форм.

Наиболее популярной формой БАД, действующих на мочевыделительную систему, являются капсулы, на их долю приходится порядка 56% всего объема продаж. На втором месте по объему продаж находятся препараты в виде “таблеток” – доля 19%.

А вот в натуральном выражении максимальную долю занимают всевозможные “чаи” – 37%. Но за счет низкой средней стоимости упаковки (92 руб.) в обороте аптеки на них приходится только 12%.

Самая низкая средневзвешенная стоимость упаковки с лекарственной формой “растительное сырье” – 61 руб. Именно данная форма БАД в последние годы демонстрирует снижение. Потребитель меньше закупает препаратов в “сыром” виде, а переходит на уже готовые к применению лекарственные формы: таблетки, капсулы, пакетированный чай. Так, БАД в виде “растительного сырья” в 2014 году занимали 4% в денежном выражении, по итогам января-августа 2017 года на них приходится только 1,2%. В упаковках доля упала еще существеннее – с 13,3% до 5,6% (Рис. 2).

Наиболее популярны у потребителя препараты с ценой до 100 рублей – на их долю приходится 34% продаж. Но динамика данного ценового сегмента отрицательная – за 3 года его доля сократилась на 20%. В большей мере это связано со снижением реализации растительного сырья от компаний “Алтай-фарм”, “Фарм-продукт”, чайных напитков компании “Хелми” (Рис. 3).

В стоимостном выражении почти 50% аптечной выручки приходится на ценовой сегмент свыше 500 рублей. При этом за 3 года доля сегмента с ценой выше 500 рублей выросла в 2 раза. Такой динамике способствовало несколько факторов: переключение потребителя на более дорогостоящие позиции и вывод на рынок новинок в “высокий ценовой сегмент”.

Так, например, появившаяся БАД “Цистэль” (“Алина Фарма”) только в 2016 году смогла занять уже 10 строчку рейтинга. При этом средняя стоимость упаковки составляет 650 рублей. “Нованефрон” (Novatorpharma) выведен на рынок в 2015 году со средней ценой 880 рублей. Уже в 2017 году он на 11 месте по продажам в деньгах.

Наиболее удачная “новинка” из ценового диапазона 300-500 рублей – “Нефросан” появился на рынке в 2015 году. По итогам 8 месяцев 2017 года продажи бренда занимают вторую строчку рейтинга с долей 11% (Таблица 1). Рынок БАД, действующих на мочевыделительную систему, высоко концентрирован. На ТОП-10 брендов в рублевом выражении приходится 78%, в натуральном доля ведущей “десятки” составляет 71%. Всего на рынке представлено 150 брендов, которые производят 110 компаний. С учетом дозировки и формы выпуска потребитель может выбирать из 240 полных наименований. Больше всего на российском аптечном рынке представлено брендов компании “Лекра-Сэт”, “Компания Хорст” – она производит более 10 брендов различных трав, представленных в группе “растительное сырье и чай”.

Таблица 1. Ключевые бренды БАД, действующие на мочевыделительную систему, 8М 2017 год

Бренд

Доля, руб.

ПРОЛИТ

30,2%

НЕФРОСАН

10,7%

УРОПРОФИТ

8,1%

МОНУРЕЛЬ ПРЕВИЦИСТ

7,9%

НЕФРОСТЕН

6,9%

УРИСАН

3,7%

НЕФРОДОЗ

3,2%

ЭВАЛАР БИО

2,6%

АЛТАЙ

2,4%

ЦИСТЭЛЬ

1,8%

ПРОЛИТ

14,1%

НЕФРОСАН

11,6%

АЛТАЙ

8,0%

НЕФРОСТЕН

7,0%

НЕФРОН

5,5%

ЭВАЛАР БИО

5,5%

УРОПРОФИТ

5,4%

СИЛА РОССИЙСКИХ ТРАВ

5,1%

ФИТОЛЮКС

4,3%

МОНУРЕЛЬ ПРЕВИЦИСТ

4,3%

Лидером среди БАД, действующих на мочевыделительную систему, является препарат “Пролит”. При этом первую строчку он занимает и в рейтинге по стоимостным объемам, и по упаковкам. Объемы реализации данного бренда практически не увеличиваются, в результате доля упала с 33% до 30%.

На третьем месте в стоимостном рейтинге находится препарат “Уропрофит” с долей 8%. В рейтинге по упаковкам на третьем месте чайные напитки компании “Алтайский Кедр”, объединенные под единым брендом “Алтай”.

Высокие темпы роста продаж демонстрируют такие бренды как “Нефродоз” (+280%), “Цистениум” (+166%) и т. д.