Обзор аптечных продаж БАД, действующих на мочевыделительную систему
Маркетинговое агентство DSM Group
БАД растительного происхождения широко применяются в профилактике обострений и лечении цистита, пиелонефрита, мочекаменной болезни. Они обладают мочегонным, антибактериальным, спазмолитическим действием.
В данном обзоре как раз и остановимся на биологически активных добавках, действующих на мочевыделительную систему.
В среднем в аптеках реализуется порядка 1,7 млн. упаковок БАД, действующих на мочевыделительную систему. В последние годы группа растет в стоимостном выражении заметно выше, чем рынок БАД в целом. Это позволило аптекам получить от продажи препаратов данной группы более 458 млн. рублей. За 8 месяцев 2017 года динамика реализации этих БАД также высокая, и показатель на уровне 17%. Темпы роста продаж в упаковках отстают от темпов роста стоимостных показателей емкости потребления. Но при этом в 2016-2017 годах динамика в натуральном выражении положительная (Рис. 1).
В среднем одна упаковка БАД, действующих на мочевыделительную систему, обходится потребителю в 279 рулей. За 8 месяцев 2017 год подорожание составило 6%. В 2016 году аналогичный показатель был на уровне 264 рублей. Препараты данной группы растут в цене медленнее, чем средневзвешенная стоимость упаковки БАД всех групп. Самое существенное увеличение данного показателя было в 2015 году – +29% со 198 рублей до 255 рублей. В том числе это связано и с изменением структуры потребления и снижением продаж отдельных лекарственных форм.
Наиболее популярной формой БАД, действующих на мочевыделительную систему, являются капсулы, на их долю приходится порядка 56% всего объема продаж. На втором месте по объему продаж находятся препараты в виде “таблеток” – доля 19%.
А вот в натуральном выражении максимальную долю занимают всевозможные “чаи” – 37%. Но за счет низкой средней стоимости упаковки (92 руб.) в обороте аптеки на них приходится только 12%.
Самая низкая средневзвешенная стоимость упаковки с лекарственной формой “растительное сырье” – 61 руб. Именно данная форма БАД в последние годы демонстрирует снижение. Потребитель меньше закупает препаратов в “сыром” виде, а переходит на уже готовые к применению лекарственные формы: таблетки, капсулы, пакетированный чай. Так, БАД в виде “растительного сырья” в 2014 году занимали 4% в денежном выражении, по итогам января-августа 2017 года на них приходится только 1,2%. В упаковках доля упала еще существеннее – с 13,3% до 5,6% (Рис. 2).
Наиболее популярны у потребителя препараты с ценой до 100 рублей – на их долю приходится 34% продаж. Но динамика данного ценового сегмента отрицательная – за 3 года его доля сократилась на 20%. В большей мере это связано со снижением реализации растительного сырья от компаний “Алтай-фарм”, “Фарм-продукт”, чайных напитков компании “Хелми” (Рис. 3).
В стоимостном выражении почти 50% аптечной выручки приходится на ценовой сегмент свыше 500 рублей. При этом за 3 года доля сегмента с ценой выше 500 рублей выросла в 2 раза. Такой динамике способствовало несколько факторов: переключение потребителя на более дорогостоящие позиции и вывод на рынок новинок в “высокий ценовой сегмент”.
Так, например, появившаяся БАД “Цистэль” (“Алина Фарма”) только в 2016 году смогла занять уже 10 строчку рейтинга. При этом средняя стоимость упаковки составляет 650 рублей. “Нованефрон” (Novatorpharma) выведен на рынок в 2015 году со средней ценой 880 рублей. Уже в 2017 году он на 11 месте по продажам в деньгах.
Наиболее удачная “новинка” из ценового диапазона 300-500 рублей – “Нефросан” появился на рынке в 2015 году. По итогам 8 месяцев 2017 года продажи бренда занимают вторую строчку рейтинга с долей 11% (Таблица 1). Рынок БАД, действующих на мочевыделительную систему, высоко концентрирован. На ТОП-10 брендов в рублевом выражении приходится 78%, в натуральном доля ведущей “десятки” составляет 71%. Всего на рынке представлено 150 брендов, которые производят 110 компаний. С учетом дозировки и формы выпуска потребитель может выбирать из 240 полных наименований. Больше всего на российском аптечном рынке представлено брендов компании “Лекра-Сэт”, “Компания Хорст” – она производит более 10 брендов различных трав, представленных в группе “растительное сырье и чай”.
Таблица 1. Ключевые бренды БАД, действующие на мочевыделительную систему, 8М 2017 год
Бренд |
Доля, руб. |
ПРОЛИТ |
30,2% |
НЕФРОСАН |
10,7% |
УРОПРОФИТ |
8,1% |
МОНУРЕЛЬ ПРЕВИЦИСТ |
7,9% |
НЕФРОСТЕН |
6,9% |
УРИСАН |
3,7% |
НЕФРОДОЗ |
3,2% |
ЭВАЛАР БИО |
2,6% |
АЛТАЙ |
2,4% |
ЦИСТЭЛЬ |
1,8% |
ПРОЛИТ |
14,1% |
НЕФРОСАН |
11,6% |
АЛТАЙ |
8,0% |
НЕФРОСТЕН |
7,0% |
НЕФРОН |
5,5% |
ЭВАЛАР БИО |
5,5% |
УРОПРОФИТ |
5,4% |
СИЛА РОССИЙСКИХ ТРАВ |
5,1% |
ФИТОЛЮКС |
4,3% |
МОНУРЕЛЬ ПРЕВИЦИСТ |
4,3% |
Лидером среди БАД, действующих на мочевыделительную систему, является препарат “Пролит”. При этом первую строчку он занимает и в рейтинге по стоимостным объемам, и по упаковкам. Объемы реализации данного бренда практически не увеличиваются, в результате доля упала с 33% до 30%.
На третьем месте в стоимостном рейтинге находится препарат “Уропрофит” с долей 8%. В рейтинге по упаковкам на третьем месте чайные напитки компании “Алтайский Кедр”, объединенные под единым брендом “Алтай”.
Высокие темпы роста продаж демонстрируют такие бренды как “Нефродоз” (+280%), “Цистениум” (+166%) и т. д.