"Российский рынок БАД" №3(12) 2017

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж БАД, действующих на пищеварительную систему

Маркетинговое агентство DSM Group

Биологически активные добавки, действующие на пищеварительную систему, представлены на рынке большим количеством препаратов, назначение которых довольно разнообразно: они могут использоваться при отравлениях, применяться для профилактики панкреатита, при заболеваниях мочевыводящих протоков и т.д.

Все это делает БАД, влияющие на пищеварение, одной из самых популярных групп БАД на российском аптечном рынке. В результате на долю этой группы приходится порядка 17% всех аптечных продаж БАД (по объему она занимает второе место после группы “БАД, действующие на организм в целом”).

В среднем в аптеках реализуется порядка 29 млн. упаковок БАД, действующих на пищеварительную систему. В 2015-2016 годах группа в стоимостном выражении росла заметно выше, чем рынок БАД в целом. Это позволило аптекам получить от продажи препаратов данной группы более 7,2 млрд. рублей. За 8 месяцев 2017 года динамика реализации этих БАД замедлилась, и пока показатель чуть менее 10%. Темпы роста продаж в упаковках отстают от темпов роста стоимостных показателей емкости потребления. Отметим, что в упаковках потребление в 2017 году снижается почти на 4% (Рис. 1).

В среднем одна упаковка БАД, действующих на пищеварительную систему, обходится потребителю в 277 рулей. За 8 месяцев 2017 год подорожание составило 11%. В 2016 году аналогичный показатель был на уровне 250 рублей. Препараты данной группы растут в цене быстрее, чем средневзвешенная стоимость упаковки БАД всех групп. В том числе это связано и с изменением структуры потребления в ценовом разрезе.

Наиболее популярны у потребителя препараты с ценой до 100 рублей – на их долю приходится 32% продаж. Но динамика данного ценового сегмента отрицательная – за 3 года его доля сократилась на 16%. В большей мере это связано со снижением таких БАД, как:

• “Уголь БАУ” – средняя стоимость упаковки менее 10 рублей, продажи сократились за 4 года с 4,8 млн. упаковок в 2014 году до 800 млн. за 8 месяцев 2017 года;

• “ОТРУБИ ЛИТО” – средняя стоимость упаковки около 70 рублей, продажи снизились за 4 года в 2 раза.

• Растительного сырья “Укроп”, “Пижма”, “Лен” и т.д.

Также снижается и доля сегмента БАД с ценой от 100 до 300 рублей. При этом растет потребление препаратов верного ценового сегмента с ценой от 300 рублей и выше (Рис. 2).

В стоимостном выражении почти 50% аптечной выручки приходится на ценовой сегмент 300-500 рублей. При этом за 3 года доля сегмента с ценой выше 500 руб-лей выросла с 17% до 28%. Такой динамике способствовало несколько факторов: переключение потребителя на более дорогостоящие позиции и вывод на рынок новинок в “высокий ценовой сегмент”. Так, например, появившаяся БАД “Бак-Сет” только в 2015 году, смогла занять уже 7 строчку рейтинга в натуральном выражении. При этом средняя стоимость упаковки составляет 460 рублей. “Бифистим Форте” выведен на рынок в 2016 году со средней ценой 300 рублей. Уже в 2017 году он на 13 месте по продажам в упаковках. Занявший 22 строчку рейтинга по стоимостному объему “Хелинорм” стоит в среднем 840 рублей.

Наиболее популярной формой БАД для пищеварения являются таблетки и капсулы, на их долю совокупно приходится порядка 54% всего объема продаж. На втором месте по объему продаж находятся препараты в виде “порошка для приготовления раствора внутрь” – доля 25%.

Так как назначение БАД, влияющих на пищеварение, различно, то интересно посмотреть структуру потребления данной группы в разрезе классификаторов по действию (Таблица 1).

Порядка 68% всего рассматриваемого сегмента занимают БАД, способствующие поддержанию и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника. Это такие популярные среди населения препараты, содержащие пробиотики, как “Максилак”, “Нормобакт” и др. Назначаемые и рекомендуемые зачастую как элемент восстановительной терапии после различных болезней, они довольно стабильно наращивают свои продажи. На втором месте по величине спроса с долей в 16% следуют БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря. Являющиеся порой альтернативой дорогим лекарственным гепатопротекторам, эти БАД довольно популярны в аптечной рознице. Здесь довольно уверенно себя чувствуют такие бренды как “Овесол”, “Гепатрин, “Расторопша”. На третьем месте по востребованности БАД, улучшающие общее функциональное состояние ЖКТ. В настоящий момент в аптеках чаще всего покупают препараты “Бейби Калм” и “Укропная вода”.

Таблица 1. Структура потребления БАД, влияющих на пищеварение по действию, 8М 2017 год

Категория по действию

Доля, руб.

Доля, упак.

Количество
брендов

БАД, способствующие поддержанию и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника

67,5%

40,4%

93

БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря

16,3%

28,4%

140

БАД, улучшающие общее функциональное состояние ЖКТ,
в том числе ветрогонные БАД

8,9%

19,4%

110

БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях

5,4%

9,6%

70

БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях и ферментной недостаточности поджелудочной железы

1,6%

1,6%

22

БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях желудка
и/или кишечника

0,2%

0,6%

22

Противодиарейные и вяжущие БАД

0,02%

0,1%

9

В целом же в аптеках сейчас можно найти около 400 брендов БАД, влияющих на пищеварение, которые производят 270 производителей. Больше всего на российском аптечном рынке представлено брендов компании “Эвалар” – она производит 24 препаратов рассматриваемой группы. Наиболее продаваемые “Овесол” и “Гепатрин” являются лидерами в своей категории.

На втором месте по представленности брендов “Компания ХОРСТ”, в портфеле которой большое количество различного растительного сырья.

Лидером же рынка по объему продаж в деньгах и упаковках по данным за 8 месяцев 2017 года является компания Genexo, которая является производителем пробиотика “Максилак” (Таблица 2).

Таблица 2. Ключевые бренды БАД, влияющие на пищеварение по ведущим категориям

Бренд

Производитель

Доля, руб.

Доля, упак.

БАД, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ НОРМАЛЬНОЙ МИКРОФЛОРЫ КИШЕЧНИКА

МАКСИЛАК

GENEXO

12,8%

7,5%

НОРМОБАКТ

POLPHARMA

10,1%

6,2%

ЛИНЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ

NOVARTIS

6,1%

3,0%

БАК-СЕТ

PHARMA-MED

6,1%

3,7%

БАКТИСТАТИН

КРАФТ

5,2%

3,0%

БАД, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

ОВЕСОЛ

ЭВАЛАР

6,31%

6,89%

ГЕПАТРИН

ЭВАЛАР

3,86%

2,63%

РАСТОРОПША

Разные производители

2,20%

8,78%

ЗДРАВУШКА

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. ПАСТЕРА

0,96%

4,62%

SOLGAR

SOLGAR VITAMIN AND HERB

0,40%

0,09%

БАД, УЛУЧШАЮЩИЕ ОБЩЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖКТ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЕТРОГОННЫЕ БАД

БЕЙБИ КАЛМ

HISUNIT LTD

2,47%

2,02%

УКРОПНАЯ ВОДА

КОРОЛЕВФАРМ

1,66%

2,13%

ОТРУБИ ЛИТО

БИОКОР

0,90%

3,62%

АНКИР-Б

ЭВАЛАР

0,89%

1,57%

ЗАКОФАЛЬК

DR.FALK PHARMA

0,89%

0,22%

БАД, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ И ИНТОКСИКАЦИЯХ

УГОЛЬ БЕЛЫЙ

Разные производители

1,67%

2,93%

ЛАКТО-СОРБИКУМ

ВОСТОК

1,20%

1,23%

ВАЙТСОРБ

ВИЛАР

0,57%

0,69%

ЗОСТЕРИН-УЛЬТРА

АКВАМИР

0,48%

0,29%

ЖИДКИЙ УГОЛЬ

ВНЕШТОРГ ФАРМА

0,36%

0,34%

БАД, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
И ФЕРМЕНТНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

ЛАКТАЗАР

ОТИСИФАРМ

1,17%

0,82%

ОРЛИКС

ВАЛЕНТА

0,23%

0,18%

АЛТАЙ

АЛТАЙСКИЙ КЕДР

0,06%

0,21%

СИЛА РОССИЙСКИХ ТРАВ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ФИТОЧАЕВ

0,04%

0,14%

ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР

ФИТЭРА

0,02%

0,06%