Обзор аптечных продаж БАД, действующих на пищеварительную систему
Маркетинговое агентство DSM Group
Биологически активные добавки, действующие на пищеварительную систему, представлены на рынке большим количеством препаратов, назначение которых довольно разнообразно: они могут использоваться при отравлениях, применяться для профилактики панкреатита, при заболеваниях мочевыводящих протоков и т.д.
Все это делает БАД, влияющие на пищеварение, одной из самых популярных групп БАД на российском аптечном рынке. В результате на долю этой группы приходится порядка 17% всех аптечных продаж БАД (по объему она занимает второе место после группы “БАД, действующие на организм в целом”).
В среднем в аптеках реализуется порядка 29 млн. упаковок БАД, действующих на пищеварительную систему. В 2015-2016 годах группа в стоимостном выражении росла заметно выше, чем рынок БАД в целом. Это позволило аптекам получить от продажи препаратов данной группы более 7,2 млрд. рублей. За 8 месяцев 2017 года динамика реализации этих БАД замедлилась, и пока показатель чуть менее 10%. Темпы роста продаж в упаковках отстают от темпов роста стоимостных показателей емкости потребления. Отметим, что в упаковках потребление в 2017 году снижается почти на 4% (Рис. 1).
В среднем одна упаковка БАД, действующих на пищеварительную систему, обходится потребителю в 277 рулей. За 8 месяцев 2017 год подорожание составило 11%. В 2016 году аналогичный показатель был на уровне 250 рублей. Препараты данной группы растут в цене быстрее, чем средневзвешенная стоимость упаковки БАД всех групп. В том числе это связано и с изменением структуры потребления в ценовом разрезе.
Наиболее популярны у потребителя препараты с ценой до 100 рублей – на их долю приходится 32% продаж. Но динамика данного ценового сегмента отрицательная – за 3 года его доля сократилась на 16%. В большей мере это связано со снижением таких БАД, как:
• “Уголь БАУ” – средняя стоимость упаковки менее 10 рублей, продажи сократились за 4 года с 4,8 млн. упаковок в 2014 году до 800 млн. за 8 месяцев 2017 года;
• “ОТРУБИ ЛИТО” – средняя стоимость упаковки около 70 рублей, продажи снизились за 4 года в 2 раза.
• Растительного сырья “Укроп”, “Пижма”, “Лен” и т.д.
Также снижается и доля сегмента БАД с ценой от 100 до 300 рублей. При этом растет потребление препаратов верного ценового сегмента с ценой от 300 рублей и выше (Рис. 2).
В стоимостном выражении почти 50% аптечной выручки приходится на ценовой сегмент 300-500 рублей. При этом за 3 года доля сегмента с ценой выше 500 руб-лей выросла с 17% до 28%. Такой динамике способствовало несколько факторов: переключение потребителя на более дорогостоящие позиции и вывод на рынок новинок в “высокий ценовой сегмент”. Так, например, появившаяся БАД “Бак-Сет” только в 2015 году, смогла занять уже 7 строчку рейтинга в натуральном выражении. При этом средняя стоимость упаковки составляет 460 рублей. “Бифистим Форте” выведен на рынок в 2016 году со средней ценой 300 рублей. Уже в 2017 году он на 13 месте по продажам в упаковках. Занявший 22 строчку рейтинга по стоимостному объему “Хелинорм” стоит в среднем 840 рублей.
Наиболее популярной формой БАД для пищеварения являются таблетки и капсулы, на их долю совокупно приходится порядка 54% всего объема продаж. На втором месте по объему продаж находятся препараты в виде “порошка для приготовления раствора внутрь” – доля 25%.
Так как назначение БАД, влияющих на пищеварение, различно, то интересно посмотреть структуру потребления данной группы в разрезе классификаторов по действию (Таблица 1).
Порядка 68% всего рассматриваемого сегмента занимают БАД, способствующие поддержанию и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника. Это такие популярные среди населения препараты, содержащие пробиотики, как “Максилак”, “Нормобакт” и др. Назначаемые и рекомендуемые зачастую как элемент восстановительной терапии после различных болезней, они довольно стабильно наращивают свои продажи. На втором месте по величине спроса с долей в 16% следуют БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря. Являющиеся порой альтернативой дорогим лекарственным гепатопротекторам, эти БАД довольно популярны в аптечной рознице. Здесь довольно уверенно себя чувствуют такие бренды как “Овесол”, “Гепатрин, “Расторопша”. На третьем месте по востребованности БАД, улучшающие общее функциональное состояние ЖКТ. В настоящий момент в аптеках чаще всего покупают препараты “Бейби Калм” и “Укропная вода”.
Таблица 1. Структура потребления БАД, влияющих на пищеварение по действию, 8М 2017 год
Категория по действию |
Доля, руб. |
Доля, упак. |
Количество |
БАД, способствующие поддержанию и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника |
67,5% |
40,4% |
93 |
БАД, применяемые при заболеваниях печени и желчного пузыря |
16,3% |
28,4% |
140 |
БАД, улучшающие общее функциональное состояние ЖКТ, |
8,9% |
19,4% |
110 |
БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях |
5,4% |
9,6% |
70 |
БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях и ферментной недостаточности поджелудочной железы |
1,6% |
1,6% |
22 |
БАД, применяемые при воспалительных заболеваниях желудка |
0,2% |
0,6% |
22 |
Противодиарейные и вяжущие БАД |
0,02% |
0,1% |
9 |
В целом же в аптеках сейчас можно найти около 400 брендов БАД, влияющих на пищеварение, которые производят 270 производителей. Больше всего на российском аптечном рынке представлено брендов компании “Эвалар” – она производит 24 препаратов рассматриваемой группы. Наиболее продаваемые “Овесол” и “Гепатрин” являются лидерами в своей категории.
На втором месте по представленности брендов “Компания ХОРСТ”, в портфеле которой большое количество различного растительного сырья.
Лидером же рынка по объему продаж в деньгах и упаковках по данным за 8 месяцев 2017 года является компания Genexo, которая является производителем пробиотика “Максилак” (Таблица 2).
Таблица 2. Ключевые бренды БАД, влияющие на пищеварение по ведущим категориям
Бренд |
Производитель |
Доля, руб. |
Доля, упак. |
БАД, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ НОРМАЛЬНОЙ МИКРОФЛОРЫ КИШЕЧНИКА |
|||
МАКСИЛАК |
GENEXO |
12,8% |
7,5% |
НОРМОБАКТ |
POLPHARMA |
10,1% |
6,2% |
ЛИНЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ |
NOVARTIS |
6,1% |
3,0% |
БАК-СЕТ |
PHARMA-MED |
6,1% |
3,7% |
БАКТИСТАТИН |
КРАФТ |
5,2% |
3,0% |
БАД, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ |
|||
ОВЕСОЛ |
ЭВАЛАР |
6,31% |
6,89% |
ГЕПАТРИН |
ЭВАЛАР |
3,86% |
2,63% |
РАСТОРОПША |
Разные производители |
2,20% |
8,78% |
ЗДРАВУШКА |
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ |
0,96% |
4,62% |
SOLGAR |
SOLGAR VITAMIN AND HERB |
0,40% |
0,09% |
БАД, УЛУЧШАЮЩИЕ ОБЩЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖКТ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЕТРОГОННЫЕ БАД |
|||
БЕЙБИ КАЛМ |
HISUNIT LTD |
2,47% |
2,02% |
УКРОПНАЯ ВОДА |
КОРОЛЕВФАРМ |
1,66% |
2,13% |
ОТРУБИ ЛИТО |
БИОКОР |
0,90% |
3,62% |
АНКИР-Б |
ЭВАЛАР |
0,89% |
1,57% |
ЗАКОФАЛЬК |
DR.FALK PHARMA |
0,89% |
0,22% |
БАД, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ И ИНТОКСИКАЦИЯХ |
|||
УГОЛЬ БЕЛЫЙ |
Разные производители |
1,67% |
2,93% |
ЛАКТО-СОРБИКУМ |
ВОСТОК |
1,20% |
1,23% |
ВАЙТСОРБ |
ВИЛАР |
0,57% |
0,69% |
ЗОСТЕРИН-УЛЬТРА |
АКВАМИР |
0,48% |
0,29% |
ЖИДКИЙ УГОЛЬ |
ВНЕШТОРГ ФАРМА |
0,36% |
0,34% |
БАД, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ |
|||
ЛАКТАЗАР |
ОТИСИФАРМ |
1,17% |
0,82% |
ОРЛИКС |
ВАЛЕНТА |
0,23% |
0,18% |
АЛТАЙ |
АЛТАЙСКИЙ КЕДР |
0,06% |
0,21% |
СИЛА РОССИЙСКИХ ТРАВ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ФИТОЧАЕВ |
0,04% |
0,14% |
ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР |
ФИТЭРА |
0,02% |
0,06% |