"Российский рынок БАД" №2(11) 2017

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж БАД для нормализации обмена веществ

Маркетинговое агентство DSM Group

(В данный обзор вошли БАД, влияющие в большей мере на ускорение метаболизма, торможение усвоения жиров, подавление аппетита и т д.)

Организм человека – точно настроенная система, работу которой обеспечивает обмен веществ. Для ее работы необходимо правильное сочетание белков, жиров, аминокислот, углеводов, витаминов, микроэлементов, поступающих в организм. Нарушение обмена веществ может произойти по разным причинам, в числе которых плохая экология, малоподвижный образ жизни, нарушение питания, стресс, плохой сон. На фоне таких раздражителей возникаем масса проблем, поэтому и появляется острая необходимость в помощниках, которые смогут заставить работать организм человека, как часы. БАД для нормализации обмена веществ позволяет привести в порядок данный процесс.

Отеки, изменение веса, как в сторону увеличения, так и уменьшения, изменение кожного покрова, нарушение аппетита, ломкость волос, проблемы с деснами и зубами – основные симптомы, которые могут свидетельствовать о проблеме с обменом веществ и необходимости приема БАД.

По данным ЗАО “ДСМ Группа” (DSM Group), за 2016 год покупателями в аптеках было приобретено 1,5 миллиона упаковок БАД для улучшения обмена веществ на общую сумму 866 млн. руб.
в ценах реализации аптек. С 2015 года наблюдается резкий спад популярности
данных средств (­42% в 2015 году и – 16,4% в 2016 г.) В натуральном выражении падение также существенно, однако менее значительно: ­31,2% и ­13,1% в 2015 и 2016 годах соответственно. В связи с этим можно говорить о частичном переключении потребителей на более дешевые аналоги. И это действительно так. Помимо сокращения объемов реализации БАД в 2015 году было отмечено и резкое снижение средней цены одной упаковки биодобавки для улучшения обмена веществ (­15,6% к показателю 2014 года). В 2016 году средневзвешенная стоимость одной упаковки БАД для нормализации обмена веществ составила 576 рублей (Рис. 1).

Представленные в аптеках БАД данной конкурентной группы находятся в высоком ценовом сегменте. Поэтому почти 80% дохода аптекам приносят БАД с ценой свыше 500 рублей. При этом на рынке присутствуют средства, цена которых значительно превышает 2000 рублей. Например, “ФАЙН L­КАРНИТИН
С КОЭНЗИМ Q10 № 100” (производитель FINE CO. LTD) имеет цену 10 600 рублей. В натуральном же выражении структура рынка несколько иная: практически одинаковой популярностью пользуются биодобавки всех ценовых категий, однако максимальный спрос также отмечен на дорогостоящие средства (Рис. 2).

Подавляющая доля БАД для нормализации обмена веществ, реализуемых на рынке, являются отечественного происхождения (75,5% в стоимостном и 83,8% в натуральном выражении). Импортные средства заняли менее четверти рынка. Стоимость российских БАД (518 рублей за упаковку) ниже цены иностранных (874 рубля), что традиционно для отечественного фармацевтического рынка. Также можно отметить сокращение реализации в упаковках в 2016 году к 2015 г., как отечественных, так и импортных БАД. Падение средств импортных производителей значительно больше: ­27,4% и ­9,7% соответственно, при этом в рублях падение также выше у БАД зарубежного производства: ­25,2% против ­13,1% у импортных (Рис. 3).

Рынок БАД, способствующих нормализации обмена веществ, высоко концентрирован: 84% объема продаж приходятся на 10 компаний­лидеров рынка. Тройка лидеров остается неизменной на протяжении многих лет. Безусловным лидером стала компания “В­МИН”, которая занимает 27,7% рынка в стоимостном выражении и 14,5% в натуральном. Данной компании удалось значительно нарастить объемы продаваемой продукции: количество реализованных упаковок БАД увеличилось на 85%, что в денежном выражении составило 141,5% прироста. Компания представляет на рынке линейку “Модельформ”, которая влияет не только на классический набор причин лишнего веса, но и способствует улучшению работы желудка и кишечника в зависимости от возрастных особенностей.

На втором и третьем месте находятся компании “Полярис” и “Эвалар”. На данный процесс значительно повлияло падение объемов продаж в стоимостном выражении: ­56,2% и ­1,1% соответственно, чем в свою очередь и воспользовалась компания В­МИН.

Компания “Полярис” реализует на рынке бренд “Редуксин Лайт”. Заметим, что в 2014 году линейка расширилась: в аптеках был представлен “Редуксин Лайт Усиленная Формула”. Но это не повлияло на динамику продаж компании.

Фирма “Эвалар” производит наибольшее количество позиций, относящихся к данной группе БАД – в 2016 году в аптеках продавалось 11 брендов. Наиболее популярными являются “ТРОПИКАНА СЛИМ”, “ХИТОЗАН­ЭВАЛАР” и “Гарциния”.

7 компаний рейтинга показали снижение объемов продаж. Наибольшее падение наблюдалось у компаний Полярис (­56,2%) и Richard Bittner (­55,0%) (Таблица 1).

Таблица 1. TOП­10 производителей БАД для нормализации обмена веществ.

Рейтинг

Фирма-производитель

Стоимостной объем продаж, руб., %

Натуральный объем продаж, уп., %

2015 г.

2016 г.

Доля

2016 г.

Прирост

2015/2016

Доля

2016 г.

Прирост

2015/2016

3

1

В-МИН

27,7%

141,5%

14,5%

85,0%

1

2

ПОЛЯРИС

19,6%

-56,2%

5,3%

-58,7%

2

3

ЭВАЛАР

14,6%

-1,1%

22,7%

4,4%

5

4

PHARMA-MED

5,9%

7,6%

3,4%

5,6%

6

5

ЛЕОВИТ НУТРИО

4,0%

-7,2%

6,5%

-0,2%

8

6

П.ДЖ. САРИ СЕХАТ

3,2%

-16,9%

2,0%

-24,1%

4

7

RICHARD BITTNER

2,7%

-55,0%

0,7%

-57,3%

13

8

SOLGAR

2,6%

75,1%

0,6%

33,8%

9

9

ПЕКИНСКИЙ ЦЕНТР ПРОДАЖИ
ЖУЙДЭМЭН ЧАЯ

2,3%

-38,8%

1,1%

-44,5%

11

10

ДИОД

1,6%

-27,7%

1,5%

-38,6%

Общая доля ТОП-10

84,26%

58,4%

Изменения в рейтинге лидирующих на рынке брендов более существенные. Уступил лидирующую позицию бренд “Редуксин Лайт” (­56,2%), что позволило “Модельформ” вырваться на первое место, значительно нарастив объем реализации (+141,7%). Бренд “Фитомуцил”, занимавший в 2015 году шестое
место, поднялся на третью строчку рейтинга 2016 года, что обусловлено значительным ростом объема продаж, как в стоимостном (+23,4%), так и в натуральном выражении (+24,2%). Это повлияло на положение бренда “Тропикана Слим”: ­1 позиция в рейтинге. При этом, в рейтинге появились новички: бренд “Гарциния” (ранее занимал 11 место), который поднялся на 7 позицию, показав небольшой рост продаж (+2,1% в рублях), и бренд Solgar (14 позиция в 2015 году против 10 в 2016 году). Рейтинг покинули бренды Элавия и Жуйдэмэн (Таблица 2).

Таблица 2. TOП­10 брендов БАД для нормализации обмена веществ.

Рейтинг

Бренд

Стоимостной объем продаж, руб., %

Натуральный объем продаж, уп., %

2015 г.

2016 г.

Доля

2016 г.

Прирост

2015/2016

Доля

2016 г.

Прирост

2015/2016

2

1

МОДЕЛЬФОРМ

27,7%

141,7%

14,5%

85,3%

1

2

РЕДУКСИН ЛАЙТ

19,6%

-56,2%

5,3%

-58,7%

6

3

ФИТОМУЦИЛ

5,0%

23,4%

2,8%

24,2%

3

4

ТРОПИКАНА СЛИМ

4,2%

-36,9%

2,8%

-38,2%

5

5

ХУДЕЕМ ЗА НЕДЕЛЮ

3,9%

-6,9%

6,2%

-3,5%

10

6

ХИТОЗАН-ЭВАЛАР

3,4%

-6,9%

5,0%

-18,6%

11

7

ГАРЦИНИЯ

3,3%

2,1%

5,2%

-15,4%

8

8

ИДЕАЛ

3,2%

-16,9%

2,0%

-24,1%

4

9

XL S

2,7%

-55,0%

0,7%

-57,3%

14

10

SOLGAR

2,6%

75,1%

0,6%

33,8%

Общая доля ТОП-10

75,6%

45,1%