Обзор аптечных продаж БАД, способствующих похудению и поддержанию веса
Маркетинговое агентство DSM Group
(В данный обзор вошли БАД, в состав которых входит сенна, крушина, и различные мочегонные компоненты. То есть БАД, оказывающие слабительное и диуретическое действие.)
Избыточный вес и ожирение – достаточно серьезные заболевания, которыми страдают значительное число людей. Основными причинами данных болезней являются сидячая работа, неправильное питание, вредные привычки, наследственность и стрессы. В России основной рост заболеваемости начался в “нулевых” годах, в результате чего в 2016 году ожирение было диагностировано у 26% граждан старше 15 лет (против 11% в 2002 году). Однако многие недооценивают ожирение и не придают данной проблеме большого внимания. Россияне упускают из вида тот факт, что лишний вес – одна из основных причин роста заболеваемости сердечнососудистыми, онкологическими и эндокринными болезнями. По данным ВОЗ, в мире от последствий ожирения и избыточного веса ежегодно умирает большее число людей, чем от последствий аномально низкой массы тела.
Хотя обеспокоенность по поводу излишнего веса появляется у многих людей при наступлении теплого сезона. Пик продаж БАД для похудения как в стоимостном, так и в натуральном выражении приходится на мартмай – пора подготовки к летнему периоду и сезону отпусков (Рис. 1).
В целом БАД для похудения занимают 3,3% от продаж всей группы БАД в аптеках. Объем продаж данных препаратов составляет 1,4 млрд. руб. или около 6 млн. упаковок.
В последние годы наблюдается резкое падение продаж БАД, применяемых для снижения веса. Самое значительное падение популярности данных средств отмечено в 2015 году (23,0% в рублях и 25,9% в упаковках). В 2016 году падение было чуть менее значительным: 0,9% в стоимостном и 10,9% в натуральном выражении (Рис. 2).
Продаваемые БАД в аптеках в большей мере представлены отечественными производителями. В стоимостном выражении доля отечественных БАД составляет около 88% рынка конкурентной группы. Также российские средства для снижения веса преобладают и в натуральном выражении – 79,4%. Заметим, что в 2016 году доля отечественных биодобавок увеличилась в рублях на 1,4%, а в упаковках осталась на уровне 2015 года. В 2016 году рост продаж (+0,7%) показали только отечественные БАД в стоимостном выражении. В натуральном выражении продажи как отечественных, так и импортных биодобавок сократились почти на 11%. Средняя стоимость упаковки отечественного средства для избавления от лишнего веса в 2016 г. составила 260 руб. Цена импортного БАД была ниже (141 рубль в розничных ценах аптек), что нестандартно
для отечественного коммерческого рынка РФ.
БАД, применяемые для снижения веса, можно отнести к товарам средней ценовой категории: в 2016 г. 50% покупок приходилось на сегмент “до 150 руб.”, 44% – “от 150 до 500 руб.”. Стоит отметить, что в сегменте с ценой ниже 50 рублей, БАД практически не представлены. Одна упаковка средства для похудения обошлась покупателю в 2016 году в 304 рубля, что на 4,3% больше, чем в предыдущем периоде (Рис. 3).
В основном в аптеках продаются различные чаи и чайные напитки, которые представляют группу БАД для похудения. На втором месте по популярности таблетки и капсулы. Относительно новая лекарственная форма “батончик” в 2016 году заняла третью строчку в стоимостном объеме.
В 2016 году в аптеках страны продавалось 45 брендов БАД для похудения. Наиболее популярным средством от лишнего веса 2016 года и в стоимостном, и в натуральном выражении стал продукт компании Эвалар бренд “Турбослим”, который занимает 80,1% и 59,4% рынка соответственно, сильно обгоняя другие линейки БАД. Покупатели могли сделать выбор среди 20 различных наименований, которые производятся в форме батончиков, чая, таблеток, капсул, саше, порошка для разведения и др. Наиболее популярными у покупателей
в 2016 году стали “Турбослим Батончик Белковый Диетический 50 г № 1” (27,0% продаж бренда “Турбослим” в натуральном выражении), “Турбослим Очищение Чай № 20” (14,7%), “ТурбослимНочь Таблетки 300 мг № 30” (12,7%).
На втором месте стоимостного рейтинге расположился бренд “Летящая ласточка” (производитель “Пекинская компания по производству оздоровительных чаев”), приносящая 7,1% прибыли аптекам. Однако популярность данного бренда несколько снизилась по сравнению с уровнем прошлых лет. Только в 2015 году продажи сократились на 11,7% в рублях и на 31,7% в упаковках, а по сравнению с уровнем продаж в 2012 году покупатель потратил меньше на данную БАД в 4,5 раза. Бренд представлен 15 торговыми наименованиями, наиболее популярным из которых является “Летящая Ласточка Экстра Чай 3 г № 20” (61,4% натурального объема продаж данного бренда через аптеки).
“Похудей Для Здоровья Людей” (производитель “Цэрера ТД”) с долей рынка 10,9% занимает третью строчку стоимостного рейтинга, но вторую строчку рейтинга по натуральным объемам реализации. Средняя цена данного бренда в 2016 году находится на уровне 78 рублей за упаковку.
Замыкает тройку лидеров по натуральным объемам бренд “ГринСлим Ти” (9,9% натурального объема рынка) с ценой чуть выше 82 рублей (Таблица 1).
Рейтинг |
Бренд |
Стоимостной объем продаж, руб., % |
Натуральный объем продаж, уп., % |
|||
2015 г. |
2016 г. |
Доля 2016 г. |
Прирост 2015/2016 |
Доля 2016 г. |
Прирост 2015/2016 |
|
1 |
1 |
ТУРБОСЛИМ |
80,1% |
0,6% |
59,4% |
-11,8% |
2 |
2 |
ЛЕТЯЩАЯ ЛАСТОЧКА |
7,1% |
-11,7% |
6,2% |
-31,7% |
3 |
3 |
ПОХУДЕЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ |
3,6% |
2,9% |
10,9% |
-4,1% |
4 |
4 |
ГРИН-СЛИМ ТИ |
3,5% |
16,5% |
9,9% |
11,9% |
5 |
5 |
СУПЕР-СЛИМ |
1,3% |
3,1% |
3,8% |
-1,7% |
7 |
6 |
САНТИМИН |
1,3% |
19,6% |
3,0% |
-1,1% |
9 |
7 |
АЛТАЙ |
0,8% |
46,6% |
2,3% |
33,1% |
8 |
8 |
ПОХУДЕЙ ПЛЮС СТРОЙНАЯ ФИГУРА |
0,7% |
-16,5% |
1,2% |
-34,6% |
10 |
9 |
СИБИРСКАЯ ЛАСТОЧКА ЭКСТРА |
0,4% |
-28,1% |
0,7% |
-39,4% |
11 |
10 |
СИБИРСКАЯ ЛАСТОЧКА |
0,3% |
-0,4% |
0,7% |
-7,6% |
Общая доля ТОП-10 |
99,1% |
98,2% |