"Российский рынок БАД" №2(11) 2017

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж БАД, способствующих похудению и поддержанию веса

Маркетинговое агентство DSM Group

(В данный обзор вошли БАД, в состав которых входит сенна, крушина, и различные мочегонные компоненты. То есть БАД, оказывающие слабительное и диуретическое действие.)

Избыточный вес и ожирение – достаточно серьезные заболевания, которыми страдают значительное число людей. Основными причинами данных болезней являются сидячая работа, неправильное питание, вредные привычки, наследственность и стрессы. В России основной рост заболеваемости начался в “нулевых” годах, в результате чего в 2016 году ожирение было диагностировано у 26% граждан старше 15 лет (против 11% в 2002 году). Однако многие недооценивают ожирение и не придают данной проблеме большого внимания. Россияне упускают из вида тот факт, что лишний вес – одна из основных причин роста заболеваемости сердечно­сосудистыми, онкологическими и эндокринными болезнями. По данным ВОЗ, в мире от последствий ожирения и избыточного веса ежегодно умирает большее число людей, чем от последствий аномально низкой массы тела.

Хотя обеспокоенность по поводу излишнего веса появляется у многих людей при наступлении теплого сезона. Пик продаж БАД для похудения как в стоимостном, так и в натуральном выражении приходится на март­май – пора подготовки к летнему периоду и сезону отпусков (Рис. 1).

В целом БАД для похудения занимают 3,3% от продаж всей группы БАД в аптеках. Объем продаж данных препаратов составляет 1,4 млрд. руб. или около 6 млн. упаковок.

В последние годы наблюдается резкое падение продаж БАД, применяемых для снижения веса. Самое значительное падение популярности данных средств отмечено в 2015 году (­23,0% в рублях и ­25,9% в упаковках). В 2016 году падение было чуть менее значительным: ­0,9% в стоимостном и ­10,9% в натуральном выражении (Рис. 2).

Продаваемые БАД в аптеках в большей мере представлены отечественными производителями. В стоимостном выражении доля отечественных БАД составляет около 88% рынка конкурентной группы. Также российские средства для снижения веса преобладают и в натуральном выражении – 79,4%. Заметим, что в 2016 году доля отечественных биодобавок увеличилась в рублях на 1,4%, а в упаковках осталась на уровне 2015 года. В 2016 году рост продаж (+0,7%) показали только отечественные БАД в стоимостном выражении. В натуральном выражении продажи как отечественных, так и импортных биодобавок сократились почти на 11%. Средняя стоимость упаковки отечественного средства для избавления от лишнего веса в 2016 г. составила 260 руб. Цена импортного БАД была ниже (141 рубль в розничных ценах аптек), что нестандартно
для отечественного коммерческого рынка РФ.

БАД, применяемые для снижения веса, можно отнести к товарам средней ценовой категории: в 2016 г. 50% покупок приходилось на сегмент “до 150 руб.”, 44% – “от 150 до 500 руб.”. Стоит отметить, что в сегменте с ценой ниже 50 рублей, БАД практически не представлены. Одна упаковка средства для похудения обошлась покупателю в 2016 году в 304 рубля, что на 4,3% больше, чем в предыдущем периоде (Рис. 3).

В основном в аптеках продаются различные чаи и чайные напитки, которые представляют группу БАД для похудения. На втором месте по популярности таблетки и капсулы. Относительно новая лекарственная форма “батончик” в 2016 году заняла третью строчку в стоимостном объеме.

В 2016 году в аптеках страны продавалось 45 брендов БАД для похудения. Наиболее популярным средством от лишнего веса 2016 года и в стоимостном, и в натуральном выражении стал продукт компании Эвалар бренд “Турбо­слим”, который занимает 80,1% и 59,4% рынка соответственно, сильно обгоняя другие линейки БАД. Покупатели могли сделать выбор среди 20 различных наименований, которые производятся в форме батончиков, чая, таблеток, капсул, саше, порошка для разведения и др. Наиболее популярными у покупателей
в 2016 году стали “Турбослим Батончик Белковый Диетический 50 г № 1” (27,0% продаж бренда “Турбослим” в натуральном выражении), “Турбослим Очищение Чай № 20” (14,7%), “Турбослим­Ночь Таблетки 300 мг № 30” (12,7%).

На втором месте стоимостного рейтинге расположился бренд “Летящая ласточка” (производитель “Пекинская компания по производству оздоровительных чаев”), приносящая 7,1% прибыли аптекам. Однако популярность данного бренда несколько снизилась по сравнению с уровнем прошлых лет. Только в 2015 году продажи сократились на ­11,7% в рублях и на ­31,7% в упаковках, а по сравнению с уровнем продаж в 2012 году покупатель потратил меньше на данную БАД в 4,5 раза. Бренд представлен 15 торговыми наименованиями, наиболее популярным из которых является “Летящая Ласточка Экстра Чай 3 г № 20” (61,4% натурального объема продаж данного бренда через аптеки).

“Похудей Для Здоровья Людей” (производитель “Цэрера ТД”) с долей рынка 10,9% занимает третью строчку стоимостного рейтинга, но вторую строчку рейтинга по натуральным объемам реализации. Средняя цена данного бренда в 2016 году находится на уровне 78 рублей за упаковку.

Замыкает тройку лидеров по натуральным объемам бренд “Грин­Слим Ти” (9,9% натурального объема рынка) с ценой чуть выше 82 рублей (Таблица 1).

Рейтинг

Бренд

Стоимостной объем продаж, руб., %

Натуральный объем продаж, уп., %

2015 г.

2016 г.

Доля

2016 г.

Прирост

2015/2016

Доля

2016 г.

Прирост

2015/2016

1

1

ТУРБОСЛИМ

80,1%

0,6%

59,4%

-11,8%

2

2

ЛЕТЯЩАЯ ЛАСТОЧКА

7,1%

-11,7%

6,2%

-31,7%

3

3

ПОХУДЕЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ

3,6%

2,9%

10,9%

-4,1%

4

4

ГРИН-СЛИМ ТИ

3,5%

16,5%

9,9%

11,9%

5

5

СУПЕР-СЛИМ

1,3%

3,1%

3,8%

-1,7%

7

6

САНТИМИН

1,3%

19,6%

3,0%

-1,1%

9

7

АЛТАЙ

0,8%

46,6%

2,3%

33,1%

8

8

ПОХУДЕЙ ПЛЮС СТРОЙНАЯ ФИГУРА

0,7%

-16,5%

1,2%

-34,6%

10

9

СИБИРСКАЯ ЛАСТОЧКА ЭКСТРА

0,4%

-28,1%

0,7%

-39,4%

11

10

СИБИРСКАЯ ЛАСТОЧКА

0,3%

-0,4%

0,7%

-7,6%

Общая доля ТОП-10

99,1%

98,2%