"Российский рынок БАД" №3(8) 2016

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор аптечных продаж БАД при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата

Маркетинговое агентство DSM Group

Одной из самых частых причин обращения к врачу являются заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА), которые могут возникать как из-за внутренних сбоев, так и вследствие полученных травм. Заболевания опорно-двигательного аппарата можно подразделить на травматические, воспалительные, дистрофические и диспластические. Среди всех болезней суставов и позвоночника преобладают патологии дегенеративно-дистрофического характера, такие как остеохондроз и артрозы. Эти заболевания приводят к значительному ухудшению качества жизни и являются серьезной социально-экономической проблемой. Для лечения данных заболеваний используются как средства для конструктивной терапии, способствующие улучшению функций опорно-двигательного аппарата, так и симптоматические средства, облегчающие течение заболевания. Чтобы снизить риск образования заболеваний опорно-двигательного аппарата, можно принимать специальные БАДы. БАД не являются лекарствами и чаще всего используются в качестве профилактики или в рамках комплексной терапии.

В настоящее время в аптеках России представлено большое количество БАД, применяемых при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата: за 2016 год было реализовано порядка 240 SKU, которые объединяются в 118 брендов и производятся 108 производителями. Доля рассматриваемых БАД в общих продажах всех биологически активных добавок составляет 2,9% в стоимостном выражении и около 1,2% в натуральном.

В последние годы описываемая группа БАД растет в среднем на 14% в год в рублях, при этом в упаковках в последние 4 года наблюдается снижение потребления. В целом в 2015 году БАД, применяемых при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, было продано 3,3 млн. упаковок на сумму 791 млн. руб. (в ценах закупки аптек с НДС). За первые 8 месяцев 2016 года наблюдается замедление темпов роста группы (График 1).

Рассматриваемые БАД имеют довольно высокую стоимость упаковки. Так, если по рынку в целом одна упаковка БАД стоит для покупателя порядка 160 рублей, то БАД, применяемые при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, в среднем за 2016 год имели стоимость 360 рублей. Причем за последние 6 лет стоимость данной группы БАД заметно выросла: в 2010 году одна упаковка в среднем стоила 140 рублей, в 2013 году – уже 220 рублей. Высокая стоимость БАД в этой группе объясняется еще и особенностями потребления: комплексы рассчитаны на длительный и регулярный (иногда и многократный в день) прием. В одной банке может быть 100 и более таблеток. Максимальная упаковка включает в себя 545 таблеток – это ФАЙН ГЛЮКОЗАМИН И ХОНДРОИТИН ТАБЛЕТКИ № 545 со средней ценой около 8000 рублей. Наиболее популярные упаковки № 30 (27% в натуральном выражении) и № 80 (13%). Отметим, что с влиянием кризисных явлений и замедлением темпов роста доля “больших” упаковок сокращается (График 2).

Динамика продаж БАД, применяемых при заболеваниях ОДА, отличается определенной сезонностью. Наибольший пик продаж приходится на осенний и весенний периоды, когда в связи с холодной и сырой погодой заболевания опорно-двигательного аппарата обостряются (График 3).

БАД, реализуемые в аптеках России, преимущественно имеют отечественное происхождение. Описываемая группа не исключение. По итогам 8 месяцев доля отечественных БАД, применяемых при заболеваниях ОДА, составила 80% в упаковках. Но за счет более низкой цены в стоимостном выражении между импортными и отечественными БАД рынок поделен практически поровну. Покупатель в аптеке приобретает БАД отечественного производства за 240 рублей, тогда как одна упаковка импортного происхождения обходится ему в 860 рублей. Наиболее интересным представляется динамика соотношения БАД различного происхождения. Если еще 6 лет назад доля импортных препаратов составляла 6% в упаковках, то за этот период она выросла более чем в 3 раза (График 4).

Такой рост импортных препаратов обусловлен усилением позиций следующих производителей: Valeant, Vitar, Solgar Vitamin And Herb, продажи которых за последние 6 лет увеличились в разы.

Valeant, получивший позиции БАД при покупке производителей “Экомир” и “NaturProduct”, активно продвигает их на рынке. В его портфеле в настоящий момент 2 бренда, относящихся к БАД, применяемых при заболеваниях ОДА, – это “БОРАБОРА” и “ГЛЮКОЗАМИН МАКСИМУМ”, причем последний начал реализовываться в аптеках только в 2011 году, но в настоящий момент занимает 2 строчку в рейтинге по стоимостному объему.

Компания Vitar активно продвигает на нашем рынке бренд “СТОПАРТРИТ” с 2014 года. В результате продажи этой БАД превысили 55 млн. рублей за 8 месяцев 2016 года, тогда как еще в 2013 году реализация была менее 100 тыс. рублей.

Производитель Solgar Vitamin And Herb в России имеет широкую линейку одноименных препаратов “SOLGAR”, в составе которой есть и БАД, относящаяся к описываемой группе – SOLGAR ГЛЮКОЗАМИН–ХОНДРОИТИН. В 2012 году компания расширила список наименований, относящихся к данному бренду. И препарат “SOLGAR ГЛЮКОЗАМИН-ХОНДРОИТИН КОМПЛЕКС ТАБЛЕТКИ № 60” стал популярным у потребителя, за счет этого продажи компании за 5 лет выросли в 11 раз (Таблица 1).

При этом на первых позициях остаются БАД российских заводов: “Эвалар”, “Риа Панда”. “Эвалар” на протяжении многих лет является лидером данной группы с долей 26-27% в рублях и 30-31% в упаковках. В портфеле данного производителя 9 брендов, которые выпускаются в 20 различных формах выпуска. Наиболее востребованной является БАД “ХОНДА”, которая занимает 57% стоимостного объема реализации производителя в данной группе.

“Риа Панда” представляет на рынке 5 брендов БАД, применяемых при заболеваниях ОДА. Чаще всего в аптеках покупают “ФУЛФЛЕКС” и “АРТРОЦИН”, производимые этой компанией.

В рейтинге по упаковкам представлено больше отечественных производителей, так, например, дополнительно можно отметить компании “Реалкапс”, “ДИОД”, которые не попали в рейтинг по стоимостному объему.

Рынок БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА, отличается высокой концентрацией. На ТОП-20 брендов приходится 90% объема как в рублях, так и в упаковках (Таблица 2).

Подводя итог, следует отметить, что рынок БАД, применяемых при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, растет в рублях, но падает в упаковках. Отмечается снижение продаж отечественных БАД в пользу импортных. Цены на БАД импортного производства выше, чем на отечественные. В дальнейшем перспективы у данного сегмента – к положительному росту, так как востребованность этих БАД очень высокая.

Таблица 1. ТОП-10 производителей БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА, за январь-август 2016 года

Производитель

Доля, руб.

ЭВАЛАР

27,9%

VALEANT

10,6%

РИА ПАНДА

9,9%

VITAR

9,8%

SOLGAR VITAMIN AND HERB

5,8%

ORLING

5,7%

QUEISSER PHARMA

4,3%

ФАРМАКОР ПРОДАКШН

3,7%

KOELBEL PRODUKTFORSCHUNG

3,2%

КОМФОРТ КОМПЛЕКС

2,9%

 

Производитель

Доля, упак.

ЭВАЛАР

31,4%

РИА ПАНДА

9,9%

КОМФОРТ КОМПЛЕКС

8,3%

РЕАЛКАПС

7,1%

VALEANT

6,9%

VITAR

4,7%

ДИОД

4,3%

ФАРМАКОР ПРОДАКШН

3,6%

QUEISSER PHARMA

3,4%

АЛСУ

2,9%

Таблица 2. ТОП-20 брендов БАД, применяемых при нарушениях функций ОДА, в стоимостном объеме

Бренд

8М 2016 г.

ХОНДА

16,4%

ГЛЮКОЗАМИН МАКСИМУМ

10,3%

СТОПАРТРИТ

9,8%

ГОРНЫЙ КАЛЬЦИЙ

8,2%

SOLGAR

5,8%

ГЕЛАДРИНК

5,7%

ФУЛФЛЕКС

5,5%

ДОППЕЛЬГЕРЦ

4,3%

ГЛЮКОЗАМИН ХОНДРОИТИН

3,7%

АРТРОЦИН

3,6%

ГЕЛЕНК НАРУНГ

3,2%

КАЛЬЦИД

2,9%

АРТРО-АКТИВ

2,5%

ИНОЛТРА

1,6%

САБЕЛЬНИК-ЭВАЛАР

1,6%

КОЛЛАГЕН УЛЬТРА

1,1%

ЖАБИЙ КАМЕНЬ

1,1%

БАРСУЧИЙ ЖИР

0,9%

ПРОТЕКТА

0,9%

ОРТОМОЛЬ

0,7%

 

Бренд

2016

ГОРНЫЙ КАЛЬЦИЙ

13,2%

ХОНДА

10,8%

КАЛЬЦИД

8,3%

ЖАБИЙ КАМЕНЬ

7,1%

ГЛЮКОЗАМИН МАКСИМУМ

6,7%

ФУЛФЛЕКС

4,8%

СТОПАРТРИТ

4,7%

АРТРО-АКТИВ

4,3%

АРТРОЦИН

3,7%

САБЕЛЬНИК-ЭВАЛАР

3,5%

ГЛЮКОЗАМИН ХОНДРОИТИН

3,4%

ДОППЕЛЬГЕРЦ

3,4%

РЕЛИКТОВЫЕ ТРАВЫ АЛТАЯ

3,0%

САБЕЛЬНИК

2,6%

БАРСУЧИЙ ЖИР

2,4%

АЛТАЙСКИЕ ТРАВЫ

1,7%

КОЛЛАГЕН УЛЬТРА

1,5%

ФИТОКОМ

1,4%

ПРИРОДНЫЙ ЛЕКАРЬ

1,2%

ХОНДРОНОРМ

1,1%