"Российский рынок БАД" №2(7) 2016

ЛИСТАТЬ ИЗДАНИЕ (PDF-ВЬЮВЕР)

СКАЧАТЬ ИЗДАНИЕ ЦЕЛИКОМ (PDF)

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

БАД в минусе. Итоги 1 квартала 2016 года

Маркетинговое агентство DSM Group

С середины 2015 года мы наблюдаем, как влияет экономический кризис на уровень продаж биологически активных добавок в условиях российского рынка. В последние годы рынок БАД рос довольно высокими темпами, в среднем на 12-14% в год. В 2015 году положительная динамика роста сохранилась, но темпы роста снизились, что является следствием кризисных явлений. По данным за 2015 год, объем продаж БАД в аптеках вырос только на 6%. Основное замедление продаж как в денежном, так и в натуральном выражении пришлось на 4 квартал 2015 года, когда динамика была даже отрицательная к аналогичному периоду 2014 года. Совокупно за 3 последних месяца 2015 года продажи БАД упали на 11% в рублях и на 17% в упаковках (Рис. 1).

В 2016 года отрицательная тенденция сохраняется. Продажи БАД сократились на 15,7% в рублях и на 15,4% в упаковках.

В результате за 1 квартал 2016 года в аптеках России было продано биологически активных добавок на сумму 10,3 млрд. руб., что составило 66 млн. упаковок. В среднем одна упаковка БАД обошлась потребителю в 156 рублей. Примечательно, что средневзвешенная цена в 2016 году осталась на уровне 1 квартала 2015 года (Рис. 2).

В целом потребитель чаще всего покупает БАД с ценой ниже 50 руб. (на долю данного сегмента приходится 47% объема продаж БАД). При этом аптеки основную выручку делают на позициях с ценой от 150 руб. до 500 руб. (доля в стоимостном объеме составляет 43%). В 1 квартале сильнее всего сократились продажи дорогостоящих БАД (с ценой свыше 500 рублей). Оборот по таким позициям упал на 20%, тогда как уменьшение продаж БАД с ценой менее 50 руб. составило всего 3%. Отметим, что в упаковках потребительский спрос сократился по всем ценовым сегментам в среднем от -13% до -17% (Рис. 3).

БАД позиционируются производителями как средства для профилактики различных заболеваний. Рейтинг продаж БАД в соответствии с разделами классификатора представлен в Таблице 1. Как видно из таблицы, единственная группа, объемы продаж которой не сокращаются к уровню 1 квартал 2015 года, – это группа “[V] БАД, действующие на организм в целом”. В состав данной группы входят витаминные и общеукрепляющие препараты. За счет небольшого роста на фоне “всеобщего падения” доля группы увеличилась до 31%, тогда как по итогам 2015 года занимала 25%. Драйвером такой тенденции являются продажи лидера в данной группе линейки витаминов “ВИТАМИШКИ”, которые как в рублях, так и в упаковках показали рост. Также отметим, что растут такие линейки витаминных комплексов, как “ЮНИВИТ”, “НАТУРИНО”, препараты, содержащие витамин С, “ЦИТРОДЖЕКС”, “АСКОРБИНКА ФОРТЕ”. Увеличение продаж этих позиций в большей мере объясняется сезонным фактором и желанием “поддержать организм” в период высокой вероятности простудных и вирусных заболеваний.

На втором месте в 1 квартале 2016 года расположилась группа “[A] БАД, действующие на пищеварительную систему”. БАД, относящиеся к этой категории, занимают 20% объема аптечных продаж. Возглавил рейтинг данной группы по итогам отчетного периода препарат МАКСИЛАК (Genexo), который показал прирост на 71% в денежном выражении, обогнав ФИТОЛАКС (“Эвалар”) – лидера прошлых лет.

Из наиболее емких групп (до 3%) сильнее всего упали продажи группы “[G] БАД, влияющие на репродуктивную систему” и “[S] БАД, действующие на органы чувств” – сокращение более чем на 30%.

Трудности, возникшие с качеством биологически активных добавок, повышающих потенцию мужчин, в 2015 году, привели к снижению продаж и исчезновению некоторых позиций с полок аптек. В результате группа “[G] БАД, влияющие на репродуктивную систему” переместилась со второй строчки рейтинга на третью, а ее доля упала с 22% до 15%. Перестали продаваться в аптеках ТОНГКАТ АЛИ ПЛАТИНУМ (POLENS (M) SDN BHD), ПРОСТАМЭН (“Европа-Биофарм”). Лидеры группы СЕАЛЕКС ФОРТЕ и АЛИ КАПС (“РИА “Панда”) уменьшились в объемах в 1,5 раза.

Группа “[S] БАД, действующие на органы чувств”, расположенная на 7 месте, занимает около 3% рынка БАД. Возглавляют данную группу витамины для глаз ОКУВАЙТ (Dr. Mann Pharma), ЧЕРНИКА ФОРТЕ (“Эвалар”), ЛЮТЕИН КОМПЛЕКС (Valeant). Суммарно эти три бренда занимают более 50% аптечных продаж в данном сегменте. По результатам 1 квартала 2016 года их продажи сократились совокупно на 13% в денежном выражении.

Структура продаж БАД по назначению влияет на рейтинг брендов, реализующихся через аптеки России. На первых трех местах расположены линейки брендов, которые основные продажи делают как раз за счет БАД, действующих на организм в целом: ВИТАМИШКИ, SOLGAR, ДОППЕЛЬГЕРЦ.

В Таблице 2 представлен ТОП-50 брендов по итогам 1 квартала 2016 года. Совокупно ТОП-50 занимают 58,3% от аптечных продаж БАД.

Наиболее популярным у потребителя среди БАД является ГЕМАТОГЕН, на его долю приходится 16% аптечных продаж в натуральном выражении. В различных видах гематоген производят 25 отечественных компаний. Самым продаваемым в аптеках по итогам 1 квартала 2016 года был гематоген от производителя “Фарм-Про” (он занимает 63% в упаковках от всего бренда). Всего продается в аптеках около 140 различных наименований гематогена: он производится с различными вкусами и добавками. Самый популярный “ГЕМАТОГЕН “РУССКИЙ” ДЕТСКИЙ ПЛИТКА 40 г №1” – за 1 квартал его было продано 2,7 млн. упаковок.

Несмотря на падение рынка БАД в 1 квартале 2016 года, производители продолжают выводить на рынок новинки.

В 2016 году на полках аптек было представлено дополнительно около 120 новых брендов, которые в сумме были реализованы на 32 млн. руб. Наиболее успешной оказалась БАД МОНИНГ КЭА (Dong-A Pharmaceutical), который позиционируется как противопохмельный напиток – за 1 квартал его было продано на 4,5 млн. рублей.

В заключение еще раз хочется отметить, что уже с 2014 год на рынок аптечных БАД оказывает негативное влияние финансово-экономическое положение в стране. Поэтому в 2016 году стоит ожидать снижения покупательской способности населения на данную группу товаров.

Таблица 1. Рейтинг аптечных продаж БАД по назначению, 1 квартал 2016 года

N п/п

Раздел реестра БАД

Стоимостный объем, млн руб.

Прирост

к 1 кв. 2015 г.

Доля группы, %

1

V БАД, действующие на организм в целом

3 233,9

0,8%

31,3%

2

A БАД, действующие на пищеварительную систему

2 059,5

-6,5%

20,0%

3

G БАД, влияющие на репродуктивную систему

1 556,0

-34,4%

15,1%

4

N БАД, влияющие на функции центральной нервной системы

820,8

-15,4%

8,0%

5

W БАД для похудения и очищения организма

511,9

-26,8%

5,0%

6

C БАД для поддержания функций сердечно-сосудистой системы

469,0

-19,5%

4,5%

7

S БАД, действующие на органы чувств

299,2

-35,3%

2,9%

8

D БАД, применяемые для устранения различных проблем
с кожей и волосами

291,7

-16,3%

2,8%

9

M БАД, применяемые при заболеваниях костной системы

264,3

-1,5%

2,6%

10

R БАД, применяемые при заболеваниях дыхательной системы

231,6

-8,2%

2,2%

11

B БАД, действующие на кроветворную систему

222,7

-8,4%

2,2%

12

I БАД, поддерживающие функцию иммунной системы

108,3

-65,5%

1,0%

13

H БАД, влияющие на функцию желез внутренней секреции

84,6

-9,5%

0,8%

14

U БАД, действующие на мочевыделительную систему

83,6

-25,0%

0,8%

15

T БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях

66,0

-0,9%

0,6%

16

O БАД, применяемые для профилактики онкологических заболеваний (кроме опухолевых заболеваний репродуктивной системы)

12,9

-40,0%

0,1%

17

J БАД, применяемые при вирусных, бактериальных
и грибковых заболеваниях

0,7

-96,1%

0,0%

Таблица 2. ТОП-50 брендов БАД, 1 квартал 2016 года

Рейтинг

Изменение

Торговое наименование

Стоимостный
объем, млн. руб.

Прирост
к 1 кв. 2015 г.

Доля

1

+1

ВИТАМИШКИ

418,4

12,2%

4,1%

2

+1

SOLGAR

407,8

9,7%

4,0%

3

+2

ДОППЕЛЬГЕРЦ

323,6

-7,3%

3,1%

4

+9

МАКСИЛАК

286,3

70,7%

2,8%

5

-4

СЕАЛЕКС ФОРТЕ

283,4

-44,8%

2,7%

6

-

ФИТОЛАКС

279,1

-16,9%

2,7%

7

+3

ФЕМИБИОН

270,0

13,0%

2,6%

8

-1

ТУРБОСЛИМ

250,2

-20,1%

2,4%

9

-

АЛФАВИТ

223,9

-13,8%

2,2%

10

-6

АЛИ КАПС

215,2

-38,5%

2,1%

11

-

ГЕМАТОГЕН

179,5

-0,9%

1,7%

12

-

НОРМОБАКТ

174,7

-2,2%

1,7%

13

+9

ГЛИЦИН ФОРТЕ “ЭВАЛАР”

143,2

31,0%

1,4%

14

+44

ЮНИВИТ

114,4

182,0%

1,1%

15

+1

ПУСТЫРНИК

107,9

-19,0%

1,0%

16

+1

ОВЕСОЛ

107,6

-17,7%

1,0%

17

+4

КОМПЛИВИТ

103,1

-6,5%

1,0%

18

+21

РЫБИЙ ЖИР

102,6

56,5%

1,0%

19

+10

ЛИНЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ

100,7

5,7%

1,0%

20

-5

МЕН'С ФОРМУЛА

93,3

-30,3%

0,9%

21

-2

ИНДИНОЛ

91,1

-19,4%

0,9%

22

+5

ГЕПАТРИН

84,0

-15,0%

0,8%

23

+26

НАТУРИНО

80,9

72,3%

0,8%

24

+2

АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА

78,4

-21,7%

0,8%

25

+5

КАРМОЛИС

77,2

-9,6%

0,7%

26

+9

ЭСТРОВЭЛ

69,9

-0,4%

0,7%

27

-7

ЦИТРОСЕПТ

69,9

-36,8%

0,7%

28

-

ФИТОМУЦИЛ

69,4

-29,0%

0,7%

29

-6

ЛЕДИС ФОРМУЛА

68,7

-33,4%

0,7%

30

+2

БАКТИСТАТИН

68,5

-17,4%

0,7%

31

+3

ОКУВАЙТ

65,5

-8,5%

0,6%

32

-14

БИФИФОРМ

64,7

-44,7%

0,6%

33

-9

ЛОВЕЛАС

61,3

-40,5%

0,6%

34

-1

ЧЕРНИКА-ФОРТЕ

61,3

-14,9%

0,6%

35

+2

БИОН 3

59,7

-13,1%

0,6%

36

+54

ЦИТРОДЖЕКС

57,9

157,3%

0,6%

37

68

УГОЛЬ БАУ

55,3

506,5%

0,5%

38

+15

БИАСК

54,6

19,5%

0,5%

39

+2

БЕЙБИ КАЛМ

54,6

-12,6%

0,5%

40

-15

РИОФЛОРА

54,0

-46,4%

0,5%

41

+44

БУДЬ ЗДОРОВ

52,7

113,3%

0,5%

42

+15

АСВИТОЛ

52,2

24,6%

0,5%

43

+20

НАТУРЕТТО

51,9

35,7%

0,5%

44

-4

ВИАРДО

51,1

-19,3%

0,5%

45

-7

КАПИЛАР

49,8

-26,7%

0,5%

46

+1

ЗОЛОТОЕ МУМИЕ

48,9

2,8%

0,5%

47

-5

КУДЕСАН

48,3

-20,4%

0,5%

48

-34

РЕДУКСИН ЛАЙТ

45,9

-67,7%

0,4%

49

-5

ВАГИЛАК

44,8

-22,5%

0,4%

50

new

ВИТРУМ

42,0

0,4%