СКАЧАТЬ (123 Кб в архиве, формат doc)

"Российский рынок БАД" №3(3) 2015

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор рынка БАД для лечения печени.

1 квартал 2015 года

Маркетинговое агентство DSM Group

БАД для лечения печени являются довольно популярной категорий активных добавок к пище, продаваемых в аптеках страны. По итогам 2014 г. на их долю приходится порядка 15% от объема продаж БАД, поддерживающих функцию органов пищеварения.

Поскольку распространенность заболеваний печени увеличивается ежегодно, спрос на препараты, направленные на лечение и профилактику заболеваний соответствующей группы, также растет. Следует заметить, что непосредственно лечение болезней печени и желчевыводящих путей (объединение препаратов выглядит таким образом) проводится чаще с применением именно лекарств. БАД для лечения и профилактики заболеваний печени также широко используются в терапии указанных заболеваний, хотя и не могут соперничать по объемам продаж с лекарствами.

Рассмотрим подробнее ситуацию с БАД для лечения заболеваний печени в аптечном сегменте. В 2014 г. объем потребления БАД указанной группы составил 704 млн. руб. (в ценах закупки). Это на 1% меньше, чем в 2013 г. В упаковках динамика была также отрицательной с поправкой на более заметное сокращение спроса – 6,6 млн. упак. (-14,4% к уровню продаж 2013 г.). В целом потребление пищевых добавок для лечения и профилактики заболеваний печени довольно стабильно на протяжении последних нескольких лет – отсутствуют драматичные взлеты и падения спроса, хотя заметен тренд к некоторому сокращению потребления в упаковках. По итогам 1 квартала 2015 г. объем продаж БАД в аптеках страны увеличился на 5,8 % (225 млн. руб.), при этом в упаковках наблюдается снижение спроса на 13,8% (1,9 млн. упак.)

За первые три месяца 2015 г. средняя розничная цена БАД для лечения печени составила 169 руб./упак. Относительно 2015 г. цена выросла на 14%.

Самым дорогостоящим торговым наименованием БАД по итогам 1-го квартала 2015 г. является NAHRIN АРТИШОК ГОРЬКИЙ НАПИТОК (производитель SWISS NAHRIN), средняя розничная цена данного БАД превысила 2 000 руб./упак. Самым дешевым за тот же период времени стал БАД наименования ФИТОПЕЧЕНОЧНЫЕ (производитель ЛЕОВИТ НУТРИО) – его цена немногим выше 20 руб./упак.

Спрос на БАД для лечения заболеваний печени отличается довольно ярко выраженной сезонностью. Бум потребления приходится на начало года (январь–март), лето – традиционно период “затишья”, оживление потребительского интереса происходит уже в конце года.

БАД для лечения заболеваний печени производят свыше 90 производителей. Не смотря на широкую представленность на аптечных полках различных наименований БАД рассматриваемой группы, рынок можно смело назвать монополизированным – на долю одного производителя приходится более 70% всего объема потребления. Речь идет о компании Эвалар. Крупнейший отечественный производитель широкой номенклатуры различных БАД поставляет в аптечные учреждения 9 торговых позиций БАД для лечения заболеваний печени. Заметим также, что рынок добавок к пище рассматриваемойгруппы представлен в основном российскими компаниями. Среди ведущих производителей только две иностранных компании, а в целом едва ли наберется 15 зарубежных производителей БАД для лечения заболеваний печени.

В аптеках страны представлено около 150 различных торговых наименований БАД для лечения печени. При этом свыше 50% товарооборота приходится на три лидирующих позиции – ГЕПАТРИН, ОВЕСОЛ и ОВЕСОЛ УСИЛЕННАЯ ФОРМУЛА. Все три биологически активные добавки производятся одним производителем – компанией Эвалар.

В 1-м квартале 2015 г. продажи трех лидирующих торговых позиций БАД для лечения печени увеличились относительно аналогичного периода прошлого года. При этом весьма существенным было и увеличение средней розничной цены – так, ГЕПАТРИН подорожал в среднем на 25%, ОВЕСОЛ на 16%, а ОВЕСОЛ УСИЛЕННАЯ ФОРМУЛА на 15%. Максимальный относительно 1-го квартала 2014 г. прирост продаж продемонстрировал БАД РАСТОРОПША, продажи которой выросли более чем вдвое. Заметным снижением продаж за первые три месяца 2015 г. отметились БАД ГЕПАГАРД АКТИВ и ВРЕМЕНА ГОДА РАСТОРОПША ЭКСТРАКТ. Почти по всем торговым наименованиям ключевых БАД для лечения печени в 1-м квартале 2015 г. наблюдалось увеличение отпускной цены более чем на 10%.

Таблица 1. Ведущие производители БАД для лечения печени

Фирма-производитель

Доля рынка производителя

Ключевое торговое наименование

2014 г.

2015 г. (1 кв.)

ЭВАЛАР ЗАО

73,0%

75,8%

ГЕПАТРИН

БИОС НПФ ООО

3,5%

2,0%

ГЕПАГАРД АКТИВ

SOLGAR VITAMIN AND HERB

3,0%

2,8%

SOLGAR ЛИПОТРОПНЫЙ ФАКТОР

ФАРМАКОР ПРОДАКШН ООО

2,2%

1,4%

ВРЕМЕНА ГОДА РАСТОРОПША ЭКСТРАКТ

БИОКОР ООО

2,1%

2,7%

ШРОТ РАСТОРОПШИ БИОКОР

ИВАН-ДА-МАРЬЯ ООО

1,3%

1,8%

РАСТОРОПША

ЖИВИТЕЛЬ ООО

1,3%

0,9%

ЖИВИТЕЛЬ

RANBAXY LABORATORIES LTD

1,0%

0,8%

АДЛИВ

АЛТАЙСКИЙ КЕДР ООО

1,0%

1,0%

АЛТАЙ № 8 (ЗДОРОВАЯ ПЕЧЕНЬ.
С РАСТОРОПШЕЙ)

КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО

0,6%

0,5%

СОЛЯНКА ХОЛМОВАЯ

Таблица 2. Ключевые торговые наименования БАД для лечения печени

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля, 1 кв. 2015 г.

Прирост 1 кв. 2014 г./
1 кв. 2015 г.

1

-

ГЕПАТРИН

31,7%

19,3%

2

-

ОВЕСОЛ

26,3%

2,6%

3

-

ОВЕСОЛ УСИЛЕННАЯ ФОРМУЛА

15,5%

4,3%

4

6

РАСТОРОПША

2,2%

114,4%

5

-1

ГЕПАГАРД АКТИВ

2,0%

-46,2%

6

5

SOLGAR ЛИПОТРОПНЫЙ ФАКТОР

1,7%

71,8%

7

1

РАСТОРОПШИ ЭКСТРАКТ

1,7%

32,4%

8

4

ШРОТ РАСТОРОПШИ БИОКОР

1,5%

51,7%

9

-4

ВРЕМЕНА ГОДА РАСТОРОПША ЭКСТРАКТ

1,4%

-39,6%

10

-1

СОЛЯНКА ХОЛМОВАЯ

1,1%

-3,6%