СКАЧАТЬ (9,73 Кб в архиве, формат doc)

"Российский рынок БАД" №3(3) 2015

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Фармацевтический рынок России: Обзор продаж косметики в аптеках в 2015 году

Маркетинговое агентство DSM Group

Косметика представляет собой один из наиболее емких секторов нелекарственного ассортимента аптеки – только продажи БАД превышают объем реализации аптечной косметики.

Одной из знаковых черт отечественного косметического рынка в целом и аптечной косметики в частности является отсутствие четко закрепленных определений. Когда речь заходит о косметических средствах, реализуемых через аптечные учреждения, мы все чаще сталкиваемся с термином “дермокосметика”. Однако и здесь нет единого понимания, что конкретно относится к данной группе продуктов. Так, одни участники рынка (фармацевты/производители/дистрибьюторы) считают, что это средства, продающихся в аптеке и способные лечить обострения некоторых дерматологических заболеваний, другие заверяют, что дермокосметика должна обладать доказанной (почти лекарственной) эффективностью и решать проблемы кожи, третьи утверждают, что основным отличием дермокосметики является ее полная безопасность и отсутствие аллергических реакций, четвертые убеждены, что за каждой дермокосметической маркой должна “стоять” серьезная лаборатория, а содержать она должна максимальное количество активных ингредиентов. Не смотря на то, что единого определения дермокосметики нет, этот термин все чаще звучит со страниц публичных изданий и в сознании потребителя подразумевает “надежный продукт, продаваемый в аптеке, и являющийся по сути симбиозом лекарства и уходового средства.

В классификаторе косметики компании DSM Group, нет дермокосметики, но заметим, что большая часть таковых брендов относится к сегменту селективной косметики – Vichy, La Roche-Posay, Avene, Bioderma, Uriage, Lierac и т.д.

Классификатор косметики DSM Group выглядит следующим образом:

Активная (лечебная) косметика применяется для лечения и профилактики определенных заболеваний, содержит различные биологически активные вещества. К лечебной косметике относятся марки Софья (крема и бальзамы), крема Боро плюс и др.

Косметика масс-маркет – косметика, доступная для большинства потребителей, предназначенная для ухода за кожей, волосами и ногтями. Продается как в аптечных учреждениях, так и в других торговых точках (супермаркетах, специализированных магазинах и т.д.). К косметике масс-маркет относится продукция таких марок как, например, Garnier, Nivea.

Селективная (премиум и люкс класс) косметика – элитная, престижная косметика, в которой более часто появляются косметические линии, предназначенные для определенных состояний кожи или волос. В основном, это дорогая продукция (ориентировочно от 800 руб. за упаковку) и продается по большей части только в аптеках.

В период кризиса одним из наиболее уязвимых сегментов аптечного ассортимента является косметика, и, как правило, дорогостоящая. Именно в этой группе сосредоточено большая часть так называемых дермокосметических брендов.

Любопытно посмотреть, какие изменения произошли на рынке аптечной косметики в 1-м квартале 2015 г.

По итогам 2014 г., объем реализации косметики в аптеках страны составил почти 25 млрд руб. (здесь и далее в оптовых ценах) или 184 млн упак. Динамика относительно 2013 г. выглядит следующим образом: +3,4% в рублях и -7,6% в упаковках. При этом свыше 50% в рублях и упаковках занимает лечебная косметика, прирост продаж которой в 2014 г. составил +10,3% в рублях. Продажи косметики массового спроса за год уменьшились на 7,1%, а селективной выросли на 0,8%.

В 1-м квартале 2015 г. продажи аптечной косметики сократились относительно аналогичного период прошлого года на 6,1% и составили 1,6 млрд руб. В упаковках снижением продаж было более заметным -25,8%. При этом, самое существенное сокращение спроса отмечалось в сегменте косметики масс-маркет: -22,4% в рублях и -35,7% в упаковках. Селективная косметика потеряла всего 2,1% в рублях и 13,2% в упаковках к уровню продаж 1-го квартала 2014 г. Сегмент лечебной косметики почти не изменился в рублях (-0,5%) и сократился на 19,6% в упаковках.

Средняя розничная цена за упаковку косметического средства в аптеках страны составила в 1-м квартале 2015 г. 218 руб., это на 22% дороже, чем в 1-м квартале 2014 г. Подорожание косметики наблюдалось во всех сегментах: +7% в сегменте селективной косметики, +17% в сегменте масс-маркет и +21% в сегменте лечебной косметики.

В 1-м квартале 2015 г. рейтинг брендов селективной косметики коренным образом не изменился. В тройку лидеров вошел бренд Bioderma, что стало возможным благодаря росту продаж средств данной марки на 15,3% в рублях. Заметим, что именно средства Bioderma подорожали в аптеках заметнее остальных премиальных марок (розничная цена за первые три месяца 2015 г. увеличилась практически на 30%). Примечательно также то, что в упаковках продажи почти всех ключевых марок селективной косметики уменьшились в рассматриваемый период, исключение составили лишь бренды La Roche-Posay и Klorane, прибавивший 11% и 3% соответственно к уровню продаж 1-го триместра 2014 г.

Более динамичен рейтинг брендов лечебной косметики. В 1-м квартале 2015 г. в Top-10 вошли марки Libriderm и Belveder. Что касается лидирующего бренда Лошадиная сила (в сегменте лечебной косметики у этой марки представлены средства для лечения суставов, по уходу за телом и лечебные шампуни), то рост продаж в 3,5% относительно 1-го квартала 2014 г. позволил марке закрепиться на 1-м месте.

Самое существенное повышение средней розничной цены наблюдалось у брендов Mustela (+39%) и Emolium (+37%). В упаковках продажи всех ведущих брендов лечебной косметики сократились, исключением стал бренд Libriderm – продажи этой новой марки выросли более чем в 2 раза.

В 1-м квартале 2015 г. рейтинг брендов косметики масс-маркет изменился не существенно. Изменился лидер рейтинга – менее заметный спад продаж позволил марке детской косметики Johnsons Baby занять 1-е место. В целом почти для ведущих всех марок масс-маркет сегмента аптечной косметики было свойственно сокращение продаж, исключение составил бренд Детский крем (+13% к уровню продаж 1-го квартала 2014 г.). Что касается роста отпускной цены, то здесь максимальный прирост у бренда Natura Siberica (+34%). В упаковках продажи всех брендов из Top-10 сократились.

Таблица 1. Рейтинг брендов селективной косметики по стоимостным объемам продаж, 1 кв. 2015 г.

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля, 1 кв. 2015 г.

Прирост 1 кв. 2014 г./
1 кв. 2015 г.

1

-

VICHY

35,1%

-17,4%

2

-

LA ROCHE-POSAY

23,7%

25,2%

3

1

BIODERMA

8,8%

15,3%

4

-1

AVENE

8,4%

-9,0%

5

1

URIAGE

6,5%

12,6%

6

-1

LIERAC

5,2%

-19,0%

7

-

KLORANE

2,9%

21,0%

8

-

FILORGA

2,3%

10,4%

9

-

NUXE

1,4%

-6,7%

10

1

DUCRAY

1,3%

-6,5%

Таблица 2. Рейтинг брендов лечебной косметики по стоимостным объемам продаж, 1 кв. 2015 г.

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля, 1 кв. 2015 г.

Прирост 1 кв. 2014 г./
1 кв. 2015 г.

1

-

ЛОШАДИНАЯ СИЛА

4,1%

3,5%

2

3

МИКОЗАН

3,5%

10,1%

3

27

LIBREDERM

3,4%

270,3%

4

-

MUSTELA

3,2%

-3,5%

5

-2

СОФЬЯ

3,1%

-11,3%

6

-4

EMOLIUM

3,1%

-21,0%

7

-

DRY DRY

2,9%

4,6%

8

-2

АЛЕРАНА

2,8%

-4,9%

9

4

BELVEDER

2,2%

16,6%

10

-1

ЛАКТАЦИД ФЕМИНА

2,2%

-1,9%

Таблица 3. Рейтинг брендов косметики масс-маркет по стоимостным объемам продаж, 1 кв. 2015 г.

Номер в рейтинге

Изменение в рейтинге

Бренд

Доля, 1 кв. 2015 г.

Прирост 1 кв. 2014 г./
1 кв. 2015 г.

1

1

JOHNSONS BABY

9,0%

-7,3%

2

-1

ЛОШАДИНАЯ СИЛА

6,2%

-47,9%

3

-

NIVEA

5,9%

-24,9%

4

-

NATURA SIBERICA

4,9%

-28,1%

5

1

NEUTROGENA

4,4%

-27,3%

6

-1

УМНАЯ ЭМАЛЬ

4,3%

-31,8%

7

-

STYX

3,2%

-13,0%

8

3

ДЕТСКИЙ КРЕМ

2,9%

13,0%

9

-1

КОРА

2,8%

-13,8%

10

-1

BUBCHEN

2,4%

-21,3%