СКАЧАТЬ (12,6 Кб в архиве, формат doc)

"Российский рынок БАД" №1(1) 2015

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Леонид Марьяновский: “Мы не можем конкретизировать действие БАДа”

Рынок биологически активных добавок является одной из наиболее развивающихся и социально ориентированных областей, связанных со здоровьем населения. Между тем именно в этом секторе находится наибольшее количество фальсификатов и контрафакта. Главные причины этого – отсутствие стандартов производства БАДов и слабый контроль над самим рынком. Для того чтобы наладить эффективную систему контроля и ограничения нарушений производства и торговли в сфере БАДов, ФАС и саморегулируемая организация “Объединение производителей биологически активных добавок к пище” (СРО НП ОП БАД) заключили в Москве соглашение о взаимодействии между структурами. Документ подписали заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров и исполнительный директор партнерства Леонид Марьяновский. По окончании церемонии подписания состоялась пресс-конференция.

Как отметил в ходе пресс-конференции член Комитета по здравоохранению Госдумы и наблюдательного совета ОП БАД депутат Александр Прокопьев, подписание данного соглашения – серьезный шаг на пути реформирования рынка БАДов в России. В развитых странах, сказал депутат, этот рынок является одним из факторов формирования здорового образа жизни, поэтому его развитие так важно для нашего государства. Идея создания механизма саморегулирования на этом рынке была высказана на парламентских слушаниях еще в 2013 году. Тогда же были обозначены три проблемы рынка БАДов: недобросовестная реклама, наличие фальсификата и отсутствие должного контроля и надзора. Для их решения по инициативе Федеральной антимонопольной службы был разработан закон, предусматривающий ответственность распространителей рекламы, который стал определенным фильтром для недобросовестных компаний, в июне 2014 года Госдума приняла в первом чтении изменения в законодательство, предусматривающие санкции против фальсифицированных биодобавок. В декабре 2014 года изменения были приняты окончательно, вступив в силу 23 января 2015 года. Для регуляции рынка и взаимодействия с профильными ведомствами в плане контролирования продукции была создана ОП БАД. “Сегодняшняя экономическая ситуация, – подчеркнул Прокопьев, – спровоцирует рост теневого рынка, а действие этих положений поможет остановить рост фальсификата, контрафакта и недоброкачественной продукции”.

Как пояснил Леонид Марьяновский, сотрудничество между ФАС и Объединением производителей БАДов подразумевает признание стандартов по производству биологически активных добавок и правил этического ведения бизнеса. Контроль над этими секторами будет осуществляться контрольной комиссией, составляющей график проверок, и дисциплинарной комиссией, принимающей решения о мерах наказания недобросовестных изготовителей БАДов.

Андрей Кошеваров добавил, что при обсуждении предыдущих поправок к закону о рекламе главным вопросом был способ донесения информации до потребителя. Рекламный бизнес, отметил он, является той конкурентной средой, где можно сократить нарушения закона, путем введения и соблюдения единых стандартов. В настоящее время, сказал Кошеваров, примерно 20% нарушений в сфере рекламы – это нарушения рекламы БАДов. “Если мы снизим это количество до 10-15%, – добавил он, – это будет хорошим эффектом взаимодействия ведомств. Опыт снижения недобросовестной рекламы уже выработан на других площадках и, хотя разные отрасли имеют разный процент нарушений, их всплески имеют одинаковую закономерность. В следующем году мы повысим внимание к соблюдению стандартов в рекламе БАДов, хотя это будет сложно, так как нет конкретных маркеров для оценки недобросовестности рекламы. Однако опыт отслеживания некорректных приемов у нас есть”. Как заметил Кашеваров, с недавних пор ФАС начал вести активные дискуссии с участниками рекламного рынка относительно стандартов подачи материалов и методов продвижения продукции на рынок, что, по его мнению, является началом взаимодействия антимонопольной службы с рекламодателями.

Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина дополнила, что основное требование к рекламодателям БАДов состоит в том, что информация не должна восприниматься потребителем как реклама лекарственных средств. То есть, у человека не должно создаваться впечатления, что БАДы излечивают от заболеваний – нарушения подобного рода наиболее часто выявляются антимонопольной службой. И хотя, после вступления в силу поправок о повышении ответственности распространителей рекламы, объем нарушений существенно сократился, рекламодатели до сих пор продолжают активно нарушать закон.

Важной проблемой в контроле над рынком БАДов Кошеваров назвал риски смешения регистрируемых названий – явление, ставшее массовым в этом сегменте (сейчас порядка 18 разных БАДов носят одинаковые наименования). Эта практика продолжает расширяться и даже стала способом продвижения лекарственных препаратов через биодобавки. В связи с этим представитель ФАС выразил намерение внести предложения по конкретизации норм регистрации препаратов в Минздрав РФ, отметив, что выработку таких норм целесообразно сопрягать с созданием единого окна для регистрации БАДов и лекарственных средств. Все заявки будут поступать в единый центр. Далее тот раздельно направит их на регистрацию, либо как лекарство, либо как БАД. Пока же, при нынешних процедурах, происходят наложения названий, ошибки в регистрации препаратов и даже случаи, когда средство, не прошедшее регистрацию как лекарство, регистрировалось как БАД. Такая практика создает серьезные риски для потребителя, бесконтрольно потребляющего лекарство без подтвержденных клинических исследований. “Главная сложность этой проблемы в том, – пояснил Кошеваров, – что пока трудно определить структуру, которая создаст единое окно. Обсуждение такой практики началось еще тогда, когда Роспотребнадзор был в структуре Минздрава, однако сейчас, после разделения структур, вопрос требует серьезной коррекции с точки зрения администрирования процесса”. В настоящее время уже выработаны соответствующие предложения и, после обсуждения с регуляторами и участниками рынка, они будут вынесены на рассмотрение правительства.

В медицинском сообществе, рассказал Марьяновский, часто поднимается вопрос о необходимости клинических испытаний БАДов. Однако в случае с биологически активными добавками, не являющимися лекарственными средствами, такие испытания провести невозможно. “Мы не можем конкретизировать действие БАДа, выявить четкий эффект таких препаратов, – заявил он. – Крупные компании самостоятельно проводят масштабные исследования своей продукции, но и они не могут называться клиническими испытаниями”. Таким образом, для регистрации БАДа необходимо лишь предоставить заключение по безопасности и отсутствию вреда для здоровья, однако (после регистрации продукта) производитель имеет право пройти добровольную сертификацию и затем использовать результаты исследований для дополнительной информации о препарате.

Как пояснил Марьяновский корреспонденту РИА АМИ, соглашение, заключенное между ФАС и организацией производителей БАДов, будет контролировать не только вопросы рекламы, но и вопросы фальсификации добавок и намеренного обмана потребителя производителем, заявляющим свою продукцию как панацею от всех заболеваний. “Пока в зону действия этого документа попадают только участники организации, – сказал он, – однако это соглашение может быть сигналом игрокам рынка о необходимости присоединяться к соглашению и включаться в работу по борьбе с недобросовестным предпринимательством”. Разумеется, договор охватывает только официально зарегистрированных российских предпринимателей, не затрагивая иностранные фирмы, не имеющих официальные представительства на территории РФ. Однако в отличие от лекарственных препаратов, доля отечественной продукции на рынке БАДов превышает 60%. Впрочем, любые зарубежные разработчики, которые официально продают продукцию на территории нашей страны, обязаны иметь российское юридическое лицо. Таким образом, все компании, работающие на рынке РФ, в том числе крупнейшие западные мультинациональные корпорации, попадают под законодательные акты РФ и несут юридическую ответственность за свою продукцию.

ria-ami.ru

Минкомсвязи предлагает разрешить рекламу рецептурных лекарств

Министерство связи и массовых коммуникаций предлагает снять ограничения на рекламу рецептурных лекарственных препаратов. Как сообщают “МедНовости”, Минкомсвязи предложило это в рамках антикризисной стратегии правительства. Либерализация рекламного рынка, как предполагается, положительно скажется на развитии медиаиндустрии.

В ведомстве проконсультировались с представителями ведущих СМИ и сформулировали предложения по урегулированию ситуации. “Мероприятия плана сводятся к двум базовым задачам, которые необходимо решить в сложной экономической ситуации: меньше тратить и больше зарабатывать”, – говорится в пресс-релизе ведомства.

По итогам 2014 года фармацевтические компании потратили на нее 2,3–2,7 миллиарда рублей, подсчитали в рекламной компании Twiga. При этом, по данным АЦ Vi, только за первые 9 месяцев прошлого года на рекламу БАДов и безрецептурных лекарств на телевидении бизнес потратил 16,6 миллиарда рублей. Еще 230 миллионов рублей по этой же статье было израсходовано на рекламу в прессе.

Активность фармацевтических компаний в прессе в 2014 году снизилась на 20%. Отчасти это объясняют тем, что в 2013 году в законодательство была введена норма, согласно которой ответственность за распространение недостоверной информации при рекламе БАДов ложится не только на заказчика, но и на распространителя. Как сообщает РБК, представители медиаиндустрии предлагают перенести ответственность за продвижение биологически активных добавок (БАДы) с издателя на рекламодателя.

Сегодня реклама лекарственых средств разрешается только в специализированных СМИ и местах проведения медицинских и фармацевтических выставок.

ria-ami.ru