СКАЧАТЬ (7,06 Кб в архиве, формат doc)

"Рынок БАД" №5(86) 2014

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Рейтинг аптечных сетей: 1 полугодие 2014 года

Аптечный рынок России за 1 полугодие

2014 года вырос на 10% и составил 400 млрд. руб. Ведущие аптечные сети (ТОП-15) растут чуть быстрее 12,6%. Основной тенденцией 2014 года является процесс консолидации и работа сетей с вновь приобретенными активами с целью обеспечения финансовой эффективности.

Такой активности на рынке не наблюдалось уже давно. В результате проведенных сделок изменилась расстановка сил в аптечном ритейле. Аптечная сеть “Доктор Столетов” заключила договор об оказании услуг управления с аптечной сетью “Озерки”. 2013 год для “A.V.E.Group” закончился слиянием с одной из ведущих сетей России “Аптечная сеть 36,6”. Уже в начале 2014 года аптечная сеть “Радуга” объявила о слиянии с “Первой помощью”.

В результате доля ТОП-15 составила 24% (тогда как по итогам 2013 года аналогичный показатель был на уровне 21%).

Лидером рейтинга по итогам 1 полугодия 2014 года остается компания “Ригла”, имеющая один из максимальных показателей по количественному составу сети. Сеть выбрала стратегию органического развития, аптеки открываются как открытого формата под брендом “Ригла”, так и дискаунтеры под брендами “Будь здоров” и “Живика”. Чистый прирост сети составил 82 аптеки за первые шесть месяцев 2014 года.

На втором месте – компания A.V.E.Group: с учетом аптек “36,6” доля компании составила около 3%. В 2014 году A.V.E.Group активно занимается оптимизацией бизнеса “Аптечной сети 36,6” и распродажей точек в регионах, так как делает ставку на развитие исключительно в Московском регионе. По итогам на октябрь 2014 года продано уже порядка 270 точек “36,6”. Основные покупатели: уфимский “Фармленд” (ему досталось более 100 аптек “36,6” в Башкирии), нижегородская “Ладушка” (40 аптек), питерский дистрибьютор БСС (более 50 аптек в различных регионах России).

На этом процесс консолидации не закончился. В августе 2014 года “А5” и “Фармаимпекс” подписали соглашение о создании собственного маркетингового партнерства под маркой “Компас”, которое должно дать возможность проводить совместные акции с производителями лекарств, получать “лучшие условия по прямым контрактам”, а также позволит сформировать единый портфель продуктов под собственной торговой маркой.

В октябре стало известно, что “А5” начала переговоры с “Фармаимпекс” об объединении. Объединенная сеть станет лидером рынка.

Финская Oriola-KD рассматривает возможность продажи своих активов в РФ, которые включают аптеки “Старый лекарь” и “03”. Возможным покупателем называют аптечную сеть “A.V.E.Group”.

Таким образом, перемены в аптечном ритейле продолжаются и дальше. И возможно по результатам года расклад сил на рынке опять изменится.

Немало важную роль играют и регуляторные инициативы: самые серьёзные последствия может иметь вопрос разрешения продажи лекарств в супермаркетах. Тот список, что представлен на сегодняшний день Минздравом, занимает не высокую долю 2% от оборота в рублях в аптеке и 4% – от продаж в упаковках. Сами продуктовые ритейлеры “настаивают” на всем сегменте безрецептурных препаратов. Поддержание этой инициативы, по нашим оценкам, может сильно ударить по аптечному рынку: новая мера будет способствовать сокращению оборота ОТС-препаратов на 40%, а продаж парафармацевтических групп товаров – на 50%. При этом будет закрыто до 30% аптечных учреждений, в зоне риска окажутся аптеки с оборотом меньше 1 млн руб.

Таблица. ТОП-15 аптечных сетей

Рейтинг 1П 2014 г.

Аптечные сети

Объем, млрд. руб.

Доля на коммерческом сегменте,
1П 2014

Прирост оборота по сравнению
с 1П 2013

Количество точек продаж

1

Ригла

12,6

3,1%

17%

1 074

2

A.V.E. (вкл. 36,6)

11,8

3,0%

13%

669

3

Имплозия

10,5

2,6%

12%

1 040

4

Доктор Столетов (вкл. Озерки)

8,9

2,2%

1%

410

5

А5

8,6

2,2%

12%

996

6

Радуга (вкл. Первая помощь)

7,3

1,8%

8%

752

7

Фармаимпекс

6,2

1,6%

14%

510

8

Планета здоровья (Опека)

5,2

1,3%

17%

540

9

Классика

4,0

1,0%

14%

187

10

Вита

3,9

1,0%

6%

470

11

Фармленд

3,6

0,9%

20%

406

12

Фармакор

3,5

0,9%

15%

394

13

Самсон-фарма

3,5

0,9%

21%

35

14

Ладушка

3,1

0,8%

14%

202

15

Мелодия здоровья

3,0

0,8%

22%

448

ТОП-15

95,7

23,9%

12,6%

8 133