СКАЧАТЬ (7,06 Кб в архиве, формат doc) |
|
ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! |
|
Рейтинг аптечных сетей: 1 полугодие 2014 года
Аптечный рынок России за 1 полугодие
2014 года вырос на 10% и составил 400 млрд. руб. Ведущие аптечные сети (ТОП-15) растут чуть быстрее 12,6%. Основной тенденцией 2014 года является процесс консолидации и работа сетей с вновь приобретенными активами с целью обеспечения финансовой эффективности.
Такой активности на рынке не наблюдалось уже давно. В результате проведенных сделок изменилась расстановка сил в аптечном ритейле. Аптечная сеть “Доктор Столетов” заключила договор об оказании услуг управления с аптечной сетью “Озерки”. 2013 год для “A.V.E.Group” закончился слиянием с одной из ведущих сетей России “Аптечная сеть 36,6”. Уже в начале 2014 года аптечная сеть “Радуга” объявила о слиянии с “Первой помощью”.
В результате доля ТОП-15 составила 24% (тогда как по итогам 2013 года аналогичный показатель был на уровне 21%).
Лидером рейтинга по итогам 1 полугодия 2014 года остается компания “Ригла”, имеющая один из максимальных показателей по количественному составу сети. Сеть выбрала стратегию органического развития, аптеки открываются как открытого формата под брендом “Ригла”, так и дискаунтеры под брендами “Будь здоров” и “Живика”. Чистый прирост сети составил 82 аптеки за первые шесть месяцев 2014 года.
На втором месте – компания A.V.E.Group: с учетом аптек “36,6” доля компании составила около 3%. В 2014 году A.V.E.Group активно занимается оптимизацией бизнеса “Аптечной сети 36,6” и распродажей точек в регионах, так как делает ставку на развитие исключительно в Московском регионе. По итогам на октябрь 2014 года продано уже порядка 270 точек “36,6”. Основные покупатели: уфимский “Фармленд” (ему досталось более 100 аптек “36,6” в Башкирии), нижегородская “Ладушка” (40 аптек), питерский дистрибьютор БСС (более 50 аптек в различных регионах России).
На этом процесс консолидации не закончился. В августе 2014 года “А5” и “Фармаимпекс” подписали соглашение о создании собственного маркетингового партнерства под маркой “Компас”, которое должно дать возможность проводить совместные акции с производителями лекарств, получать “лучшие условия по прямым контрактам”, а также позволит сформировать единый портфель продуктов под собственной торговой маркой.
В октябре стало известно, что “А5” начала переговоры с “Фармаимпекс” об объединении. Объединенная сеть станет лидером рынка.
Финская Oriola-KD рассматривает возможность продажи своих активов в РФ, которые включают аптеки “Старый лекарь” и “03”. Возможным покупателем называют аптечную сеть “A.V.E.Group”.
Таким образом, перемены в аптечном ритейле продолжаются и дальше. И возможно по результатам года расклад сил на рынке опять изменится.
Немало важную роль играют и регуляторные инициативы: самые серьёзные последствия может иметь вопрос разрешения продажи лекарств в супермаркетах. Тот список, что представлен на сегодняшний день Минздравом, занимает не высокую долю 2% от оборота в рублях в аптеке и 4% – от продаж в упаковках. Сами продуктовые ритейлеры “настаивают” на всем сегменте безрецептурных препаратов. Поддержание этой инициативы, по нашим оценкам, может сильно ударить по аптечному рынку: новая мера будет способствовать сокращению оборота ОТС-препаратов на 40%, а продаж парафармацевтических групп товаров – на 50%. При этом будет закрыто до 30% аптечных учреждений, в зоне риска окажутся аптеки с оборотом меньше 1 млн руб.
Таблица
. ТОП-15 аптечных сетей
Рейтинг 1П 2014 г. |
Аптечные сети |
Объем, млрд. руб. |
Доля на коммерческом сегменте, |
Прирост оборота по сравнению |
Количество точек продаж |
1 |
Ригла |
12,6 |
3,1% |
17% |
1 074 |
2 |
A.V.E. (вкл. 36,6) |
11,8 |
3,0% |
13% |
669 |
3 |
Имплозия |
10,5 |
2,6% |
12% |
1 040 |
4 |
Доктор Столетов (вкл. Озерки) |
8,9 |
2,2% |
1% |
410 |
5 |
А5 |
8,6 |
2,2% |
12% |
996 |
6 |
Радуга (вкл. Первая помощь) |
7,3 |
1,8% |
8% |
752 |
7 |
Фармаимпекс |
6,2 |
1,6% |
14% |
510 |
8 |
Планета здоровья (Опека) |
5,2 |
1,3% |
17% |
540 |
9 |
Классика |
4,0 |
1,0% |
14% |
187 |
10 |
Вита |
3,9 |
1,0% |
6% |
470 |
11 |
Фармленд |
3,6 |
0,9% |
20% |
406 |
12 |
Фармакор |
3,5 |
0,9% |
15% |
394 |
13 |
Самсон-фарма |
3,5 |
0,9% |
21% |
35 |
14 |
Ладушка |
3,1 |
0,8% |
14% |
202 |
15 |
Мелодия здоровья |
3,0 |
0,8% |
22% |
448 |
ТОП-15 |
95,7 |
23,9% |
12,6% |
8 133 |