СКАЧАТЬ (12,2 Кб в архиве, формат doc)

"Рынок БАД" №5(86) 2014

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

БАД от простуды и вирусных заболеваний

Маркетинговое агентство DSM Group

За первое полугодие 2014 года в аптеках страны было продано 6,3 млн. упаковок БАД от простуды и вирусных заболеваний на сумму 568 млн. рублей. Это на 6,3% больше чем в первом полугодии 2013 года в рублях и на 22,4% меньше, чем в упаковках (Рис. 1).

В группу противопростудных БАД входят 7 подгрупп. В первом полугодии 2014 года одну треть от общего объема продаж в рублях занимали БАД, обладающие иммуностимулирующим действием (доля 33%), по упаковкам – БАД, оказывающие общее противовоспалительное действие (32,2%). БАД, применяемые при заболеваниях горла занимают второе место как по стоимостным объемам продаж (28,4%),так и по натуральным (27,2%).

Лидер стоимостных объемов продаж – БАД, обладающие иммуностимулирующим действием, по продажам в упаковках занимает лишь четвертое место с долей 11,3% (Табл. 1).

Таблица 1. Рейтинг продаж по разделам классификатора БАД по итогам 1 полугодия 2014 года

Раздел реестра БАД

Стоимостной объем,
млн. руб.

Прирост 1П 2013/2014 гг., %

Доля

Натуральный объем,
млн. упаковок

Прирост 1П 2013/2014 гг., %

Доля

I01 БАД, обладающие
иммуностимулирующим действием

187,6

93,8

33,0%

0,71

62,5

11,3%

R02 БАД, применяемые
при заболеваниях горла (ангинах, фарингитах, ларингитах и т.д.)

161,4

1,3

28,4%

1,71

-9,3

27,2%

R01 БАД, применяемые при кашле

85,5

13,1

15,0%

1,26

-2,4

20,1%

V03 БАД, оказывающие общее противовоспалительное действие

66,5

-46,7

11,7%

2,02

-47,0

32,2%

R06 БАД, улучшающие состояние дыхательной системы в целом

43,4

-15,1

7,6%

0,30

-16,8

4,8%

R05 БАД, уменьшающие симптомы простудных заболеваний, в том числе жаропонижающие БАД.

24,0

-10,9

4,2%

0,28

-10,1

4,5%

J02 БАД, применяемые при других вирусных заболеваниях
и бактериальных заболеваниях

0,2

29,3

0,0%

0,003

88,6

0,1%

Итог

568,6

6,3

100,0%

6,29

-22,4

100,0%

Если сравнивать объемы продаж в первом полугодии 2014 года с прошлым годом, то можно отметить, что максимальный прирост объемов продаж произошел в наиболее продаваемой группе – “БАД, обладающие иммуностимулирующим действием”: рост на 93,8% в рублях и 62,5% в упаковках. Рост группе обеспечил удачный вывод в конце 2013 года на рынок двух брендов для повышения иммунитета: Витамишка и Риофлора.

Также значительный рост произошел в наименее емкой группе: БАД, применяемые при других вирусных заболеваниях и бактериальных заболеваниях. В остальных группах в этом году в сравнении с прошлым произошел спад или незначительный рост.

По итогам первого полугодия 2014 года доля БАД отечественных производителей в стоимостном объеме продаж группы составляет 44%, – это на 18% меньше, чем в первом полугодии 2013 года. Ситуация иная с объемами продаж в упаковках: 71% продаж принадлежит отечественным производителям, но в 2014 году объёмы реализации также сократились.

Стоимость упаковки БАД от простуды и вирусных заболеваний импортного производства, также как и на рынке в целом выше: 56 рубля за упаковку БАД отечественного производства, 173 рубля – импортного. В сравнении с первым полугодием прошлого года стоимость БАД отечественных производителей выросла на 12,5%, а импортных – на 28,5% (Рис. 2).

В первом полугодии 2014 года более половины стоимостного объема продаж БАД от простуды приходился на две ценовые группы – БАДы по цене за упаковку от 50 до 150 рублей со средней стоимостью 101 рублей (31,6%) и от 150 до 500 рублей со средней ценой 231 рубль (31,7%).

В 1 полугодии 2013 года большая часть продаж (74,7%) приходилась на группу БАД по цене менее 150 рублей. Значительное снижение объемов продаж в ценовой группе до 50 рублей произошло за счет снижения спроса на наиболее продаваемые БАД низшего ценового сегмента: травяные чаи Ромашка и Шалфей. Увеличение объемов реализации в сегменте “150-500 рублей” произошло за счет появления двух новых брендов в группе средств от простуды – бренды Витамишки и Риофлора. В самом дорогостоящем сегменте (стоимость упаковки более 500 рублей) также в первом полугодии 2014 года произошло увеличение объемов продаж (в 2 раза) в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. В сегменте появилась одна из торговых позиций нового бренда Витамишки, заняв сразу лидирующую позицию в сегменте (Рис. 3).

Лидером группы по стоимостным объемам продаж среди производителей является компания PHARMA-MED INC, выпускающая витамины. Компания увеличила объемы продаж в первом полугодии 2014 года на 93,8% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. На втором месте – лидер прошлого года, отечественная компания ООО АЛТАЙ-ФАРМ, которая напротив сократила объемы реализации на 38,9%. Снижение объемов продаж коснулось наиболее продаваемых торговых позиций компании - Чайный напиток Ромашка (-47%) и Шалфей (-7%). Третий в списке – компания DR.THEISS NATURWAREN GMBH также потеряла одну позицию в рейтинге, сократив объемы продаж на 21,7% в сравнении с первым полугодием 2013 года. Объемы продаж одного из наиболее продаваемых брендов компании – ДОКТОР ТАЙСС ЛЕДЕНЦЫ сократились в более чем в 2 раза (Табл. 2).

В рейтинге попали две компании, которые не осуществляли продажи БАД от простуды и вирусных заболеваний в первом полугодии 2013 года. Так нидерландская компания WINCLOVE BIO INDUSTRIES BY начала продажи своего бренда Риофлора (пробиотический комплекс для укрепления иммунитета) во втором полугодии 2013 года и в начале 2014 года уже заняла четвертое место в рейтинге с долей 5,6% от общего объема продаж группы. Белорусская компания ЗАО НП МАЛКУТ вошла в рейтинг (18 место), начав продажи иммуноповышающего витамина с эхинацеей в начале этого года.

Таблица 2. ТОП-20 фирм-производителей БАД в России в 1 полугодии 2014 года

Рейтинг
1П 2014 г.

Изменение

Фирма-производитель

Стоимостный объем, млн. руб. 1П 2014 г.

Прирост стоимостного объема

Доля

1

2

PHARMA-MED INC

106,5

94,3

18,7

2

-1

АЛТАЙ-ФАРМ ООО

73,1

-38,9

12,9

3

-1

DR.THEISS NATURWAREN GMBH

70,7

-21,7

12,4

4

-

WINCLOVE BIO INDUSTRIES BY

32,1

-

5,6

5

6

NATUR PRODUKT

28,9

120,7

5,1

6

2

DR. A.& L.SCHMIDGALL

27,1

58,9

4,8

7

-2

ФАРМПРОДУКТ

24,9

7,4

4,4

8

-1

ЭВАЛАР ЗАО

16,7

-7,8

2,9

9

-3

БАГИРА ООО

15,4

-20,2

2,7

10

-1

АНИИТИВУ АОО/ВУЛКАН

14,9

-10,2

2,6

11

-7

ТАЙГА-ПРОДУКТ ЗАО

13,4

-44,2

2,4

12

6

KURTSAN ILACLARI A.S.

12,3

132,3

2,2

13

-1

КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО

11,9

-5,8

2,1

14

-1

UNIPHARM INC

10,7

-5,3

1,9

15

-5

ФИТОСИЛА ООО/ДЕЛЬ-РИОС ООО

10,3

-35,7

1,8

16

3

SOLGAR VITAMIN AND HERB

7,8

56,4

1,4

17

-3

ЗЕЛДИС ООО

7,6

-3,0

1,3

18

-

МАЛКУТ НП ЗАО

6,1

-

1,1

19

-2

КРАСНОГОРСКЛЕКСРЕДСТВА ОАО

6 ,1

2,2

1,1

20

-5

ФАРМАКОР ПРОДАКШН ООО

4,8

-33,0

0,8

Максимальный прирост в ТОР-20 принадлежит двум компаниям – KURTSAN ILACLARI A.S. (+132%) и NATUR PRODUKT (+120,7%). Львиную долю объемов продаж компании KURTSAN ILACLARI A.S. обеспечивает бренд КОЛМЕКС – пастилки для горла, объемы реализации которого увеличились в 2 раза в сравнении с первым кварталом 2013 года. Прирост компании NATUR PRODUKT также обеспечили пастилки для горла: бренд НОВОСЕПТ (+229,6%).

ТОР-20 брендов БАД от простуды занимает 82% от общего стоимостного объема продаж. По итогам первого полугодия 2014 года лидером рейтинга является новичок, бренд Витамишка компании PHARMA-MED INC. Следом, потеряв 47,4% объема, следует бренд Ромашка, который выпускают четыре отечественных производителя. Третью строчку также как и в первом полугодии 2013 года занимает бренд ДОКТОР ТАЙСС ЛЕДЕНЦЫ с долей 8,5% (Табл. 3).

Таблица 3. ТОП-20 брендов БАД в России в 1П 2014 года

Рейтинг
1П 2014 г.

Изменение

Бренд

Стоимостный объем, млн. руб. 1П 2014 г.

Прирост стоимостного объема

Доля

1

new

ВИТАМИШКИ

99,2

-

17,4%

2

-1

РОМАШКА

61,0

-47,4

10,7%

3

0

ДОКТОР ТАЙСС ЛЕДЕНЦЫ

48,4

-8,4

8,5%

4

new

РИОФЛОРА

32,1

-

5,6%

5

-1

БАРСУЧИЙ ЖИР

27,4

-26,1

4,8%

6

+2

КАРМОЛИС

27,1

58,9

4,8%

7

-1

ШАЛФЕЙ

26,2

4,5

4,6%

8

+6

НОВОСЕПТ

24,8

229,6

4,4%

9

-2

ШАЛФЕЯ ЛИСТ

16,7

- 7,2

2,9%

10

-5

ДОКТОР ТАЙСС ШАЛФЕЙ

13,5

-59,4

2,4%

11

+7

КОЛМЕКС

12,3

132,3

2,2%

12

-1

ЧАБРЕЦ

10,9

-2,9

1,9%

13

-3

ПОДОРОЖНИК

10,8

-5,4

1,9%

14

-5

ЛЕДЕНЦЫ СИЛА ЧЕТЫРЕХ ТРАВ

10,7

-11,0

1,9%

15

+7

ДОКТОР ТАЙСС СИРОП С ПОДОРОЖНИКОМ

8,8

110,3

1,6%

16

-4

ЭХИНАЦЕЯ

8,1

-25,0

1,4%

17

+2

SOLGAR

7,8

56,4

1,4%

18

-5

БАРСУКОР

7,6

-3,0

1,3%

19

-17

КИДС ФОРМУЛА

7,1

-86,8

1,3%

20

new

ВИТО

6,1

-

1,1%

Максимальный прирост в сравнении с прошлым периодом (первое полугодие 2013 года) принадлежит бренду НОВОСЕПТ компании NATUR PRODUKT (+229,6%) и шесть пунктов вверх в рейтинге. Также значительное увеличение объемов продаж показали бренды КОЛМЕКС (пастилки для горла) компании KURTSAN ILACLARI A.S. (+132,3%) и ДОКТОР ТАЙСС СИРОП С ПОДОРОЖНИКОМ (+110,3%). Максимальное падение объемов продаж коснулось бренда КИДС ФОРМУЛА компании PHARMA-MED INC: вниз на 17 позиций в рейтинге.

Потребление БАД от простуды и вирусных заболеваний в натуральном выражении в первом полугодии 2014 года сократилось по сравнению с 2013 годом за счет сокращения спроса на БАД-лидеры по потреблению прошлого года в самом дешевом сегменте. Рост объемов реализации в стоимостном выражении произошел за счет появление новых брендов средней и высокой ценовой категории. Потребители БАД ищут новые безопасные и эффективные средства, переключая свое внимание на новинки среди БАД или на лекарственные средства с доказанной эффективностью. Таким образом, объемы реализации в упаковках в течение ближайших лет будут также сокращаться, рост группы в рублях будет незначительным.