СКАЧАТЬ (12,2 Кб в архиве, формат doc) |
|
ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! |
|
БАД от простуды и вирусных заболеваний
Маркетинговое агентство DSM Group
За первое полугодие 2014 года в аптеках страны было продано 6,3 млн. упаковок БАД от простуды и вирусных заболеваний на сумму 568 млн. рублей. Это на 6,3% больше чем в первом полугодии 2013 года в рублях и на 22,4% меньше, чем в упаковках (Рис. 1).
В группу противопростудных БАД входят 7 подгрупп. В первом полугодии 2014 года одну треть от общего объема продаж в рублях занимали БАД, обладающие иммуностимулирующим действием (доля 33%), по упаковкам – БАД, оказывающие общее противовоспалительное действие (32,2%). БАД, применяемые при заболеваниях горла занимают второе место как по стоимостным объемам продаж (28,4%),так и по натуральным (27,2%).
Лидер стоимостных объемов продаж – БАД, обладающие иммуностимулирующим действием, по продажам в упаковках занимает лишь четвертое место с долей 11,3% (Табл. 1).
Таблица 1. Рейтинг продаж по разделам классификатора БАД по итогам 1 полугодия 2014 года
Раздел реестра БАД |
Стоимостной объем, |
Прирост 1П 2013/2014 гг., % |
Доля |
Натуральный объем, |
Прирост 1П 2013/2014 гг., % |
Доля |
I01 БАД, обладающие |
187,6 |
93,8 |
33,0% |
0,71 |
62,5 |
11,3% |
R02 БАД, применяемые |
161,4 |
1,3 |
28,4% |
1,71 |
-9,3 |
27,2% |
R01 БАД, применяемые при кашле |
85,5 |
13,1 |
15,0% |
1,26 |
-2,4 |
20,1% |
V03 БАД, оказывающие общее противовоспалительное действие |
66,5 |
-46,7 |
11,7% |
2,02 |
-47,0 |
32,2% |
R06 БАД, улучшающие состояние дыхательной системы в целом |
43,4 |
-15,1 |
7,6% |
0,30 |
-16,8 |
4,8% |
R05 БАД, уменьшающие симптомы простудных заболеваний, в том числе жаропонижающие БАД. |
24,0 |
-10,9 |
4,2% |
0,28 |
-10,1 |
4,5% |
J02 БАД, применяемые при других вирусных заболеваниях |
0,2 |
29,3 |
0,0% |
0,003 |
88,6 |
0,1% |
Итог |
568,6 |
6,3 |
100,0% |
6,29 |
-22,4 |
100,0% |
Если сравнивать объемы продаж в первом полугодии 2014 года с прошлым годом, то можно отметить, что максимальный прирост объемов продаж произошел в наиболее продаваемой группе – “БАД, обладающие иммуностимулирующим действием”: рост на 93,8% в рублях и 62,5% в упаковках. Рост группе обеспечил удачный вывод в конце 2013 года на рынок двух брендов для повышения иммунитета: Витамишка и Риофлора.
Также значительный рост произошел в наименее емкой группе: БАД, применяемые при других вирусных заболеваниях и бактериальных заболеваниях. В остальных группах в этом году в сравнении с прошлым произошел спад или незначительный рост.
По итогам первого полугодия 2014 года доля БАД отечественных производителей в стоимостном объеме продаж группы составляет 44%, – это на 18% меньше, чем в первом полугодии 2013 года. Ситуация иная с объемами продаж в упаковках: 71% продаж принадлежит отечественным производителям, но в 2014 году объёмы реализации также сократились.
Стоимость упаковки БАД от простуды и вирусных заболеваний импортного производства, также как и на рынке в целом выше: 56 рубля за упаковку БАД отечественного производства, 173 рубля – импортного. В сравнении с первым полугодием прошлого года стоимость БАД отечественных производителей выросла на 12,5%, а импортных – на 28,5% (Рис. 2).
В первом полугодии 2014 года более половины стоимостного объема продаж БАД от простуды приходился на две ценовые группы – БАДы по цене за упаковку от 50 до 150 рублей со средней стоимостью 101 рублей (31,6%) и от 150 до 500 рублей со средней ценой 231 рубль (31,7%).
В 1 полугодии 2013 года большая часть продаж (74,7%) приходилась на группу БАД по цене менее 150 рублей. Значительное снижение объемов продаж в ценовой группе до 50 рублей произошло за счет снижения спроса на наиболее продаваемые БАД низшего ценового сегмента: травяные чаи Ромашка и Шалфей. Увеличение объемов реализации в сегменте “150-500 рублей” произошло за счет появления двух новых брендов в группе средств от простуды – бренды Витамишки и Риофлора. В самом дорогостоящем сегменте (стоимость упаковки более 500 рублей) также в первом полугодии 2014 года произошло увеличение объемов продаж (в 2 раза) в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. В сегменте появилась одна из торговых позиций нового бренда Витамишки, заняв сразу лидирующую позицию в сегменте (Рис. 3).
Лидером группы по стоимостным объемам продаж среди производителей является компания PHARMA-MED INC, выпускающая витамины. Компания увеличила объемы продаж в первом полугодии 2014 года на 93,8% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. На втором месте – лидер прошлого года, отечественная компания ООО АЛТАЙ-ФАРМ, которая напротив сократила объемы реализации на 38,9%. Снижение объемов продаж коснулось наиболее продаваемых торговых позиций компании - Чайный напиток Ромашка (-47%) и Шалфей (-7%). Третий в списке – компания DR.THEISS NATURWAREN GMBH также потеряла одну позицию в рейтинге, сократив объемы продаж на 21,7% в сравнении с первым полугодием 2013 года. Объемы продаж одного из наиболее продаваемых брендов компании – ДОКТОР ТАЙСС ЛЕДЕНЦЫ сократились в более чем в 2 раза (Табл. 2).
В рейтинге попали две компании, которые не осуществляли продажи БАД от простуды и вирусных заболеваний в первом полугодии 2013 года. Так нидерландская компания WINCLOVE BIO INDUSTRIES BY начала продажи своего бренда Риофлора (пробиотический комплекс для укрепления иммунитета) во втором полугодии 2013 года и в начале 2014 года уже заняла четвертое место в рейтинге с долей 5,6% от общего объема продаж группы. Белорусская компания ЗАО НП МАЛКУТ вошла в рейтинг (18 место), начав продажи иммуноповышающего витамина с эхинацеей в начале этого года.
Таблица 2. ТОП-20 фирм-производителей БАД в России в 1 полугодии 2014 года
Рейтинг |
Изменение |
Фирма-производитель |
Стоимостный объем, млн. руб. 1П 2014 г. |
Прирост стоимостного объема |
Доля |
1 |
2 |
PHARMA-MED INC |
106,5 |
94,3 |
18,7 |
2 |
-1 |
АЛТАЙ-ФАРМ ООО |
73,1 |
-38,9 |
12,9 |
3 |
-1 |
DR.THEISS NATURWAREN GMBH |
70,7 |
-21,7 |
12,4 |
4 |
- |
WINCLOVE BIO INDUSTRIES BY |
32,1 |
- |
5,6 |
5 |
6 |
NATUR PRODUKT |
28,9 |
120,7 |
5,1 |
6 |
2 |
DR. A.& L.SCHMIDGALL |
27,1 |
58,9 |
4,8 |
7 |
-2 |
ФАРМПРОДУКТ |
24,9 |
7,4 |
4,4 |
8 |
-1 |
ЭВАЛАР ЗАО |
16,7 |
-7,8 |
2,9 |
9 |
-3 |
БАГИРА ООО |
15,4 |
-20,2 |
2,7 |
10 |
-1 |
АНИИТИВУ АОО/ВУЛКАН |
14,9 |
-10,2 |
2,6 |
11 |
-7 |
ТАЙГА-ПРОДУКТ ЗАО |
13,4 |
-44,2 |
2,4 |
12 |
6 |
KURTSAN ILACLARI A.S. |
12,3 |
132,3 |
2,2 |
13 |
-1 |
КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО |
11,9 |
-5,8 |
2,1 |
14 |
-1 |
UNIPHARM INC |
10,7 |
-5,3 |
1,9 |
15 |
-5 |
ФИТОСИЛА ООО/ДЕЛЬ-РИОС ООО |
10,3 |
-35,7 |
1,8 |
16 |
3 |
SOLGAR VITAMIN AND HERB |
7,8 |
56,4 |
1,4 |
17 |
-3 |
ЗЕЛДИС ООО |
7,6 |
-3,0 |
1,3 |
18 |
- |
МАЛКУТ НП ЗАО |
6,1 |
- |
1,1 |
19 |
-2 |
КРАСНОГОРСКЛЕКСРЕДСТВА ОАО |
6 ,1 |
2,2 |
1,1 |
20 |
-5 |
ФАРМАКОР ПРОДАКШН ООО |
4,8 |
-33,0 |
0,8 |
Максимальный прирост в ТОР-20 принадлежит двум компаниям – KURTSAN ILACLARI A.S. (+132%) и NATUR PRODUKT (+120,7%). Львиную долю объемов продаж компании KURTSAN ILACLARI A.S. обеспечивает бренд КОЛМЕКС – пастилки для горла, объемы реализации которого увеличились в 2 раза в сравнении с первым кварталом 2013 года. Прирост компании NATUR PRODUKT также обеспечили пастилки для горла: бренд НОВОСЕПТ (+229,6%).
ТОР-20 брендов БАД от простуды занимает 82% от общего стоимостного объема продаж. По итогам первого полугодия 2014 года лидером рейтинга является новичок, бренд Витамишка компании PHARMA-MED INC. Следом, потеряв 47,4% объема, следует бренд Ромашка, который выпускают четыре отечественных производителя. Третью строчку также как и в первом полугодии 2013 года занимает бренд ДОКТОР ТАЙСС ЛЕДЕНЦЫ с долей 8,5% (Табл. 3).
Таблица 3. ТОП-20 брендов БАД в России в 1П 2014 года
Рейтинг |
Изменение |
Бренд |
Стоимостный объем, млн. руб. 1П 2014 г. |
Прирост стоимостного объема |
Доля |
1 |
new |
ВИТАМИШКИ |
99,2 |
- |
17,4% |
2 |
-1 |
РОМАШКА |
61,0 |
-47,4 |
10,7% |
3 |
0 |
ДОКТОР ТАЙСС ЛЕДЕНЦЫ |
48,4 |
-8,4 |
8,5% |
4 |
new |
РИОФЛОРА |
32,1 |
- |
5,6% |
5 |
-1 |
БАРСУЧИЙ ЖИР |
27,4 |
-26,1 |
4,8% |
6 |
+2 |
КАРМОЛИС |
27,1 |
58,9 |
4,8% |
7 |
-1 |
ШАЛФЕЙ |
26,2 |
4,5 |
4,6% |
8 |
+6 |
НОВОСЕПТ |
24,8 |
229,6 |
4,4% |
9 |
-2 |
ШАЛФЕЯ ЛИСТ |
16,7 |
- 7,2 |
2,9% |
10 |
-5 |
ДОКТОР ТАЙСС ШАЛФЕЙ |
13,5 |
-59,4 |
2,4% |
11 |
+7 |
КОЛМЕКС |
12,3 |
132,3 |
2,2% |
12 |
-1 |
ЧАБРЕЦ |
10,9 |
-2,9 |
1,9% |
13 |
-3 |
ПОДОРОЖНИК |
10,8 |
-5,4 |
1,9% |
14 |
-5 |
ЛЕДЕНЦЫ СИЛА ЧЕТЫРЕХ ТРАВ |
10,7 |
-11,0 |
1,9% |
15 |
+7 |
ДОКТОР ТАЙСС СИРОП С ПОДОРОЖНИКОМ |
8,8 |
110,3 |
1,6% |
16 |
-4 |
ЭХИНАЦЕЯ |
8,1 |
-25,0 |
1,4% |
17 |
+2 |
SOLGAR |
7,8 |
56,4 |
1,4% |
18 |
-5 |
БАРСУКОР |
7,6 |
-3,0 |
1,3% |
19 |
-17 |
КИДС ФОРМУЛА |
7,1 |
-86,8 |
1,3% |
20 |
new |
ВИТО |
6,1 |
- |
1,1% |
Максимальный прирост в сравнении с прошлым периодом (первое полугодие 2013 года) принадлежит бренду НОВОСЕПТ компании NATUR PRODUKT (+229,6%) и шесть пунктов вверх в рейтинге. Также значительное увеличение объемов продаж показали бренды КОЛМЕКС (пастилки для горла) компании KURTSAN ILACLARI A.S. (+132,3%) и ДОКТОР ТАЙСС СИРОП С ПОДОРОЖНИКОМ (+110,3%). Максимальное падение объемов продаж коснулось бренда КИДС ФОРМУЛА компании PHARMA-MED INC: вниз на 17 позиций в рейтинге.
Потребление БАД от простуды и вирусных заболеваний в натуральном выражении в первом полугодии 2014 года сократилось по сравнению с 2013 годом за счет сокращения спроса на БАД-лидеры по потреблению прошлого года в самом дешевом сегменте. Рост объемов реализации в стоимостном выражении произошел за счет появление новых брендов средней и высокой ценовой категории. Потребители БАД ищут новые безопасные и эффективные средства, переключая свое внимание на новинки среди БАД или на лекарственные средства с доказанной эффективностью. Таким образом, объемы реализации в упаковках в течение ближайших лет будут также сокращаться, рост группы в рублях будет незначительным.