СКАЧАТЬ (266 Кб в архиве, формат pdf)

"Рынок БАД" №2(83) март/апрель, 2014

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Травяные сборы. Фиточаи

Маркетинговое агентство DSM Group

Сборы лекарственных трав и чайные напитки на их основе традиционно пользуются широкой популярностью у населения России. Являясь неотъемлемой частью традиционной медицины, они всегда присутствовали на аптечных полках. Не смотря на то, что ассортимент лекарств и БАД в последние годы растет и качественно, и количественно, чаи и отвары лекарственных растений по-прежнему не ослабевают свои позиции.

Однако, не стоит утверждать, что рассматриваемый сегмент аптечного рынка не меняется. В последние несколько лет изменения довольно очевидны и касаются в первую очередь структуры спроса.

Для начала, внесем определения: рынок травяных сборов и фиточаев представлен БАД и лекарствами. Группа лекарств включает в основном растительное сырье, с доказанной лечебной эффективностью. Как правило, это насыпные измельченные листья, используемые не как готовое средства (например, напиток), а как полуфабрикат для приготовления лечебного средства. Группа БАД по содержанию более разнообразна – сюда также входят измельченные части лекарственных растений, не зарегистрированных как ЛС, а также различные чаи на их основе. Справедливости ради, надо сказать, что чаи в фильтр-пакетах последнее время появляются и среди лекарств, но чаи и напитки из БАД в этом плане более распространены.

Как видно из Рис.1, начиная с 2011 г. довольно резко сократился объем потребления фиточаев и травяных сборов в части лекарств. Одновременно с этим, начался поступательный рост потребления травяных сборов, относящихся к БАД. Эта динамика является следствием смещения спроса в сторону более удобных (“готовых к использованию”) форм. Для потребителя гораздо удобнее использовать сбор трав в пакетиках, чем не дозированный сбор. Это одна сторона медали, но есть еще одни значимый фактор. Производителям травяных сборов и фиточаев выгоднее выпускать рассматриваемую группу товаров как БАД. Причиной тому следующие факторы:

• Упрощенная относительно лекарств система регистрации

• Возможность неограниченного информационного продвижения (включая, рекламу и промо-акции)

• Отсутствие ценового регулирования

• Широкие возможности для расширения продуктовой линейки

Экономический кризис 2008 г., по всей видимости, способствовал пересмотру не только потребительской лекарственной корзины, но и продуктовой политики многих производителей травяных сборов и фиточаев. Так, весьма распространенным явлением стал переход производителей из сегмента лекарств в сегмент БАД (либо расширяя линейку, когда наравне с лекарствами начинают впускать травяные сборы в виде БАД, либо прекращая выпуск лекарств по окончании срока действия регистрационного удостоверения и фокусируясь только на БАД).

Динамика аптечных продаж фиточаев и травяных сборов в упаковках подтверждает это обстоятельство (Рис. 2).

Свыше 90% травяных сборов из группы БАД – это чай или чайный напиток, порядка 80% сборов из группы лекарств – измельченное сырье или растительный порошок (Рис. 3).

По итогам 2013 г. упаковка травяного сбора, являющегося лекарством, стоила в аптеках в среднем 36 руб., аналогичная группа товаров из БАД была в среднем в два раза дороже. Примечательно, что за последние пять лет цена на рассматриваемую группу аптечного ассортимента существенно не менялась.

В 2013 г. в аптеках России были представлены 115 торговых наименований травяных сборов, которые поставлялись 64 фирмами-производителями. При этом, предложение можно назвать умеренно “концентрированным” – на долю 10 ключевых торговых позиций приходится не более 43% рынка фиточаев и сборов, относящихся к ЛС.

В то же время ассортимент БАД, входящих в группу фиточаев и травяных сборов, значительно шире – 907 торговых позиций, поставляемых 122 фирмами-производителями. И здесь степень концентрации рынка немного выше – более 50% продаж обеспечиваются за счет 10 ведущих торговых наименований и выделяются два явных лидера – ТУРБОСЛИМ ОЧИЩЕНИЕ и РОМАШКА ЦВЕТКИ.

Таблица 1. Top-10 торговых позиций БАД среди травяных сборов и фиточаев в аптеках России

Торговое наименование

Фирма-производитель

Объем продаж
(в ценах закупки), млн. руб.

Прирост (2013/2012)

Доля, %

1

ТУРБОСЛИМ ОЧИЩЕНИЕ

ЭВАЛАР ЗАО

246,1

5%

19%

2

РОМАШКА ЦВЕТКИ

АЛТАЙ-ФАРМ ООО

191,5

75%

14%

3

HIPP Д/КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ

HIPP

64,5

3%

5%

4

ЛЕТЯЩАЯ ЛАСТОЧКА
ЭКСТРА

ЛЮЙШАНЬЦЗЮ ПЕКИНСКАЯ КОМПАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЧАЕВ

40,8

34%

3%

ШЕНЬЯНСКАЯ КОМПАНИЯ “СИНВЭЙ”

11,6

-12%

1%

5

ЛЕСНОЙ БУКЕТ С РОМАШКОЙ

МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ “НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА”, ООО

28,7

129%

2%

6

САНТИМИН

КОРОЛЕВФАРМ OOO

26,2

-14%

2%

7

ШАЛФЕЯ ЛИСТ

АЛТАЙ-ФАРМ ООО

25,2

-1%

2%

8

ЛЬНА СЕМЯ

КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО

23,6

7%

2%

АЛТАЙ-ФАРМ ООО

0,1

6644%

0,004%

9

ЧЕРЕДЫ ТРАВА

КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО

16,6

-3%

1%

АУРА-ФАРМ ООО

0,001

-6%

0,0001%

10

ВИТА-ПЛАНТ N16
ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЕСА

NATUR PRODUKT

16,1

0%

1%

 

Таблица 2. Top-10 торговых позиций ЛС среди травяных сборов и фиточаев в аптеках России

Торговое наименование

Фирма-производитель

Объем продаж
(в ценах закупки), млн. руб.

Прирост (2013/2012)

Доля, %

1

РОМАШКИ ЦВЕТКИ

Разные производители

98,7

-39%

9%

2

ШАЛФЕЯ ЛИСТЬЯ

Разные производители

45,1

-31%

5%

3

ЧЕРЕДЫ ТРАВА

Разные производители

31,3

-2%

5%

4

СЕННЫ ЛИСТЬЯ

Разные производители

33,6

-10%

5%

5

ШИПОВНИКА ПЛОДЫ

Разные производители

28,8

-10%

4%

6

ВАЛЕРИАНЫ КОРНЕВИЩА
С КОРНЯМИ

Разные производители

20,7

11%

4%

7

МЯТЫ ПЕРЕЧНОЙ ЛИСТЬЯ

Разные производители

16,5

33%

3%

8

КРАПИВЫ ЛИСТЬЯ

Разные производители

23,3

-11%

3%

9

БЕРЕЗОВЫЕ ПОЧКИ

СТАРТ-ФИТО ООО

19,0

-5%

3%

10

ЧИСТОТЕЛА ТРАВА

Разные производители

14,7

16%

3%

 

Сегмент травяных сборов и фиточаев в аптеках России остается довольно консервативным, не смотря на то, что сейчас мы наблюдаем переход от измельченных насыпных форм к более удобным фильтр-пакетам. С высокой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшие два-три года продолжится рост спроса на сборы, относящиеся к БАД, при одновременном сокращении лекарственного сектора. Тем не менее, если рассматривать в совокупности и лекарства и БАД в группе фиточаев и травяных сборов, то можно говорить о небольшом (в районе 3-5% ежегодно) росте потребления в ближайшей перспективе. Иными словами, через два-три года стоимостной объем потребления фиточаев и травяных сборов немного превысит 2 млрд. руб. (в ценах закупки аптек).