СКАЧАТЬ (266 Кб в архиве, формат pdf) |
|
ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!! |
|
Травяные сборы. Фиточаи
Маркетинговое агентство DSM Group
Сборы лекарственных трав и чайные напитки на их основе традиционно пользуются широкой популярностью у населения России. Являясь неотъемлемой частью традиционной медицины, они всегда присутствовали на аптечных полках. Не смотря на то, что ассортимент лекарств и БАД в последние годы растет и качественно, и количественно, чаи и отвары лекарственных растений по-прежнему не ослабевают свои позиции.
Однако, не стоит утверждать, что рассматриваемый сегмент аптечного рынка не меняется. В последние несколько лет изменения довольно очевидны и касаются в первую очередь структуры спроса.
Для начала, внесем определения: рынок травяных сборов и фиточаев представлен БАД и лекарствами. Группа лекарств включает в основном растительное сырье, с доказанной лечебной эффективностью. Как правило, это насыпные измельченные листья, используемые не как готовое средства (например, напиток), а как полуфабрикат для приготовления лечебного средства. Группа БАД по содержанию более разнообразна – сюда также входят измельченные части лекарственных растений, не зарегистрированных как ЛС, а также различные чаи на их основе. Справедливости ради, надо сказать, что чаи в фильтр-пакетах последнее время появляются и среди лекарств, но чаи и напитки из БАД в этом плане более распространены.
Как видно из Рис.1, начиная с 2011 г. довольно резко сократился объем потребления фиточаев и травяных сборов в части лекарств. Одновременно с этим, начался поступательный рост потребления травяных сборов, относящихся к БАД. Эта динамика является следствием смещения спроса в сторону более удобных (“готовых к использованию”) форм. Для потребителя гораздо удобнее использовать сбор трав в пакетиках, чем не дозированный сбор. Это одна сторона медали, но есть еще одни значимый фактор. Производителям травяных сборов и фиточаев выгоднее выпускать рассматриваемую группу товаров как БАД. Причиной тому следующие факторы:
• Упрощенная относительно лекарств система регистрации
• Возможность неограниченного информационного продвижения (включая, рекламу и промо-акции)
• Отсутствие ценового регулирования
• Широкие возможности для расширения продуктовой линейки
Экономический кризис 2008 г., по всей видимости, способствовал пересмотру не только потребительской лекарственной корзины, но и продуктовой политики многих производителей травяных сборов и фиточаев. Так, весьма распространенным явлением стал переход производителей из сегмента лекарств в сегмент БАД (либо расширяя линейку, когда наравне с лекарствами начинают впускать травяные сборы в виде БАД, либо прекращая выпуск лекарств по окончании срока действия регистрационного удостоверения и фокусируясь только на БАД).
Динамика аптечных продаж фиточаев и травяных сборов в упаковках подтверждает это обстоятельство (Рис. 2).
Свыше 90% травяных сборов из группы БАД – это чай или чайный напиток, порядка 80% сборов из группы лекарств – измельченное сырье или растительный порошок (Рис. 3).
По итогам 2013 г. упаковка травяного сбора, являющегося лекарством, стоила в аптеках в среднем 36 руб., аналогичная группа товаров из БАД была в среднем в два раза дороже. Примечательно, что за последние пять лет цена на рассматриваемую группу аптечного ассортимента существенно не менялась.
В 2013 г. в аптеках России были представлены 115 торговых наименований травяных сборов, которые поставлялись 64 фирмами-производителями. При этом, предложение можно назвать умеренно “концентрированным” – на долю 10 ключевых торговых позиций приходится не более 43% рынка фиточаев и сборов, относящихся к ЛС.
В то же время ассортимент БАД, входящих в группу фиточаев и травяных сборов, значительно шире – 907 торговых позиций, поставляемых 122 фирмами-производителями. И здесь степень концентрации рынка немного выше – более 50% продаж обеспечиваются за счет 10 ведущих торговых наименований и выделяются два явных лидера – ТУРБОСЛИМ ОЧИЩЕНИЕ и РОМАШКА ЦВЕТКИ.
Таблица 1. Top-10 торговых позиций БАД среди травяных сборов и фиточаев в аптеках России
№ |
Торговое наименование |
Фирма-производитель |
Объем продаж |
Прирост (2013/2012) |
Доля, % |
1 |
ТУРБОСЛИМ ОЧИЩЕНИЕ |
ЭВАЛАР ЗАО |
246,1 |
5% |
19% |
2 |
РОМАШКА ЦВЕТКИ |
АЛТАЙ-ФАРМ ООО |
191,5 |
75% |
14% |
3 |
HIPP Д/КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ |
HIPP |
64,5 |
3% |
5% |
4 |
ЛЕТЯЩАЯ ЛАСТОЧКА |
ЛЮЙШАНЬЦЗЮ ПЕКИНСКАЯ КОМПАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЧАЕВ |
40,8 |
34% |
3% |
ШЕНЬЯНСКАЯ КОМПАНИЯ “СИНВЭЙ” |
11,6 |
-12% |
1% |
||
5 |
ЛЕСНОЙ БУКЕТ С РОМАШКОЙ |
МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ “НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА”, ООО |
28,7 |
129% |
2% |
6 |
САНТИМИН |
КОРОЛЕВФАРМ OOO |
26,2 |
-14% |
2% |
7 |
ШАЛФЕЯ ЛИСТ |
АЛТАЙ-ФАРМ ООО |
25,2 |
-1% |
2% |
8 |
ЛЬНА СЕМЯ |
КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО |
23,6 |
7% |
2% |
АЛТАЙ-ФАРМ ООО |
0,1 |
6644% |
0,004% |
||
9 |
ЧЕРЕДЫ ТРАВА |
КОМПАНИЯ ХОРСТ ООО |
16,6 |
-3% |
1% |
|
АУРА-ФАРМ ООО |
0,001 |
-6% |
0,0001% |
|
10 |
ВИТА-ПЛАНТ N16 |
NATUR PRODUKT |
16,1 |
0% |
1% |
Таблица 2. Top-10 торговых позиций ЛС среди травяных сборов и фиточаев в аптеках России
№ |
Торговое наименование |
Фирма-производитель |
Объем продаж |
Прирост (2013/2012) |
Доля, % |
1 |
РОМАШКИ ЦВЕТКИ |
Разные производители |
98,7 |
-39% |
9% |
2 |
ШАЛФЕЯ ЛИСТЬЯ |
Разные производители |
45,1 |
-31% |
5% |
3 |
ЧЕРЕДЫ ТРАВА |
Разные производители |
31,3 |
-2% |
5% |
4 |
СЕННЫ ЛИСТЬЯ |
Разные производители |
33,6 |
-10% |
5% |
5 |
ШИПОВНИКА ПЛОДЫ |
Разные производители |
28,8 |
-10% |
4% |
6 |
ВАЛЕРИАНЫ КОРНЕВИЩА |
Разные производители |
20,7 |
11% |
4% |
7 |
МЯТЫ ПЕРЕЧНОЙ ЛИСТЬЯ |
Разные производители |
16,5 |
33% |
3% |
8 |
КРАПИВЫ ЛИСТЬЯ |
Разные производители |
23,3 |
-11% |
3% |
9 |
БЕРЕЗОВЫЕ ПОЧКИ |
СТАРТ-ФИТО ООО |
19,0 |
-5% |
3% |
10 |
ЧИСТОТЕЛА ТРАВА |
Разные производители |
14,7 |
16% |
3% |
Сегмент травяных сборов и фиточаев в аптеках России остается довольно консервативным, не смотря на то, что сейчас мы наблюдаем переход от измельченных насыпных форм к более удобным фильтр-пакетам. С высокой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшие два-три года продолжится рост спроса на сборы, относящиеся к БАД, при одновременном сокращении лекарственного сектора. Тем не менее, если рассматривать в совокупности и лекарства и БАД в группе фиточаев и травяных сборов, то можно говорить о небольшом (в районе 3-5% ежегодно) росте потребления в ближайшей перспективе. Иными словами, через два-три года стоимостной объем потребления фиточаев и травяных сборов немного превысит 2 млрд. руб. (в ценах закупки аптек).