СКАЧАТЬ (6.5 Кб в архиве, формат MS Word)

"Рынок БАД" №1(82) январь/февраль, 2014

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Функциональные напитки: изменения на рынке и тренды

Е.О. Котина, Директор по развитию ООО “БИОФАРМОС”

Функциональные напитки – это безалкогольные продукты, содержащие такие ингредиенты как травы, витамины, минералы, аминокислоты, фрукты или овощи. Примерами функциональных напитков являются спортивные напитки, энергетические напитки, готовые к употреблению (RTD) чаи, фруктовые напитки, соевые напитки и вода с различными добавками. Функциональные напитки стали популярными благодаря своей привлекательности для потребителей из-за полезности для здоровья и удобства в использовании.

Рынок функциональных напитков неуклонно растет на протяжении последнего десятилетия, с резким ростом за последние пару лет. Согласно Datamonitor, мировой рынок безалкогольных напитков оценивается почти в 500 млрд. долл. (Европа – 189 млрд. долл.). Китай стал самой быстрорастущей страной с темпом роста 77% в течение последнего десятилетия.

Рынок функциональных напитков – нутрицевтиков и обогащенных продуктов – продолжает стабильно развиваться, однако такие традиционные категории как апельсиновый и другие фруктовые соки уступают свое место новым продуктам. Согласно данным Packaged Facts, за 2007-2012 годы потребление апельсинового сока сократилось на 3,6%, а замороженного апельсинового сока значительно упало (-14,7%). Теперь на рынке функциональных напитков “звездными” ингредиентами являются, например, кокосовая вода, новые источники белка и овощи. В то же время, развиваются такие сегменты как спортивные напитки и готовые к употреблению чаи (RTD).

Экзотические смеси фруктовых соков и богатые антиоксидантами “суперфрукты”, неожиданные комбинации фруктовых и овощных соков, коктейли, кокосовая вода и сок алоэ вера продолжают набирать популярность. Все это происходит благодаря развитию технологии: теперь производители могут сделать то, что не могли раньше, а обычное обогащение продукта различными ингредиентами уже не удивляет потребителя, невыгодно и неинтересно для компаний, работающих на этом рынке. По словам Расса Хейзена (Fortitech, США), еще совсем недавно добавление в напитки рыбьего жира и жирорастворимых ингредиентов было довольно большим препятствием для промышленности. Однако и оно постепенно преодолевается. Технологические возможности по уменьшению частиц до нано-размеров в конечном счете позволит производителям добавлять практически любой нутриент в напиток.

Потребители ищут упрощенные формулы с меньшим количеством ингредиентов (этот тренд использует, например, Valio в своей продукции Clean Label). Для того чтобы позиционировать свою продукцию как натуральную, понятную и полезную для здоровья, производители напитков обращаются к фруктовым и овощным смесям, которые предлагают функциональные преимущества. Например, зеленый чай, киви, ягоды годжи и черники могут использоваться в энергетических напитках; имбирь, китайский ямс и гриб шиитаке – для иммунитета; плоды унаби, спаржа, чернослив и имбирь – для пищеварения; лонган, свекла и гранат – для здоровья сердечно-сосудистой системы.

Поскольку все больше внимания уделяется чрезмерному потреблению кофеина и вреду для здоровья, который он наносит, то потребители постепенно переходят на чай. Например, в США продажа чая в ресторанах и магазинах достигла 15,7 млрд. долл. в прошлом году (почти на 32% больше, чем в 2007 году), в соответствии с данными Packaged Facts.

В ближайшие два года этот рынок увеличится до $18 млрд. Возможно, благодаря этому тренду Starbucks приобрела Teavana Holdings Inc. за 620 млн. долл.

В то время как потребление чая в США по-прежнему отстает от потребления кофе, Лос-Анджелес Таймс сообщает, что оно, тем не менее, растет в США более быстрыми темпами, по данным исследовательской фирмы IBISWorld. В последнее десятилетие количество чая, потребляемого средним американцем, увеличилось на 22,5% и еще вырастет на 3% в течение следующих пяти лет. Потребление кофе упало на 1,9% за 2003-2013 годы и будет расти менее чем на 1% до 2018 года.

По другую сторону океана, где почти девять из десяти (87%) британцев пьют чай, общий объем розничных продаж чая вырос на 22% до 655 млн. фунтов стерлингов за 2006-2011 годы, согласно данным Mintel.

Возможно, один из наиболее интересных функциональных напитков на рынке – кокосовая вода. Согласно Mintel, число продуктов, выведенных на рынок, увеличилось более чем в пять раз (+540%) с 2008 по 2012 годы. Больше всего продуктов было выведено на рынок Северной Америки, 35% от всех новых продуктов с кокосовой водой в 2012 году, по сравнению с только 17% в 2008 году. Далее следует Европа с 34% новых продуктов, выведенных на рынок, по сравнению с 13% в 2008 году, в то время как на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 14% в 2012 году, по сравнению с 9% в 2008 году. В отличие от этого, однако, было снижение доли продуктов, выведенных на рынок Латинской Америки (16% в 2012 году по сравнению с 61% в 2008 году).

По словам Джонни Форсайта (Mintel), популярность кокосовой воды как спортивного напитка связывается с содержанием в ней высоких уровней электролитов, включая калий, кальций и магний.

Так как потребителей спортивного питания становится все больше (и это не только “классические” спортсмены, но и просто обычные люди, следящие за своим здоровьем), на рынке функциональных напитков все больше внимания уделяется белкам. Растет популярность таких новых вегетарианских источников белка как рис и горох, что создает перспективные ниши для производителей, которые могут расширять целевые группы потребителей и предлагать продукты тем, кто страдает аллергией / обладает чувствительностью к традиционным источникам белка, таким как соя и сыворотка.

Одним из самых интересных трендов на рынке функциональных напитков является использование овощей. Например, компания Numi Organic Tea запустила линию чайных смесей, которые сочетают органические овощи, дикие травы, кофе без кофеина, чай и специи. Компания предлагает такие вкусы как Брокколи-Кинза, Морковь-Карри, Фенхель-Специи, Шпинат-Зеленый Лук и даже Томат-Мята.

Еще один интересный тренд на рынке – коктейли, которые можно использовать в качестве замены такого традиционного завтрака как каша, хлопья, или йогурт. Так, например, компания Kellogg предлагает коктейли со вкусом молочного шоколада, клубники и ванили. Также эти коктейли содержат белок и клетчатку. Популярны и овсяные напитки с натуральным соком: такие коктейли идеальны для тех, кто предпочитает завтракать на ходу или поддерживать спортивную форму.

Больше независимой аналитической информации о современных трендах на рынке биологически активных добавок к пище и функциональных продуктов питания вы можете найти на www.primary-naturals.com (на этом ресурсе есть информация на русском языке).