СКАЧАТЬ (8.18 Кб в архиве, формат MS Word)

"Рынок БАД" №4(71) июнь/июль, 2012

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

РСПП инициировал разработку национального стандарта на производство БАД

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) инициировал разработку национального стандарта на производство и обращение биологически активных добавок к пище (БАД). Соответствующая позиция Подкомиссии по индустрии оптимального питания и продукции для здорового образа жизни Комиссии РСПП по индустрии здоровья была озвучена на международной конференции, проведенной Подкомиссией 8 июня в РСПП с участием представителей Госдумы, профильных органов власти, и нашла отражение в резолюции этого мероприятия.

В конференции приняли также участие депутат Госдумы, председатель Подкомитета по вопросам профилактики и обеспечения здорового образа жизни Комитета Госдумы по охране здоровья Серей Фургал; директор Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли (Минпромторга) России Константин Леонидов; первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия; Председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России Андрей Лоцманов; эксперт IADSA (Международный альянс производителей диетических и функциональных добавок) Василиос Франкос.

Участники конференции пришли к выводу, что стандарт позволит ввести единые прозрачные правила на этом рынке, которые предъявят требования к уровню безопасности, к росту ответственности участников рынка, формированию высоких критериев качества предлагаемого потребителю оптимального питания. В дальнейшем национальный стандарт сможет перерасти в межгосударственный документ в рамках ЕврАзЭС и стать основой формирования технического регламента Таможенного союза.

Как отметил исполнительный вице-президент, руководитель Комиссии РСПП по индустрии здоровья Виктор Черепов, “ряд сфер отрасли оптимального питания по-прежнему имеет проблемы, обусловленные несоблюдением рядом участников рынка принципов ответственного ведения бизнеса”. По его словам, во всех сегментах российского рынка здорового питания и его инновационного сектора — оптимального питания — назрела необходимость формирования как специализированных технических регламентов, требующих обязательного применения, так и добровольной стандартизации с целью дальнейшего устойчивого развития этой сферы потребительского рынка. Между тем, как отмечается в материалах конференции, в настоящее время к рынку БАД предъявляется большое число претензий контролирующих органов, значительная часть которых связана с уровнем качества продукции.

При этом рынок БАД характеризуется активным ростом и доминированием этого сегмента в структуре отрасли оптимального питания. Так, по данным исследований Euromonitor International, оборот рынка витаминов и БАД в РФ вырос примерно на 13% в 2011 году и достиг 42 млрд руб., с 2006 года объем рынка удвоился. Непосредственно на БАД в этом объеме в 2011 году пришлось 26 млрд руб., что также на 13% превысило уровень 2010 года. По прогнозам экспертов, рынок витаминов и БАД будет расти в среднем на 5% в год в ближайшие пять лет и достигнет 54,7 млрд руб. в 2016 году.

Безусловно, такой масштабный сегмент отрасли здорового питания требует и более пристального внимания к вопросам обеспечения качества продукции.

Важным инструментом регулирования этого рынка может стать стандартизация, считает заместитель руководителя Федерального агентства по метрологии и стандартизации РФ (Росстандарта) Александр Зажигалкин. Он напомнил, что целями стандартизации в России являются повышение уровня качества и безопасности жизни, здоровья граждан; гармонизация с передовыми мировыми практиками; развитие добросовестной конкуренции, инноваций, условий для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.

В этой связи Главный ученый сек­ретарь Президиума РАМН, руководитель Подкомиссии по индустрии оптимального питания и продукции для здорового образа жизни Комиссии РСПП по индустрии здоровья, директор НИИ питания РАМН, академик Виктор Тутельян заявил, что случаи недобросовестного поведения ряда производителей БАД не только подрывают репутацию всей отрасли, но и экономики страны в целом. Это может привести к негативными последствиями в условиях интеграция России в международное экономическое пространство.

“Абсолютная безответственность вре­менщиков-производителей в первую очередь бьет по здоровью населения. Следствием этого может стать появление у обманутого потребителя опасения применять продукты оптимального питания, в том числе БАД. А отказ от БАД как носителей доказано-полезных ингредиентов, в том числе витаминов, минералов, жирных кислот вследствие грубой фальсификации информации и нарушения требований по качеству негативно влияет на здоровье и качество жизни людей, катастрофически снижает защищенность организма от неблагоприятных природных факторов”, — делает вывод академик РАМН.

Однако и существующая проектная нормативно-правовая база в сфере обращения БАД не имеет единого регулирующего документа и единого финального определения этого вида пищевой продукции, отметил заместитель руководителя Подкомиссии по индустрии оптимального питания и продукции для здорового образа жизни Комиссии РСПП по индустрии здоровья Анатолий Кутышенко. По его словам, около 50 нормативно-правовых документов, а также около десятка писем, методических рекомендаций Роспотребнадзора прямо или косвенно регламентируют сферу производства и оборота продуктов оптимального питания.

Он отметил, что сферу производства БАД в РФ напрямую затрагивает только один нормативно-правовой документ – действующий с июня 2003 года СанПиН “Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)”. В условиях Таможенного союза основы этих требований теперь включены и в перечень “Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)”.

Однако целевого документа, который бы регулировал сферу БАД, пока нет. Все технические регламенты Таможенного союза (принятые и разрабатываемые) лишь фрагментарно касаются БАД, которые являются особой категорией пищевой продукции, отличной от таких категорий как “пищевая добавка” и “специализированная пищевая продукция, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания”.

По итогам состоявшегося обсуждения в РСПП планируется создать рабочую группу с участием экспертов Подкомиссии РСПП, представителей ЕЭК, Росстандарта, Роспотребнадзора, Минздрава России, Минпромторга России и НИИ питания РАМН для разработки проекта национального стандарта на производство и обращение БАД. При этом будет учитываться опыт Международного альянса национальных ассоциаций производителей диетических и функциональных добавок (IADSA) как ключевого зарубежного разработчика стандартов и требований в сфере производства и обращения БАД.

Remedium.ru

Производители БАД считают документ об ограничении рекламы дискриминацией

Не так давно депутат Антон Беляков вынес на рассмотрение Госдумы законопроект об ограничении рекламы БАД в СМИ. Суть документа сводится к следующему: рекламу добавок разрешается распространять только в медицинских, фармацевтических изданиях и на специализированных мероприятиях. А сами рекламные материалы “не должны создавать впечатление, что БАД обладают лечебными свойствами”.

В свою очередь, производители биологически активных добавок резко отреагировали на инициативу, раскритиковав ее, сообщает АМИ-ТАСС. По словам директора московского представительства ЗАО “Эвалар” Наталии Прокопьевой, документ спровоцирует не только снижение официальных продаж БАД, но повышение активности мошенников и подъем теневого рынка. Как отмечают члены Некоммерческого партнерства “Производителей Биологически Активных Добавок” (НПП БАД), рынок биодобавок не может развиваться, как раз, из-за ограничений в законе “О рекламе”.

В частности, экспертов смущает понятие в законе “создавать впечатление о лечебном действии” в отношении средств. Это оценочная характеристика, не имеющая законодательного определения. Значит, контролирующие органы имеют возможность произвольно толковать текст документа.

БАД же составляют значительную часть экономики. Согласно статистике DSM Group, на март 2012 года емкость отечественного рынка БАД равняется двум миллиардам рублей. ФАС (Федеральная антимонопольная служба) также подчеркивает: на производителей и поставщиков БАД приходится менее одного процента нарушений законодательства о рекламе.

Meddaily.ru

ФАС предлагает штрафовать распространителей незаконной рекламы БАД

ФАС России разработала поправки в закон о рекламе и КоАП РФ, которые позволяют штрафовать за вводящую в заблуждение рекламу биологически активных добавок (БАД) ее распространителей. Соответствующий законопроект обнародован на сайте Минэкономразвития России.

В настоящее время штрафовать за рекламу БАД под видом лекарственных средств можно только рекламодателей — на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Однако, как отмечает антимонопольное ведомство, рекламодатели часто оказываются фирмами-однодневками, которые на момент выявления нарушения или рассмотрения дела об административном правонарушении уже успели прекратить деятельность. Поэтому такой распространитель рекламы не признается лицом, несущим ответственность за данное нарушение.

“Такая ситуация является недопустимой с учетом высокой общественной опасности данного нарушения”, — отмечает ФАС России. В связи с этим ведомство и предлагает привлекать к ответственности за недобросовестную рекламу БАД не только рекламодателей, но и распространителей рекламы.

Также предлагается дополнить закон о рекламе требованием об обязательном предупреждении в рекламе БАД о том, что они не являются лекарственным средством. Данная норма направлена на предотвращение введения потребителя рекламы в заблуждение при описании свойств товаров и их влияния на течение заболеваний, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан, ФАС России предлагает внести изменения в КоАП РФ, согласно которым нарушение требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий, услуг и БАД выделяется в самостоятельный состав правонарушения с повышенной ответственностью по сравнению с нарушением общих требований к рекламе.

Garant.ru