СКАЧАТЬ (21.6 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №6(8) ноябрь/декабрь, 2002

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Проблема оценки эффективности БАД в России и за рубежом

А. Н. Орехов, Москва

Тезисы доклада на медико-фармацевтическом форуме (29 октября - 2 ноября 2002 г. Москва, СК Олимпийский)

Проблема оценки эффективности биологически активные добавки к пище (БАД) чрезвычайно важна, поскольку БАД являются социально значимым продуктом особенно в связи с новой концепцией здравоохранения в России, ориентированной на охрану здоровья практически здорового человека. Представляется целесообразным изучение зарубежного опыта в этой области.

Крупнейшим зарубежным рынком БАД является рынок США, который регулируется федеральным законодательством. Оговорено, что БАД "должны быть предназначены для приема внутрь в форме таблеток, порошков, желе или капсул, и не являться обычным пищевым продуктом или отдельным компонентом пищи". Ряд БАД, в особенности, растительного и животного происхождения, могут содержать компоненты, обладающие реальным медицинским воздействием на организм человека. Американское законодательство не обязывает разработчиков и производителей БАД подтверждать клиническую эффективность своих продуктов, но стимулирует их заинтересованность в проведении подобных научных исследований.

Для экспертной оценки эффектов БАД, а также регулирования и координации исследований по медицинскому воздействию БАД на организм человека в США в структуре Национальных институтов здоровья созданы два самостоятельных подразделения: Национальный центр комплементарной и альтернативной медицины и Управление по БАД. Эти структуры составляют систему оценки клинической эффективности БАД, имеющая законодательную поддержку и федеральное финансирование. Система позволяет получать и распространять объективную и достоверную информацию о терапевтическом потенциале БАД.

В России некоторые из функций, подобных тем, что выполняет Управление по БАД в США, взяла на себя негосударственная некоммерческая организация, называемая Консультативный центр по биологически активным добавкам к пище и другим нелекарственным оздоровительным продуктам Российской Академии естественных наук. Консультативный центр по БАД решает две основные задачи: (1) выявление эффективных БАД и (2) распространение объективной и достоверной информации об истинной эффективности БАД.

Для выявления эффективных БАД Консультативным центром организуются специальные конференции, симпозиумы, семинары, школы, на которых заслушиваются доклады об эффективности БАД, представляемые производителями или разработчиками. Кроме того, специалисты Консультативного центра собирают информацию об эффективности БАД из всех доступных источников. Заключение экспертов Комиссии по академическим наградам о наличии эффектов является основанием для дальнейшего распространения информации об истинной эффективности БАД.

Распространение информации об эффективных БАД имеет различные формы. На ВВЦ в павильоне "Здоровье" (павильон №13, 2 этаж) расположена экспозиция БАД, зарегистрированных в России, разрабатываются специализированные курсы для студентов и медицинских работников, выпускаются сборники статей, в которых описываются эффекты БАД, а также сборники аннотаций эффективных БАД, создана "горячая" телефонная линия. При Консультативном центре по БАД создан пресс-клуб, ежемесячно издается бюллетень "БАД-бизнес", предназначенный для операторов российского рынка БАД, содержащий справочные материалы, полученные в результате маркетинговых исследований. Создан и развивается в Интернете сайт Консультативного центра по БАД – biodobavki.org.

Консультативный центр по БАД тесно взаимодействует с официальными структурами, ответственными за регулирование рынка БАД и разрабатывающими подходы к оздоровлению на основе применения БАД. Консультативный центр активно ищет пути интеграции в такие структуры.