СКАЧАТЬ (281 Кб в архиве, формат pdf)

"Рынок БАД" №2(69) март/апрель, 2012

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Российские производители определяют “погоду” в сегменте БАД

Обзор российского рынка нелекарственного ассортимента, 2011 г.

Автор: Юлия Гузь

По итогам 2011 г. объем розничных продаж БАД и космецевтики на российском фармацевтическом рынке составил 334 млн упаковок в натуральном выражении и 963 млн USD [1] (692 млн EUR) в стоимостном выражении (рис. 1). По сравнению с 2010 г. объем розничных продаж вырос на 8,1% в упаковках, на 14,4% в долларах США и на 9,3% в евро. Объем коммерческого розничного рынка БАД и космецевтики в национальной валюте увеличился на 11,3% и достиг 28,3 млрд RUB.

В структуре продаж по локализации производства революционных изменений не произошло, хотя отмечена определенная тенденция к уменьшению объема продаж локальных БАД и космецевтики и в стоимостном и в натуральном выражении (рис. 2).

При этом следует отметить, что изменение средней цены за упаковку не оказало значительного влияния на объемы продаж в детализации БАД и космецевтики на продукцию локального и иностранного производства (рис.3). На фоне увеличения средней цены за упаковку импортных БАД (прирост цены составил +4,8%) объем продаж в натуральном выражении вырос на 8,4%. Это сопоставимо с приростом объема продаж в упаковках локальных БАД (+8,1%), средняя цена на которые снизилась на 0,6%. В целом по сегменту по сравнению с 2010г. средняя цена за упаковку БАД в долларах выросла на 5,8%, а в рублях — на 2,6%.

Наибольшую долю продаж в денежном выражении занимает группа [2] БАД 1-го уровня J — “БАД, влияющие на функции органов пищеварения” (рис. 4). В абсолютном выражении объем продаж этой группы составил 217 млн USD; прирост продаж год к году — +17%. В натуральном выражении наиболее востребованной является группа B — “БАД, влияющие преимущественно на процессы тканевого обмена”; к ней относятся подгруппы B01 — “БАД — источники моновитаминов и витаминоподобных веществ”, B02 — “БАД общеукрепляющего действия” и др. В абсолютном выражении объем продаж группы В составляет 93 млн упаковок; прирост год к году— +16,5%.

На более высоком уровне детализации максимальную долю рынка в стоимостном выражении занимает подгруппа J05 — “БАД, способствующие контролю и снижению веса, снижающие аппетит” (табл. 1). Следует отметить, что прирост продаж подгруппы в целом связан, в первую очередь, со значительным увеличением продаж ТМ Худеем за неделю (Леовит). Следует также обратить внимание на подгруппу L02 — “БАД для поддержания функции и снижения риска заболевания предстательной железы”: эта подгруппа продемонстрировала максимальный прирост среди TOP10 подгрупп БАД. При этом более 70% объема продаж подгруппы приходится на ТМ Сеалекс (ВИС ННЦП ГИП). Таким образом, в основном за счет прироста продаж одной торговой марки, доля этой подгруппы в стоимостном выражении в общем объеме розничных продажах БАД и космецевтики увеличилась с 3,8% в 2010 г. до 4,9% по итогам 2011 г.

Таблица 1. TOP10 групп БАД 2-го уровня по объему продаж

в стоимостном выражении, 2011 г.

Рейтинг

Группы БАД 2-го уровня

Доля рынка (USD), %

Прирост продаж, %

2011

2010

1

J05 — БАД, способствующие контролю и снижению веса, снижающие аппетит

8,3

8,5

11

2

B07 — БАД общеукрепляющего действия

6,6

6,9

9

3

M02 — Наружные средства, поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата

6,4

7,9

-6

4

B03 — БАД — источники поливитаминов, содержащие отдельные минералы и минеральные комплексы

5,9

6,6

3

5

J07 — БАД, способствующие поддержанию нормальной микрофлоры кишечника

5,5

4,5

40

6

L02 — БАД для поддержания функции и снижения риска заболевания предстательной железы

4,9

3,8

49

7

S03 — БАД, способствующие нормализации зрения, на основе черники

4,7

5,3

0

8

J02 — БАД для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря

3,4

4,2

-6

9

B04 — БАД — источники жирных кислот

3,4

2,7

45

10

A01 — БАД мягкого успокаивающего действия

3,2

3,5

6

Источник: ЦМИ “Фармэксперт” — Аудит розничных продаж БАД и космецевтики в России

Таблица 2. TOP10 групп БАД 2-го уровня по объему продаж

в натуральном выражении, 2011 г.

Рейтинг

Группы БАД 2-го уровня

Доля рынка (упак.), %

Прирост продаж, %

2011

2010

1

C01 — БАД, содержащие железо

19,2

19,1

9

2

B01 — БАД — источники моновитаминов и витаминоподобных веществ

12,7

10,4

33

3

B07 — БАД общеукрепляющего действия

6,9

7,9

-6

4

H02 — БАД, применяемые для снижения риска развития воспалительных процессов и сезонных заболеваний органов дыхания и их осложнений

6,0

6,0

7

5

M02 — Наружные средства, поддерживающие функцию опорно-двигательного аппарата

5,6

6,4

-6

6

A01 — БАД мягкого успокаивающего действия

4,7

4,7

7

7

J05 — БАД, способствующие контролю и снижению веса, снижающие аппетит

3,8

4,0

2

8

T03 — Антисептические противовоспалительные средства

3,0

3,6

-10

9

J02 — БАД для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря

2,8

3,1

-3

10

B04 — БАД — источники жирных кислот

2,4

2,0

26

В натуральном выражении лидером розничных продаж БАД и космецевтики по итогам 2011 г. стала подгруппа C01 — “БАД, содержащие железо” (табл. 2). Лидером прироста в этой подгруппе является ТМ Гематоген (его выпускают 10 локальных производителей): прирост продаж в упаковках составил +7%. Вероятно, это связано с импульсивными покупками. Как правило, в аптеках Гематоген размещают в прикассовой зоне, и большинство покупателей расценивают Гематоген скорее как лакомство, нежели как железосодержащую добавку.

Таблица 3. TOP10 торговых марок БАД и космецевтики по объему

продаж в стоимостном выражении, 2011 г.

Рейтинг

Торговая марка

Доля рынка (USD), %

Прирост продаж, %

2011

2010

1

Турбослим

3,7

4,0

5

2

Сеалекс

3,5

2,4

64

3

Алфавит

2,6

3,2

-5

4

Фитолакс

2,4

1,9

43

5

Гематоген

2,1

2,1

15

6

Софья

1,6

2,2

-14

7

Доппельгерц

1,4

1,0

62

8

Худеем за неделю

1,4

0,5

207

9

Ци-клим

1,3

1,0

57

10

Бифиформ

1,3

1,2

24

Среди торговых марок в рассматриваемом секторе фармацевтического рынка на 1-м месте находится БАД ТМ Турбослим (Эвалар) (табл. 3). Следует отметить ТМ Гематоген, занимающую 5-е место среди TOP10 торговых марок по объему продаж в стоимостном выражении и 1-е место по объему продаж в упаковках (доля рынка в натуральном выражении — 14,8%). ТМ Худеем за неделю продемонстрировала существенный прирост продаж за счет всех форм выпуска, несмотря на повышение цены на топовые продукты компании-производителя.

Таблица 4. TOP10 производителей БАД и космецевтики по объему продаж

в стоимостном выражении, 2011 г.

Рейтинг

Компания-производитель

Страна происхождения производителя

Доля рынка (упак.), %

Прирост продаж, %

2011

2010

1

Эвалар

Россия

19,4

20,8

7

2

ВИС ННПЦ ГИП

Россия

4,9

3,7

49

3

Диод московский завод

Россия

4,3

5,4

-9

4

Аквион

Россия

3,7

4,2

0

5

Фора-Фарм

Россия

3,5

5,0

-19

6

Ferrosan

Дания

3,3

3,4

10

7

Леовит

Россия

2,0

1,0

131

8

Natur Produkt

Нидерланды

2,0

1,7

30

9

Pharma-Med Inc.

Канада

1,9

1,8

20

10

Экомир

Россия

1,8

1,7

26

Как было отмечено ранее, в сегменте розничных продаж БАД и космецевтики как в стоимостном, так и в натуральном выражении доминируют локальные производители. При этом в число TOP10 производителей по объему продаж в денежном выражении смогли попасть три иностранные компании (табл. 4).

Заключение: В целом по итогам 2011 г. продажи БАД и космецевтики в коммерческом розничном секторе российского фармрынка продемонстрировали положительную динамику и в стоимостном, и в натуральном показателях, несмотря на некоторое повышение цен. Следует также отметить, что наиболее востребованными являются БАД, влияющие на функции органов пищеварения и процессы тканевого обмена, о чем свидетельствуют структура продаж по группам системного действия (и в денежном выражении, и в упаковках). Высокие места по объему продаж занимают БАД, способствующие похудению, а также биодобавки общеукрепляющего действия. Все это позволяет сделать вывод о том, что, вероятнее всего, БАД приобретают потребители, в большинстве своем не имеющие серьезных проблем со здоровьем, но желающие поддержать организм в неблагоприятных условиях (сезонные заболевания, неблагополучная экологическая обстановка, лишний вес и т.д.). Нельзя не отметить также успехи локальных производителей БАД, которым грамотная маркетинговая стратегия и ценовая политика обеспечили доминирующее положение в данном сегменте фармацевтического рынка.

Pharmexpert.ru