СКАЧАТЬ (11.4 Кб в архиве, формат MS Word)

"Рынок БАД" №7(67) ноябрь/декабрь, 2011

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Россия: рентабельность аптечного бизнеса под угрозой?

Как сообщается на сайте www.rbcdaily.ru, в январе-феврале 2011г. все российские аптеки, включая крупные федеральные сети, показали отрицательную или нулевую рентабельность. В Аптечной гильдии подсчитали, что в среднем по стране она составила -0,7%. Причина с 2011 г. аптеки потеряли налоговые льготы, а страховые платежи выросли почти в 2,5 раза. С 1 января 2011 г. согласно Налогового кодекса РФ вступили в силу изменения для аптечных учреждений, ограничивающие применение специального режима налогообложения ЕНВД (единый налог на вмененный доход).

Все государственные и муниципальные аптеки согласно критерию численности штата (более 100 человек) с 1 января 2011 г. были лишены льготы в отношении ЕНВД. Страховые тарифы для аптек выросли с 14 до 34%. По данным Аптечной гильдии, рентабельность аптек ушла в минус по всей России, и это коснулось всех участников рынка. “Особенно плачевная ситуация в регионах, а также у государственных и муниципальных аптек”, — говорит Елена Неволина, исполнительный директор гильдии. По данным организации, если в январе прошлого года рентабельность аптечного бизнеса в различных регионах колебалась от 1,03 до 2,03%, то в январе 2011 г. от -0,2 до 1,7%. Осенью ситуация усугубилась новыми инициативами 30 сентября 2011 г.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект N 607164-5 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”, который сегодня ожидает 2-го чтения. В октябре в Государственной Думе был принят в первом чтении законопроект, снижающий страховые взносы во внебюджетные фонды с 34 до 30% от фонда оплаты труда для субъектов крупного предпринимательства, и с 34 до 20% для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную схему налогообложения (до 100 работников и доля юридических лиц в уставном капитале менее 25%). В середине ноября ожидается рассмотрение законопроекта во втором чтении. До 2011 г. страховой платеж для всех участников рынка был одинаков 14% с оборота.

По оценкам российских экспертов, принятие этого документа может привести к исчезновению отдельных аптечных учреждений, а именно в сельской местности, в силу того, что эти учреждения станут нерентабельными. Участники российского фармрынка обеспокоены возможными изменениями. 8 ноября на конференции, организованной Общественной общероссийской организацией “Деловая Россия” и Российской ассоциацией аптечных сетей, прошедшей в “ИТАР-ТАСС”, представители аптечных сетей обсуждали вероятность исчезновения муниципальных аптек.

Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциацией аптечных сетей, отметила: “В первую очередь под угрозу попадают аптеки государственного и муниципального сектора. А ведь именно они обеспечивают население льготными препаратами. Этот сектор составляет порядка 25% общего аптечного рынка. У нас перестали открывать новые аптеки. Разделение страховых взносов приведет к тому, что аптеки в сельской местности будут закрываться”.

Законопроект также относит аптечные учреждения, облагаемые ЕНВД, к субъектам малого предпринимательства. Таким образом, на фармацевтическом рынке складывается ситуация, при которой с 1 января следующего года для таких аптек будет действовать льготная ставка страховых взносов 20%, а для государственных, муниципальных аптек, обеспечивающих население льготными лекарствами, и крупных публичных компаний она составит 30%. Это, согласно словам Н. Игнатьевой, поставит государственные аптеки, осуществляющие отпуск льготный лекарств, а также гарантированных налогоплательщиков в лице публичных компаний, оперирующих на розничном фармацевтическом рынке, в ущемленное положение.

По мнению участников рынка, единая ставка по страховым отчислениям в 20% позволит аптекам сгладить снижение рентабельности, которое сейчас отмечается на рынке. Валерия Солок, генеральный директор “Аптечной сети 36,6”, сообщила, что к концу года по причине низкой рентабельности компания закроет порядка 60 аптек. “Сегодня мы имеем завышенную ставку страхового платежа, поэтому предлагаем снизить до 20% отчисления по страховым взносам для всех аптек, что, в первую очередь, сделает рынок прозрачным. Если произойдет разделение по страховым взносам, то рынок окажется в опасной ситуации, мы потеряем контроль над качеством препаратов, когда начнут стихийно возникать аптеки-однодневки”.

Сейчас этот законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе, а участники рынка надеются, что все-таки единая ставка для всех аптечных учреждений составит 20%, а не 30%, как предлагается в обсуждаемом законопроекте. Российская ассоциация аптечных сетей уже обратилась в Государственную Думу с просьбой поддержать установление ставки на уровне 20% для всех аптечных учреждений.

Raas.ru

Десятка аптечных сетей сентябрь 2011

Издание “Фармэксперт” составило рейтинг наиболее активно растущих аптечных сетей России за девять месяцев 2011 года. На первом месте Топ-10 российских аптечных сетей по-прежнему находится аптечная сеть “36,6” с долей рынка 2,51%. Для сравнения: в прошлом году сеть занимала 2,4%. За ней с небольшим отставанием следует “Ригла” (с результатом 2,46% рынка против 2,12% за 9 месяцев 2010 года). Самый большой рост показала сеть А5, которая увеличила долю на 0,52 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это произошло благодаря покупке “Мособлфармации” в июне нынешнего года. На пятом месте рейтинга оказалась аптечная сеть “Имплозия”, головной офис которой находится в Самаре. В рейтинг “Фармэксперта” впервые вошли объединения независимых игроков: на седьмом месте с долей рынка 1,01% оказалась Ассоциация независимых аптек, а на девятое место с долей 0,98% попало объединение United Marketing Group.

Raas.ru

Аспирину велено устоять

Фармкомпаниям не разрешили поднять цены на лекарства с учетом инфляции.

В 2012 году цены на препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших будут продаваться в аптеках по тем же ценам, что и сейчас. Для покупателей это бесспорное благо. Но производители пугают, что дешевые лекарства могут стать дефицитом.

Федеральная служба по тарифам не согласовала расчеты новых цен, а минздравсоцразвития, соответственно, отказалось их зарегистрировать. Поэтому и в будущем году цены на важнейшие препараты останутся на теперешнем уровне.

Методика расчета предельной отпускной цены разрешает производителям раз в год произвести перерасчет — с учетом объективно возросших производственных расходов (например, из-за удорожания сырья и энергоносителей) и инфляции. В прошлом году это было сделано. В нынешнем же, как сообщил “Российской газете” генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев, “ФСТ не разрешает компаниям повысить цены в 2012 году даже на уровень инфляции”. В АРФП утверждают, что в результате производство важнейших препаратов станет нерентабельным. “В частности, все компани-члены АРФП производят препараты из списка ЖНВЛП, цены на которые регулирует государство, — говорит Дмитриев. — Есть компании, у которых продуктовый портфель на 80-90 процентов состоит из таких лекарств. Для них отказ в регистрации особенно чувствителен”. В Союзе профессиональных фарморганизаций (СПФО) положение оценивают не столь критично. “Возможно, что кто-то из производителей и решит свернуть нерентабельное производство, но это чисто теоретически, — рассуждает глава СПФО Геннадий Ширшов. — Компании, которые работают в сегменте госпоставок, вряд ли будут предпринимать реальные шаги в “знак протеста”.

В ФСТ тоже не видят повода для нагнетания негативных ожиданий. “Информация, появившаяся в ряде СМИ о том, что отказы в перерегистрации некоторых препаратов приведут к их изъятию из обращения с 1 января 2012 года и дефициту, не соответствует действительности”, — считает советник главы федеральной службы Олег Попов. Он пояснил, что срок действия зарегистрированных цен на лекарства из перечня жизненно необходимых не ограничен.

Что касается процедуры перерегистрации, поясняют в ФСТ, если при оформлении заявки производитель рассчитывает предельную цену, нарушая утвержденную методику, то ему, естественно, такую цену не согласуют. По словам Попова, типичная причина отказа — когда производитель предлагает предельную отпускную цену выше средневзвешенной фактической цены, по которой он отпускал лекарства в предшествующем году. “В этом случае у производителя есть возможность увеличить цены до уже зарегистрированного уровня”, — отмечает представитель ФСТ. В Минздравсоцразвития “РГ” подтвердили, что автоматического пересчета регистрационных цен на лекарства с учетом инфляционного коэффициента, как это было в 2010 году, на этот раз не будет. Что касается перечня ЖНВЛП, его проект внесен в правительство и должен быть утвержден в ближайшие дни. “Но уже 18 ноября вечером в Госреестре цен (это официальный ресурс на сайте Минздравсоцразвития) мы вывесили полный список международных непатентованных наименований и лекарственных форм, входящих в перечень ЖНВЛП на 2012 год. Таким образом, производители имеют полную информацию о том, какая часть их продукции подлежит обязательной регистрации, и могут спокойно подавать документы для прохождения процедуры”, — заключил источник “РГ” в министерстве.

Rg.ru

Фармотрасль должна активно использовать инструменты частно-государственного партнерства

В ближайшие годы не следует ждать быстрых темпов роста в российской фарме, заявил зам. министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. 16 ноября на брифинге в Минпромторге, где обсуждались вопросы развития фармацевтической и медицинской промышленности на условиях частно-государственного партнерства. “Начиная с 2008 г. рынок замедлился, и теперь будет стабильно прибавлять 10-15% ежегодно”, — отметил Д. Мантуров. Затрагивая тему перехода российских фармпредприятий на работу по международным стандартам GMP, он отметил, что те предприятия, которые не смогут это сделать до 2014 г., будут лишены лицензии и закрыты. “Переход предприятий на стандарты GMP необходим в первую очередь для того, чтобы наша продукция могла свободно выходить на европейский фармрынок”, — отметил замминистра. Согласно стратегии “Фарма 2020”, с 2011 по 2015 г. государство будет помогать компаниям, участвующим в импортозамещении. Софинанстрование государства в таких проектах, по словам Д. Мантурова, составит порядка 50-60%.

Во внедрение программы инновационного развития отрасли, которой отводится период 2015-2020гг., доля государственного софинансирования составит порядка 75%. Данная поддержка будет касаться только тех предприятий, которые имеют в России исследовательские лаборатории и собственное производство. Эта стратегия позволит российским производителям иметь больше преференции на нашем рынке, отметил Д. Мантуров.

По его словам, общий объем инвестиций российской фармы до 2020 г. составит порядка 180 млрд руб. Из них 6 млрд уже освоены на модернизацию производственных мощностей государственных фармпредприятий. До конца текущего года планируется израсходовать еще 1,3 млрд. руб. Порядка 7 млрд руб. будет инвестировано в подготовку кадров для фармотрасли. По словам Д. Мантурова, до 2020 г. отрасли потребуется дополнительно до 5 тысяч новых специалистов.

Pharmvestnik.ru

ФАС запретила региональному Минздраву присваивать лекарствам “номера качества”

Федеральная антимонопольная служба признала, что управление Росздравнадзора по Башкирии и Министерство здравоохранения республики нарушили антимонопольное законодательство, сообщает пресс-служба ФАС.

Как установила ФАС, Минздрав республики издал приказы, обязывающие оптовых поставщиков лекарств предоставлятьобразцы лекарственных препаратов, ввозимых на территорию Башкирии, в ГУЗ “Республиканский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств”. Центр проводил контроль качества лекарств, который действующим законодательством не предусмотрен. “В результате такого „контроля“ лекарственным препаратам присваивались региональные „номера качества“, которые служили основанием для возможности оборота лекарств на территории республики”, — отмечают в УФАС.

В итоге с января 2009 по июнь 2011 года из-за “входного контроля” прямые убытки шести крупнейших российских компаний, занимающихся оптовой торговлей лекарственными средствами (СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ, АПТЕКА-ХОЛДИНГ, РОСТА, Катрен, ПРОТЕК и Биотэк), составили 12,3 млн руб., включая убытки от потери лекарственных препаратов, переданных на контроль.

При этом управление Росздравнадзора по Башкирии также нарушило антимонопольное законодательство, согласовав Положения о Центре мониторинга безопасности лекарственных средств в Республике Башкортостан. Таким образом, в ФАС пришли к выводу, что были нарушены закон об обращении лекарственных средств и закон о защите конкуренции, поскольку хозяйствующий субъект — Центр мониторинга — был наделен функциями и правами органов контроля и надзора.

В настоящее время соответствующие решение и предписание Комиссии ФАС России направлены на отмену незаконной процедуры входного контроля на территории Республики Башкортостан.

Pravo.ru

Росздравнадзор создал неравные условия участникам рынка лекарственных средств

9 марта 2005 года и 4 февраля 2010 года Росздравнадзор выдал компании АстраЗенека ЮК Лимитед (Великобритания) регистрационные удостоверения на лекарственный препарат “Меронем”, необоснованно содержащие лекарственную форму препарата “лиофилизат”, в то время как аналогичные препараты восьми других производителей были зарегистрированы в форме порошка.

Кроме того, несмотря на действующую типовую клинико-фармакологическую статью, обязывающую включать в инструкции по медицинскому применению лекарственных средств с МНН “Меропенем” информацию о побочных эффектах со стороны сердечно-сосудистой системы, Росздравнадзор не внес ее в инструкцию препарата “Меронем”. Это привело к расхождению содержания инструкций аналогичных препаратов и к введению потребителей в заблуждение относительно свойств этих препаратов.

Такие действия и бездействие Росздравнадзора создали неравные условия производителям и поставщикам лекарственных препаратов с МНН “Меропенем”, привели к ограничению конкуренции на многочисленных региональных аукционах по закупке этих лекарственных препаратов и не способствовали экономии бюджетных средств.

Справка

Частью 1 статьи 15 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Fas.gov.ru