СКАЧАТЬ (531 Кб в архиве, формат - pdf)

"Рынок БАД" №2(55) март/апрель, 2010

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Рынок в кризис: неожиданный рост

Объем продаж лекарственных средств в коммерческом розничном секторе российского фармацевтического рынка по итогам 2009 г. составил 11,8 млрд USD (в розничных ценах) и почти 4 млрд упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем рынка вырос на 2% в стоимостном выражении и на 4% — в натуральном (рис. 1). Объем рынка в национальной валюте увеличился на 29%, достигнув 373,06 млрд RUB.

Кризисный период на розничном рынке отметился более глубокими “провалами” в ноябре 2008 г. и январе 2009 г., которые были отчасти компенсированы ростом продаж в следующие месяцы. В марте — августе 2009 г. помесячная динамика рынка и в стоимостном, и в натуральном выражении незначительно отличалась от динамики в аналогичный предыдущий период. В сентябре был отмечен скачок продаж, вызванный, очевидно, обеспокоенностью населения в связи с распространением свиного гриппа (рис. 2). Позже, в ноябре 2009 г., был зафиксирован значительный скачок продаж (ОТС-препаратов — на 19,5%, Rx-препаратов — на 10%) по отношению к предыдущему месяцу, что вовсе не характерно для этого периода (в ноябре 2008 и 2007 гг. отмечался спад продаж по отношению к показателям предыдущего месяцa). Среди безрецептурных препаратов наиболее высокие показатели прироста продемонстрировали ЛС, применяемые в лечении и профилактике простуды и гриппа: Арбидол (+151% по сравнению с октябрем), Анаферон (+148%), Оциллококцинум (+94%), а также аскорбиновая кислота, оксолиновая мазь, анальгин, парацетамол и др. После осеннего всплеска в декабре 2009 г. продажи этих же препаратов уменьшились на 40-50% по сравнению с ноябрем, что вызвало нехарактерный для декабря спад.

Среди рецептурных ЛС максимальные показатели прироста в ноябре 2009 г. продемонстрировали препараты из группы системных антибиотиков — Оксампицин (+113%), Амоксициллин (+54%), Амосин (+67%), Цефазолин (+44%), а также некоторые иммуномодуляторы (Деринат, Виферон, Цитовир, Циклоферон). В декабре 2009 г. продажи этих ЛС сократились на 20-40%, однако в результате роста продаж ЛС других групп (большей частью препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний) рынок Rx в декабре 2009 г. продемонстрировал положительный рост по отношению к ноябрю (+4%).

Объем продаж рецептурных препаратов в аптеках по итогам 2009 г. достиг 5,7 млрд USD и 1,05 млрд упаковок, а безрецептурных — 6,0 млрд USD и 2,9 млрд упаковок. Прирост относительно показателей аналогичного периода предыдущего года составил 0,8% в стоимостном выражении и 3,4% — в натуральном в сегменте Rx и соответственно 4,0 и 3,6% — в сегменте OTC.

В 1-й половине 2009 г. в результате падения спроса на ряд безрецептурных ЛС доля Rx-препаратов была несколько выше, чем в аналогичный период предыдущего года (рис. 3a). Однако с середины года ускоренными темпами начали расти продажи безрецептурных препаратов для лечения и профилактики гриппа, так что доля “рецептурки” уменьшилась и в целом по итогам года продемонстрировала небольшое сокращение (по сравнению с показателями за предыдущий год) — с 49,9 до 48,7% в стоимостном выражении и с 26,5 до 26,4% — в натуральном (рис. 3b).

Продажи импортных ЛС в рассматриваемый период увеличились на 1,0% в стоимостном выражении и на 1,6% — в натуральном, а локальных — на 3,5 и 4,7% соответственно. Доля локальных препаратов в объеме коммерческого розничного сектора российского фармрынка по итогам 2009 г. незначительно увеличилась: с 25,24 до 25,71% в стоимостном выражении и с 63,94 до 64,67% — в натуральном (рис. 4). Рост продаж локальных ЛС, вероятно, не связан со сложившейся в кризисный период тенденцией замещения дорогостоящих ЛС более дешевыми, а проистекает все из того же ажиотажного спроса на противовирусные и противопростудные препараты, значительное количество которых производится локальными компаниями. Особенно увеличились продажи анальгетиков-антипиретиков (цитрамон, парацетамол, ацетилсалициловая кислота, анальгин), противовирусных препаратов (Арбидол, Амиксин, Лавомакс), иммуномодуляторов (Гриппферон, Цитовир, Виферон), антибиотиков.

Средняя розничная цена условной упаковки ЛС в коммерческом розничном секторе российского фармрынка по итогам 2009 г. составила 2,97 USD (93,94 RUB), изменившись относительно показателей предыдущего года на –2% в долларах и 35% в рублях (рис. 5).

Коэффициент инфляции, измеренный с помощью индекса Фишера, в 2009 г. составил 1,236 (что соответствует повышению цен в коммерческом розничном секторе российского фармрынка в среднем на 23,6%); это дает возможность определить, что изменение “реальной средней цены”, обусловленное не инфляцией, а сдвигом потребления в сторону более дорогостоящих препаратов, в 2009 г. составило всего 1,0%. Для сравнения: в 2008 г. индекс Фишера составил 1,117; при этом прирост цены за счет сдвига потребления — 11,3% (рис. 6).

В распределении объемов рынка по ценовым сегментам в 2009 г. заметно увеличение (по сравнению с 2008 г.) доли сегмента дорогостоящих препаратов (по цене более 500 USD/упак.) и сегмента самых дешевых ЛС (менее 5 USD/упак.). Доли прочих ценовых сегментов уменьшились (рис. 7). В поквартальной динамике во 2-4 кварталах 2009 г. наблюдается тенденция к росту доли сегмента препаратов по цене 5-20 USD/упак. (во многом благодаря росту продаж противопростудных ЛС и средств для профилактики простудных заболеваний — ТМ Арбидол, Оциллококцинум, Терафлю, Имудон) и снижению доли более дорогих ЛС. Доля препаратов по цене менее 5 USD/упак. сокращается медленно в результате сравнительно быстрого прироста продаж таких препаратов, как Анаферон, Ринза, Колдакт флю, Мезим форте, Но-шпа, уголь активированный, ацетилсалициловая кислота и др.

Наиболее значительный прирост среди дорогостоящих ЛС (относительно показателей предыдущего годa) продемонстрировали противоопухолевые препараты (Авастин, Гливек, Мабтера, Тарцева, Алимтa), а также ряд других ЛС, среди которых препарат для лечения возрастной макулярной дегенерации сетчатки Луцентис, средство для лечения ревматоидного артрита Хумира, противовирусный препарат Вальцит и проч.

Самыми дорогими препаратами в 2009 г. стали новинки рынка: Йонделис (МНН трабектедин; средство для лечения распространенной саркомы мягких тканей) — 121,7 тыс. RUB/упак. и Тоби (МНН тобрамицин; ингаляционный раствор, применяемый в лечении легочных инфекций у детей с муковисцидозом) — 121,6 тыс. RUB/упак.

Лидером среди производителей в 2009 г., как и год назад, является “Фармстандарт” (табл. 1). По итогам года доля компании увеличилась с 5,16 до 5,56%, в результате роста продаж противовирусных препаратов Арбидол и Амиксин, рецептурного витаминного препарата Комбилипен, а также препаратов, относящихся к низкому ценовому сегменту (аскорбиновая кислота, активированный уголь, анальгин, цитрамон и др.).

Второе место принадлежит компании “Байер Хелскэр”, поднявшейся с 4-й на 2-ю строчку рейтинга благодаря приобретению в прошлом году нового актива — компании “Сагмел”, портфель которой в большей степени был ориентирован на коммерческий сегмент рынка, а также росту продаж ряда ее собственных препаратов.

Максимальный прирост в 2009 г. относительно показателей 2008 г. отмечен у компании Тева Фармасьютикал Индастриз Лтд. Как и в случае с Байер Хелскэр, прирост объемов продаж обусловлен расширением ассортиментного портфеля за счет активов компании Плива, приобретенной в конце 2008 г.

Таблица 1. ТОР15 корпораций в коммерческом розничном секторе российского фармрынка, 2009 г.

Рейтинг

Корпорация

Доля продаж (USD), %

Прирост продаж (%), 2009/2008

2009

2008

2009

2008

USD

RUB

1

1

Фармстандарт

5,56

5,16

9

38

2

4

Байер Хелскэр

3,70

3,41

10

40

3

3

Берлин-Хеми/Менарини

3,66

3,45

8

37

4

2

Санофи-Авентис

3,64

3,62

2

30

5

5

Сандоз

3,18

3,38

-4

21

6

7

Гедеон Рихтер

3,12

3,03

5

34

7

6

Новартис

2,96

3,15

-4

21

8

8

Никомед

2,94

2,95

1

29

9

9

Сервье

2,76

2,84

-1

26

10

10

ШТАДА Арцнаймиттель

АГ

2,37

2,26

6

35

11

25

Тева Фармасьютикал Индастриз Лтд

2,11

0,97

122

181

12

12

Крка

2,02

2,11

-3

24

13

11

Солвей Фарма

1,88

2,13

-10

14

14

16

Берингер Ингельхайм

1,70

1,70

2

29

15

13

Шеринг-Плау

1,70

1,93

-10

15

Источник: ЦМИ “Фармэксперт” — мониторинг розничных продаж ЛС в России

Среди торговых марок по-прежнему лидирует Арбидол; в результате ажиотажного спроса на противопростудные ЛС во 2-й половине года его доля выросла с 1,41 до 2,02% (табл. 2). В 2009 г. в ТОР15 вошли ранее в ней не присутствовавшие Анаферон, Но-шпа и Нурофен. Выбыли из ТОР15 ТМ Ксеникал (переместился с 10-го места в 2008 г. на 38-е в 2009 г.), Терпинкод (опустился с 12-го места на 68-е) и Гептрал (переместился с 15-го места на 19-е).

Таблица 2. ТОР15 торговых марок в коммерческом розничном секторе российского фармрынка, 2009 г.

Рейтинг

Торговая марка

Доля продаж (USD), %

Прирост

продаж (%), 2009/2008

2009

2008

2009

2008

USD

RUB

1

1

Арбидол

2,02

1,41

45

80

2

4

Эссенциале

0,89

0,81

11

40

3

9

Оциллококцинум

0,86

0,63

38

71

4

2

Виагра

0,81

0,84

-3

24

5

3

Актовегин

0,78

0,83

-3

23

6

18

Анаферон

0,76

0,52

50

85

7

7

Терафлю

0,74

0,74

2

28

8

6

Пенталгин

0,68

0,75

-7

18

9

5

Линекс

0,68

0,81

-14

10

10

14

Конкор

0,64

0,54

19

51

11

11

Мезим форте

0,61

0,58

8

37

12

27

Нурофен

0,59

0,44

38

74

13

8

Витрум

0,57

0,70

-16

7

14

17

Но-шпа

0,55

0,53

6

34

15

13

Энап

0,54

0,57

-5

22

Источник: ЦМИ “Фармэксперт” — мониторинг розничных продаж ЛС в России

Индекс потребительского доверия, ежеквартально измеряемый Росстатом, в 4-м квартале 2009 г. вырос на 5 пунктов по сравнению с предыдущим кварталом и составил –5%. Индекс ожидаемых изменений также увеличился, достигнув –20% (рис. 8).

Рис. 8. Индекс потребительского доверия и индекс ожидаемых изменений, 1 кв. 2008 — 4 кв. 2009 г.

Доля лечения как целевой статьи в структуре потребительских сбережений в 4-м квартале 2009 г. уменьшилась на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом и увеличилась на 19,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 3).

Таблица 3. Цели создания сбережений (% к общему числу респондентов, делающих сбережения)

Цели создания сбережений

Справочно

4 кв. 2009

3 кв. 2009

2 кв. 2009

1 кв. 2009

4 кв. 2008

3 кв. 2008

2 кв. 2008

1 кв. 2008

Лечение

29,8

30

29,1

29,2

10,7

10,8

10,9

10,9

Покупка недвижимости

28,1

24,9

23,4

24,4

15,6

16,2

16

15,7

Образование (включая обучение детей)

13,3

14,2

15

13,9

9,7

10,1

10,3

10,6

Благоустройство жилья, покупка автомобиля, отдых, торжества

15,3

16,5

17,4

15,1

38,5

39,7

39,5

39,5

На старость, на “черный день” и др.

11,9

12,4

13,2

15,6

17,5

16

15,5

15,9

Помощь родным и близким

1,6

2

1,9

1,8

8

7,2

7,8

7,5

Заключение:

Основные тенденции в коммерческом розничном секторе российского фармрынка в 2009 г.: падение спроса на life-style препараты, замещение многих ЛС более дешевыми аналогами, а также увеличение спроса на рецептурные препараты. Движущими факторами роста рынка стали закупки препаратов “впрок” в начале года и ажиотажный спрос на препараты для лечения и профилактики гриппа во 2-й половине года.

Рост потребительской уверенности позволяет предположить, что в 2010 г. рост спроса на безрецептурные препараты, в том числе и категории life-style, возобновится; скорее всего, этот процесс будет сопровождаться снижением продаж дешевых ЛС. Спрос на препараты для лечения простуды и гриппа уменьшится; рост цен будет не таким бурным, как в 2009 г. По итогам 2010 г. можно ожидать прирост около 10-15% в долларах; натуральные объемы, скорее всего, будут стагнировать; здесь можно ожидать отрицательную динамику развития на уровне минус 2 — минус 5%.

Екатерина Зайченко

www.pharmexpert.ru