СКАЧАТЬ (11.9 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №1(54) январь/февраль, 2010

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Нельзя «борзеть». Можно регулировать

Предстоящая с 1 апреля с.г. регистрация в Росздравнадзоре отпускных цен производителей на лекарства, входящие в перечень ЖНВЛС, а также принятие с 1 марта с.г. предельных оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на ЖНВЛС на региональном уровне спровоцировали многочисленные комментарии в СМИ как со стороны членов экспертного сообщества фармрынка, так и со стороны представителей государства.

Нас заинтересовало то, в какой мере из комментариев специалистов можно составить представление о том, будут ли ожидаемые изменения в сфере ценообразования благоприятными или губительными для рынка и для населения.

Скажем сразу, что формулировки многих СМИ далеки от точности и однозначности даже в том, что касается самого перечня ЖНВЛС. По версиям различных изданий, этот перечень включает в себя около 500, около 600 и даже свыше 5000 наименований (при этом не объясняется, что если речь идет о пяти сотнях названий, то имеются в виду международные непатентованные наименования препаратов, а свыше пяти тысяч — это уже возможное количество торговых марок).

На самом деле, в новый перечень включено около 500 международных непатентованных наименований лекарственных средств (это соответствует примерно 5 тысячам торговых марок). Из них 75 наименований лекарств отечественного производства, 159 зарубежного и 261 лекарственное средство производится как российскими, так и зарубежными фармкомпаниями, отмечают в Минздравсоцразвития. При формировании нового перечня из прежнего списка исключили лекарства с низким уровнем клинической эффективности, часть диагностических средств и дезинфекционные препараты.

Примечательно, что среди “сокращенных” наименований большинство — иностранного производства, так что процент российских лекарств, цены на которые государство намерено сдерживать, автоматически увеличился. “В новом перечне доля отечественных лекарств выросла до 67,8%”, — уточняют в Минздравсоцразвития. Всего же на территории России зарегистрировано порядка 18 тысяч лекарственных препаратов. Получается, что государство отныне будет регулировать цены примерно на 25—30% всей аптечной лекарственной продукции в стране.

Для начала, попытаемся разобраться, почему Постановление Правительства Российской Федерации № 1116 “О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства” было принято именно сейчас, а точнее 30 декабря 2009 г.

Новую методику госрегулирования цен в срочном порядке разработали в Минздравсоцразвития РФ после того, как во второй половине 2009 г., во время эпидемии гриппа, цены на лекарства, главным образом противовирусные, буквально вышли из-под контроля и в ряде регионов увеличились на 100% и более. Да и в целом, по данным Росстата, стоимость медикаментов за год выросла в среднем на 17,5% при уровне инфляции 8,8%. На проблему неоднократно обращали внимание первые лица государства. “Помимо инвестиций в фармацевтическую промышленность, мы должны еще следить за ситуацией на рынке лекарств, за ценами, потому что нельзя разрешать борзеть производителям лекарств и аптечной сети. Если они будут выбрасывать на рынок лекарства по огромным, абсолютно немотивированным ценам, это приведет к социальному взрыву. Здесь мы порядок наведем”, — заявил президент РФ Дмитрий Медведев в эфире трех федеральных телеканалов, подводя итоги года.

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, “до 1 апреля 2010 г. допускается реализация организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, без применения порядка, установленного пунктом 19 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденного настоящим постановлением”. А с 1 апреля необходимо будет “наличие государственной регистрации предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства”.

В связи с указанным постановлением, региональные власти должны “принять нормативные правовые акты, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, не позднее 1 марта 2010 г.”.

Как это будет?

В перечень ЖНВЛС, опубликованный 13 января с.г., в частности, в “Российской газете”, вошли препараты для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, обезболивающие, антибиотики, лекарства для терапии ВИЧ-инфекции и туберкулеза, а также противовирусные препараты.

По сообщению пресс-службы Росздравнадзора, это ведомство с 11 января 2010 г. начало регистрировать предельные отпускные цены на ЖНВЛС. Регистрация будет проходить ежедневно по рабочим дням с 9 до 18 часов в главном московском офисе ведомства и продлится до 1 апреля.

Как сообщила глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова, регистрироваться будет предельная цена на каждое конкретное наименование из перечня ЖНВЛС. “Она будет публиковаться в реестре Росздравнадзора в открытой сети интернет”, — отметила г-жа Голикова. Прейскурант появится 1 апреля, когда ценовая регистрация завершится. С этого момента каждый россиянин сможет, заглянув на сайт Росздравнадзора, сравнить предельные отпускные цены, указанные в реестре ЖНВЛС, с ценами на те же препараты в ближайшей аптеке.

Что станет с торговыми надбавками?

Помимо фиксации отпускных цен фармпроизводителей, в 2010 г. будут ограничиваться размеры торговых надбавок на ЛС как для оптовых продавцов, так и для аптек — “с учетом региональных особенностей”. Для регионов в правительстве составили специальную единую методику образования этих надбавок. К 1 марта по всей стране должны быть приняты нормативные акты, устанавливающие предельные оптовые и розничные надбавки к отпускным ценам производителей.

Как объяснил в интервью “Вестям” директор Центра маркетинговых исследований Фармэксперт Давид Мелик-Гусейнов, субъекты РФ будут “подставлять в эту методику свои поправочные логистические коэффициенты”. “Ведь понятно, что доставка препарата в Москву и такого же препарата во Владивосток связана с учетом разных часовых поясов; при доставке задействуются совсем разные ресурсы — например количество бензина и т.д. Препараты, которые попадут в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, если не опустятся в цене, то хотя бы цена на них будет заморожена”, — пояснил эксперт.

Какова реакция бизнеса?

Судя по комментарию, который заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова предоставила “Российской газете” уже после публикации цитируемого постановления, фармфирмы не спешат подавать в надзорное ведомство документы на регистрацию предельных отпускных цен на свои препараты. “Компании не спешат с регистрацией, оттягивая до 1 апреля. Но уже со 2 апреля к нарушителям будут применяться серьезные санкции”, — предупредила г-жа Тельнова. Компании, проигнорировавшие регистрацию, будут подвергаться штрафам и, возможно, более серьезным наказаниям.

Эксперты, опрошенные различными СМИ, считают, что задержки с регистрацией вызваны, скорее всего, тем, что пока не все компании изучили методику формирования отпускной цены (она была утверждена лишь в декабре прошлого года).

Примечательно, что производители лекарств, как считают аналитики, не слишком сильно озадачены решением правительства, так как, очевидно, испытают меньшие неудобства от частичного государственного ценового регулирования, чем организации, реализующие лекарства конечным потребителям.

Действительно, в аптечных сетях реакция на нововведение чаще всего звучит негативная. Эти игроки рынка полагают, что госрегулирование цен на столь значительный процент лекарств ставит под вопрос не только нормальное развитие бизнеса, но даже существование многих аптек. “Если мы будем получать “сверху” одни ужесточения и при этом никаких реальных послаблений, то скоро многим людям, в том числе больным, придется искать аптеки за километры от дома, потому что мелкие киоски и сети попросту “загнутся”, — заявил Interfax-Russia.ru на условиях анонимности заместитель управляющего одной из московских аптек. По его мнению, те, кто “ассоциируют аптечный бизнес со сверхприбылью, как от нефти, очень глубоко заблуждаются”. “Но у нас выбора, похоже, нет”, — резюмировал анонимный собеседник Interfax-Russia.ru.

Как, впрочем, нет особого выбора и у производителей ЖНВЛС: те препараты, которые не пройдут регистрацию до 1 апреля, в открытую продажу не попадут. Кстати, это обстоятельство может стать одним из подводных камней ценового регулирования, отмечают аналитики. Есть еще один риск: фармацевты, скорее всего, будут компенсировать “издержки” от продажи препаратов, защищенных государственным перечнем, повышением цен на лекарства, не входящие в него. К такому мнению склоняются, к примеру, исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Геннадий Ширшов, а также глава Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков. В то же время в отраслевых объединениях обещают сделать все возможное, чтобы население не испытывало дефицит важнейших препаратов в наступившем году.

Как считает государство?

Каковы ожидания Правительства в связи с вводимыми изменениями в сфере ценообразования? Прежде всего, ожидается, что с 1 апреля процесс формирования цен на самые востребованные лекарства станет прозрачным, а фиксированный размер торговых надбавок делает невыгодной перепродажу лекарств большим количеством посредников. Предполагается, что такой финансовый механизм должен сдержать рост цен на важнейшие ЛС и сократить число участников товаропроводящей цепочки (в основном дистрибьюторов).

В Минздравсоцразвития считают, что благодаря госрегулированию удастся снизить цены в аптеках на самые востребованные препараты примерно на 20%.

Росздравнадзор в лице Елены Тельновой, заместителя руководителя этого ведомства, не предполагает, что завтра произойдет заметное снижение цен. Это — постепенный процесс. Но главное заключается в том, что правительству удалось стабилизировать цены.

По мнению спикера Верхней палаты Российского Парламента Сергея Миронова, ужесточение контроля цен на медикаменты давно назрело, однако сама по себе регистрация предельных цен на жизненно важные медикаменты не решит проблему их доступности.

“Нужен постоянный контроль над тем, чтобы такая доступность реально обеспечивалась, — считает Сергей Миронов. — Возможно, для этого потребуется расширение полномочий Росздравнадзора”. Спикер заметил, что необходимость отслеживать цены по обширному перечню наиболее важных препаратов требует, чтобы служба Росздравнадзора была укреплена квалифицированными кадрами и техническими ресурсами, позволяющими эффективно выполнять эту работу.

“Нелишне усилить ответственность аптечных сетей за длительное отсутствие в продаже лекарств из этого перечня. Ведь если в результате принимаемых мер в аптеках останутся только дорогие препараты, то здравая идея регулирования цен на жизненно важные лекарства будет надолго скомпрометирована”, — добавил г-н Миронов.

Тем временем, в пресс-релизе Росздравнадзора, выпущенном 13 января с.г., прямо указано на то, что это ведомство не обладает достаточными полномочиями, чтобы наказывать тех фармпроизводителей, которые будут завышать предельно установленные цены на лекарства.

По словам главы ведомства Николая Юргеля, до сих пор не решен вопрос контроля установленных цен.

“Остается нерешенным вопрос о наделении Росздравнадзора полномочиями по контролю за установлением цен на ЖНВЛС с обязательным принятием по результатам контрольных мероприятий исчерпывающих мер реагирования”, — говорится в сообщении указанного ведомства.

Что думают эксперты?

Отношение экспертов к тому, что с начала 2010 г. государство официально взяло под контроль розничную цену ЖНВЛС, неоднозначное.

Независимые эксперты скептически относятся к прогнозам чиновников. По их мнению, эффект от вмешательства государства в ситуацию на российском рынке лекарств может быть негативным.

Мнения некоторых экспертов приводит “Независимая газета”. “Всякое госрегулирование в нормальной экономике не есть благо”, — говорит руководитель Центра инвестиций Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий. С ним солидарен старший аналитик Уралсиба по потребительскому рынку Тигран Оганесян, убежденный, что любая попытка административного регулирования конкурентного рынка воспринимается участниками рынка негативно. “Законом всего не учтешь”, — полагает эксперт.

При этом Оганесян не исключил, что госрегулирование цен на лекарства может привести к тому, что некоторые виды лекарственных препаратов, производство которых станет нерентабельным для фармацевтических компаний, исчезнут из аптек. Кроме того, производители, чтобы удержать маржу на прежнем уровне, могут перейти на выпуск лекарств из дешевых, а значит, менее качественных материалов. “Никто этому не радуется. Наверное, в борьбе с высокими ценами на лекарства государству можно было бы регулировать аптечные сети, но не отечественного производителя, который слишком слаб и не способен выдержать конкуренцию с иностранными компаниями”, — отметил аналитик.

В свою очередь, Дубенецкий указывает, что в нынешней ситуации, когда в России сложился рынок лекарств “рваческий и бандитский”, к тому же на 80% “закрываемый” за счет импорта, навести порядок без прямого вмешательства государства невозможно. По мнению Оганесяна, подключение административного ресурса в данном случае было не столь уж неизбежным злом. Можно было бы ограничиться рыночными методами регулирования цен на лекарства. Например, предоставив аптекам доступ к дешевым кредитным ресурсам или снизив плату за аренду помещений. Что же касается отечественных производителей, то их, считает Оганесян, следует переориентировать на продвижение собственных научных разработок новых лекарств. Не секрет, что сейчас до 70% цены импортного лекарства составляет плата за разработки западных ученых.

Политологи видят в действиях властей политическую подоплеку. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин убежден, что за этим в большей степени стоит забота о сохранении рейтингов политиков и чиновников, которые изрядно подорвал кризис. Для убедительной победы на парламентских и президентских выборах, которые состоятся через два года, уже нет прежних финансовых ресурсов. В том числе и для того, чтобы повторить в каком-то качестве нацпроекты. Поэтому борьба за избирателя ведется популистскими методами. Проявилось это, в частности, при выборе приоритета социальной политики в борьбе с кризисом. Борьба за дешевые лекарства для народа — из этого ряда. “Это чистой воды политика. Россияне с советских времен считают, что за цены в аптеках напрямую отвечает государство. Для большинства людей дешевые лекарства — их законное право. Они не хотят разбираться, кто виноват в высоких ценах в аптеках, и впадают в шок от резких ценовых колебаний”, — резюмировал эксперт.

Давид Мелик-Гусейнов из ЦМИ Фармэксперт полагает, что какого-либо эффекта от госрегулирования россияне в обозримом будущем не почувствуют. “Рынок поймет, что происходит, только в феврале, а население ощутит хоть какие-то изменения не раньше апреля”, — говорит эксперт. Кроме того, специалисты напоминают, что ЖНВЛС — это в большинстве своем самые обычные лекарства, которые массово применяют в России достаточно давно, такие, к примеру, как цитрамон, фуросемид и т.п. Современные дорогие лекарства от новых правил доступнее не станут, и цены на них будут подчиняться конкурентному рынку, а не правительственному прейскуранту. “Многие все равно будут выбирать современные и объективно более эффективные лекарства, несмотря на более высокие цены”, — прогнозирует анонимный сотрудник одной из аптек.

Заключение:

Намерения регуляторов ясны. Скептицизм экспертов понятен. Механизмы контроля цен и наказания ослушавшихся бизнесменов еще не разработаны. Поэтому вывод пока напрашивается только один: поживем — увидим.

Автор: Татьяна Кублицкая

Источник: pharmexpert.ru