СКАЧАТЬ (15.7 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №1(54) январь/февраль, 2010

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Российский аптечный рынок бад: краткие итоги 2009 года

Финансовый кризис, господствующий в мире на протяжении 2009 года оказал существенное влияние как на доходы населения, так и на распределение этих доходов (существенно снизившихся у многих) на собственные нужды. Многие статьи расходов (отдых, крупные покупки и т.д.) были секвестрированы. Снижение доходов привело и к перераспределению затрат на товары для здоровья — лекарственные препараты, БАД и другую аптечную парафармацевтику. В настоящем аналитическом обзоре мы рассмотрим российский аптечный рынок БАД за 2009 год. Все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки.

В 2009 году через российские аптеки было реализовано более 220 млн. упаковок БАД на общую сумму 12 млрд руб. В сравнении с 2008 годом отмечается незначительное (+6%) увеличение стоимостного объема продаж и снижение натурального (–6%). Таким образом, можно сделать вывод о росте средневзвешенной цены за одну условную упаковку. В среднем прирост цены составил около 13%. Цена на импортные БАД увеличилась на 30% — это не удивительно, так как стоимость БАД напрямую связана с колебанием курса национальной валюты к доллару и евро. Цена на отечественные БАД тоже выросла, но на гораздо более скромный процент (+11%).

Соотношение импортных и отечественных БАД год от года остается неизменным — отечественные БАД лидируют как по стоимостному, так и по натуральному объемам продаж (диаграммы 1 и 2).

Диаграмма 1. Соотношение общероссийских аптечных продаж БАД в зависимости от страны производителя, % руб.

см. версию для скачивания

Диаграмма 2. Соотношение общероссийских аптечных продаж БАД в зависимости от страны производителя, % упак.

см. версию для скачивания

Помесячная динамика изменений объемов продаж БАД не одинакова. В январе-марте 2009 объемы продаж БАД, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, выросли на ~ 20% (максимальный прирост отмечен в январе 2009 — +25%). Затем темп прироста стал снижаться и к концу года принял отрицательный характер: падение продаж составило 11%. Динамика продаж по количеству проданных упаковок аналогична: небольшой рост в январе (+6%), потом постепенное снижение объемов продаж (в декабре снижение объемов продаж составило почти 17%).

Компания “Эвалар” сохранила 1-е место в рейтинге производителей БАД: на долю этой компании приходится почти четверть всего аптечного рынка биологически активных добавок (таблица 1). Первое место “Эвалара” можно считать незыблемым: отрыв от ближайшего конкурента — компании “Диод” ОАО — более 15%. Несмотря на финансовый кризис, “Эвалар” и в 2009 году вывела на рынок ряд продуктов: серия “Биоритм” пополнилась успокаивающим БАД “Биовит Антистресс 24 день/ночь”, линейка “Турбослим” дополнилась аж пятью продуктами (“Турбослим блокатор калорий”, “Турбослим дренаж для женщин 45+”, “Турбослим дренаж для мужчин”, “Турбослим контроль аппетита” и “Турбослим фитнесс”). “Черника-форте” дополнилась детским продуктом “Черника-форте для детей” и др.

До недавнего времени более половины оборота компании “ДИОД” ОАО занимал “Капилар”, однако вследствие появления конкурентов и/или недостаточной рекламной поддержки объемы продаж этой БАД уже который год снижаются (по итогам 2009 года падение продаж составило почти 29%). В 2009 году продажи “Капилара” составляли уже 40% продаж “ДИОД” ОАО ( в 2008 — 45%). На данный момент самым успешным в портфеле этой компании по праву можно считать БАД для похудения “Блокатор калорий Фаза 2” — единственный продукт этой компании показавший существенный прирост продаж (+39%). Успех этого продукта подтверждается 11 местом в рейтинге торговых наименований (таблица 2).

Третье место в рейтинге занимает компания “АКВИОН” ЗАО. Востребованность, доступность и широкий ассортимент витаминноинеральных комплексов “АЛФАВИТ” позволяет этой компании уже не первый год входить в тройку лидеров рынка (таблица 1).

“Капилар”, несмотря на существенное снижение объемов продаж, продолжает удерживать 1-е место в рейтинге торговых наименований (таблица 2). Однако первое место “Капилара” нельзя назвать устойчивым: отрыв от “Овесола”, занявшего второе место, минимален — всего 0,1%. Поэтому в ближайшее время (возможно, уже по итогам I квартала 2010 года) можно будет наблюдать смену лидера рейтинга торговых наименований (таблица 2).

Примечательно, что, хотя рейтинг на 50% состоит из продукции компании “Эвалар”, рост продаж отмечается только у трех из них — “Пустырник форте” (+159%), “Атероклефит” (+10%) и “Гепатрин” (+15%). БАД — товар с коротким жизненным циклом, успех продаж которого во многом зависит от грамотного/активного продвижения и рекламной поддержки. Рядовой посетитель аптеки вряд ли будет читать какую-то специализированную литературу о новых БАД, поэтому донести информацию до него возможно только путем рекламы, особенно рекламы на ТВ. Рост продаж “Пустырника форте” — яркое подтверждение влияния рекламы на спрос на БАД (продукт поднялся на 20 пунктов вверх по рейтингу, продемонстрировав существенный прирост продаж).

Постановлением правительства РФ от 1 декабря 2009 года №982 с 14 февраля 2010 года вводится обязательное декларирование биологически-активных добавок к пище (БАД). Произведенные после этого срока биологически активные добавки не могут поступать на реализацию ни в аптеки, ни в “магазины здоровья”. Какое влияние окажет это нововведение на весь рынок БАД, покажет время.

Ксения Недоговорова, эксперт-аналитик DSM Group