СКАЧАТЬ (6.06 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД"№7(53) ноябрь/декабрь, 2009

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Рынок БАДов гонят в тень

Запрет рекламы биодобавок в СМИ приведет к росту нелегальных продаж

Депутат фракции “Справедливая Россия” Антон Беляков на прошлой неделе внес в Госдуму поправки в УК, предполагающие введение уголовной ответственности за производство, хранение и сбыт фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок (БАД) и ужесточение наказания в случаях, если препараты повлекли смерть двух и более лиц, а именно увеличение максимального срока заключения с 10 до 15 лет. Кроме того, депутат предложил ввести ответственность за производство и сбыт БАДов под видом лекарственных средств, если такие действия причинили вред здоровью или смерть. Поправки очень своевременные, поскольку теневой рынок БАДов ждет бурный рост если будет принят законопроект, внесенный тем же депутатом неделей раньше, а именно о запрете рекламы БАДов на телевидении, радио и в печатных СМИ.

Эксперты считают, что запрет рекламы заставит легальный рынок уйти в тень. “Дело в том, что рынок БАДов, в отличие от рынка лекарств, на сто процентов зависит от рекламы, – говорит Давид Мелик-Гусейнов, руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ “Фармэксперт”. – Врачи БАДы выписывать не могут, провизоры в аптеках их продвигать не будут. Потребитель о биологически активных добавках узнает главным образом из рекламы. Так что не будет рекламы – не будет и рынка”.

Чувствительность рынка БАДов к рекламе уже доказана. Напомним, что с 1 июля 2006 года вступила в силу редакция Закона “О рекламе”, где были установлены требования к рекламе биодобавок. В частности, реклама БАДов не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, создавать впечатление о том, что БАДы являются лекарственными средствами, содержать выражение благодарности за биодобавки; запрещено ссылаться на исследования, имевшие положительный эффект. Даже эти относительно мягкие меры привели к печальным для рынка последствиям.

“В середине 2006 года, когда произошло ужесточение законодательства о рекламе БАДов, это привело к смене тренда развития рынка БАДов в России, – вспоминает Юлия Нечаева, директор отдела розничного аудита DSM Group. – Уже тогда мы наблюдали снижение темпов роста рынка БАДов по сравнению с 2005 годом, и доля биодобавок в аптечном обороте стала падать. Если в 2005 году она составляла 5%, в 2006 году – 4,7%, то в 2007 году – 4,5%. В 2008 году на фоне роста всего аптечного рынка сегмент БАДов также получил новое вливание (прирост к 2007 году составил 33%), доля биологически активных добавок в обороте аптек в 2008 году в среднем составляла 4,8%. Кризис уже негативно сказался на рынке БАДов. В 2009 году темпы роста рынка существенно снизились, и за 9 месяцев прирост составил только 12%”.

По мнению Юлии Нечаевой, при запрете рекламы БАДов последствия будут гораздо более печальными, чем три года назад, вплоть до уменьшения емкости этого рынка. “Потребитель не будет узнавать о новинках на рынке БАДов, у него не будет поддерживаться постоянный интерес к уже существующим препаратам. Все это негативно будет отражаться на продажах БАДов”, – говорит она.

Давид Мелик-Гусейнов оценивает российский рынок БАДов в 2 млрд долларов, из которых половина приходится на аптечную розницу, а другая половина – на сетевой маркетинг и другие бесконтрольные формы торговли вроде интернет-продаж, прямых продаж и прочих форм, против которых выступают и Роспотребнадзор, и законопослушные производители и продавцы парафармацевтики. Рекламируются в СМИ исключительно БАДы из “аптечного” сегмента. Так что запрет рекламы ударит только по ним.

“Запрет рекламы БАДов прежде всего может сказаться на добросовестных производителях, которые и так соблюдают те требования, которые предъявляет к БАДам отечественное законодательство, кстати, одно из самых суровых в мире. Теневой же рынок БАДов как не соблюдал никакие законы, так и не будет их соблюдать впредь. Более того, мы уверены, что количество тех, кто продает БАДы в обход закона, резко возрастет, – сокрушается Марина Пономарева, исполнительный директор некоммерческого партнерства производителей биологически активных добавок. – Спрос на БАДы неизбежно будет расти. А где растет спрос, там будет расти и предложение – это законы рынка, и с ними не поспоришь. А в данном законопроекте предлагается вообще лишить наших граждан информации о БАДах. Значит, сведения они будут получать от тех недобросовестных распространителей, которым вообще никакие законы не писаны”.

Запрет рекламы БАДов больно ударит и по аптечному бизнесу. По прогнозам экспертов DSM Group, в следующем году аптечные сети будут делать ставку на БАДы. По их данным, в первом полугодии 2009 года покупатели запасались более дешевыми лекарствами впрок. Прирост осуществлялся только за счет увеличения цены – в неделю лекарства дорожали примерно на 1%. Сейчас эти темпы замедлились, соотношение рубль/доллар стабилизировалось, люди сделали необходимые запасы.

Кроме того, ужесточился контроль торговой наценки. Так, в некоторых регионах она законодательно ограничена 15-20% (на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства). В Москве на данный момент это 25%, и, по источникам DSM Group, ожидается 20%, исходя из совокупной наценки 30% (оптовикам – 10% и ритейлерам – 20%). Ожидать прироста в будущем году неоткуда. Покупать будут меньше и при этом выбирать будут более дешевые препараты. На дешевых товарах продавцы сейчас зарабатывают 50-60%, на препаратах дороже 500 руб. – только 20%. Следовательно, аптеки будут увеличивать долю парафармацевтики. Это единственная возможность для аптек сохранить прибыльность своего бизнеса. А правильная стратегия розничных продаж БАДов в 2010 году может дать аптеке долю прибыли 35%.

Так что запрет рекламы БАДов может свести рентабельность аптечного бизнеса к нулю.

Наталья Барановская, Российская газета

www.rg.ru/2009/11/10/bad.html