СКАЧАТЬ (130 Кб в архиве, формат - pdf)

"Рынок БАД"№7(53) ноябрь/декабрь, 2009

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Биологически активные добавки

В полном объеме см. версию для скачивания

В августе 2009 года в аптечных учреждениях России продавалось 4632 наименования БАД, которые представляют 607 производителей. На графике 1 представлена динамика объема коммерческого рынка БАД России с августа 2008 г. по август 2009г.

Объем российского аптечного рынка БАД в августе 2009 г. сократился на 5,3% по сравнению с июлем 2009 года в стоимостном выражении и составил 832 млн рублей. По сравнению с августом 2008 года стоимостный объем текущего периода вырос на 3,3%. В натуральном выражении объем аптечного рынка БАД в августе 2009 года вырос на 2% по сравнению с июлем и составил 15,5 млн упаковок.

Средневзвешенная стоимость упаковки БАД в аптечном сегменте России в августе выросла на 7,4% по сравнению с июлем 2009 г. и составила 53,6 рублей.

В аптечном сегменте БАД проявляется снижение покупательской способности (влияние кризиса). Темпы роста аптечного рынка БАД падают. По итогам 8 месяцев прирост объемов реализации БАД через аптечные учреждения составил 12% в рублях, в упаковках - падение на 4%.

По итогам 1 квартала рост в рублях был 23%. В 2008 году БАДы выросли на 33%.

В таблице 1 представлены производители БАД с наибольшим объемом аптечных продаж в России в августе 2009 г.

В августе ТОП-10 по своему составу практически не отличается от июльского.

Как обычно, первые две строчки не меняются. Бесспорным лидером остается компания ЭВАЛАРА.

Отрыв ЭВАЛАР от конкурентов составляет около 16%, поэтому в ближайшее время эта компания вряд ли сдаст свою лидирующую позицию. Успешным продажам этой компании способствует активная рекламная компания, а также постоянный вывод на рынок новых продуктов (за 2009 года в аптеках появилось 15 новых продуктов этой компании).

На втором месте располагается компания ДИОД. И хотя доля компании меньше, чем у ЭВАЛАРА, в 3,5 раза, позиции ДИОДА довольно крепкие – доля в 2 раза выше, чем у компании, занимающей третье место.

А вот на третье место по итогам августа переместилась компания ВИС. Рост продаж АТРОЦИНА (средство комплексной профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата - артритов, артрозов, остеоартрита, остеохондроза и др.) и ОМЕГАНОЛА (профилактическое средство и в составе комплексной терапии атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, ожирения) позволил компании увеличить свою долю.

АКВИОН поднялся по рейтингу с седьмого на четвертое место. Это один из двух производителей, который увеличил объем продаж в августе по сравнению с июлем (12%). За счет этого доля АКВИОНА выросла на 0,5%.

Продажи остальных производителей упали. Больше всех сократились продажи у NATUR PRODUKT – на 30%, при этом производитель переместился с пятой строчки на седьмую. Сокращение продаж наблюдается по всей линейки производителя, что, скорее всего, связано с проблемами производственного характера.

По итогам августа концентрация на рынке БАД составила 50%. Отметим, что за счет того, что на 10-ю строчку вошел ФАРМ-ПРО ТД, фирма с большим объемом БАД в натуральном выражении (второе место в рейтинге по этому показателю), концентрация в упаковках выросла на 10% и в августе составила около 35%.

В таблице 2 представлен ТОП-20 БАД по объему аптечных продаж в России.

В тройке лидеров продаж торговых наименований БАД нельзя выделить какого-то бесспорного лидера. СЕАЛЕКС ФОРТЕ, возглавлявший рейтинг в июле 2009 года, в августе сместился на второе место, пропустив вперед КАПИЛАР. ИНДИНОЛ ЭКСТРАКТ КРЕСТОЦВЕТНЫХ сохранил место в тройке, однако его позицию нельзя назвать слишком устойчивой. Если в июле 2009 года отрыв от второго места составлял 0,21%, то в августе - уже почти 0,50%. А вот отрыв от БАД, занявшей четвертое место (ОВЕСОЛ), наоборот сократился с 0,64% до 0,32%.

БАД относятся к товарам с коротким жизненным циклом, нуждающимся в постоянной активной рекламной поддержке, отсутствие которой практически сразу отрицательно сказывается на спросе.

Хотя ТОП-20 на половину состоит из продукции ЗАО ЭВАЛАР и многие продукты, такие как ПУСТЫРНИК ФОРТЕ, ТРОЙЧАТКА ЭВАЛАР, ЧЕРНИКА ФОРТЕ и др. продвинулись вверх по рейтингу, войти в тройку им опять не удалось. Возможно, при должном продвижении в следующем месяце эта “вершина” сможет покорится ОВЕСОЛУ.

В ТОП-20 появилось три продукта, отсутствовавших в июльском рейтинге, - КУДЕСАН, МЕН'С СПЕРМАКТИН и ЛИНЕКСБИО. Суммарно на ТОП-20 пришлось 26% аптечных продаж БАД.

Динамика цен на БАД была проанализирована с помощью индекса цен Ласпейреса и представлена на графике 2.

Согласно индексу Ласпейреса в августе 2009 года по сравнению с июлем 2009 года цены на БАД в рублях упали на 1,3%, а в долларах на 1,6%. Рост цен, которые произошел в июле, нивелировался снижением цен в августе, вернув их на мартовский уровень. За 8 месяцев цены на БАД в рублях выросли на 8,0%. При этом заметим, что, так как БАД, продающиеся на нашем рынке, в основном отечественного производства, то инфляция на этот тип товара заметно ниже, чем на лекарственный ассортимент.

Источник: Фармацевтический рынок РОССИИ.

Выпуск: сентябрь 2009

DSM Group