СКАЧАТЬ (5.73 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД"№7(53) ноябрь/декабрь, 2009

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Добавочная значимость

Производители БАДов ищут защиты в РСПП

Производители биологически активных добавок к пище пытаются создать лобби, чтобы не допустить полного запрета рекламы БАДов в российских СМИ. На совместном заседании комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по индустрии здоровья и комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в здравоохранении обсуждалась, по сути, программа противодействия внесенным в Госдуму в конце октября поправкам к закону “О рекламе”.

Участники некоммерческого партнерства производителей БАДов утверждали, что запрет на рекламные кампании приведет к возрождению стихийного сетевого маркетинга и “черного рынка снадобий”. Но депутаты, а также многие медики и юристы убеждены, что поправки принимать нужно – реклама добавок в нынешнем ее виде незаконна и вводит в заблуждение миллионы людей, которые выбрасывают деньги на мнимое лечение.

Участники некоммерческого партнерства называют себя добросовестными производителями и продавцами БАДов, так как свою продукцию они распространяют исключительно через аптеки. И противопоставляют себя, разумеется, “недобросовестным” продавцам, которые практикуют прямые продажи и тем самым легко обходят все административные барьеры, с которыми приходится сталкиваться “аптечникам”. “Многие уже забыли, что до кризиса 1998 года практически все БАДы продавались с помощью сетевого маркетинга. В том числе благодаря активной рекламе нам удалось стать успешными в новых условиях и закрепиться в аптеках, что является наиболее цивилизованной формой продаж”, – напомнила продавец добавок с большим стажем и руководитель комитета по качеству НП производителей БАДов Наталья Прокопьева.

По данным самого НП, сегодня 70% БАДов реализуется через аптеки, 15% – с помощью индивидуальных распространителей, 8% – в офисах компаний, 7% – в специализированных магазинах, 1,5% – в специализированных отделах магазинов широкого профиля. Если рекламировать продукцию будет невозможно, эти цифры изменятся. “Аптеки сейчас стали слишком коммерческими, если у нас не будет рекламы, они не будут брать наш товар, так как он будет заведомо хуже продаваться”, – говорит г-жа Прокопьева. Тут имеет значение и специфическая роль рекламы этой группы товаров: она не столько является призывом к покупке, сколько информирует о назначении продукта. Без такой информации покупатель просто не сможет понять, что ему предлагают, уверены производители и продавцы БАДов. В итоге продавцам порошков, эликсиров и странного вида пилюль опять придется выйти на “большую дорогу”: рассказывать про скорое исцеление доверчивым пенсионеркам, дергать за рукав пассажиров метро с вопросом “хочешь похудеть?”, раздавать на улицах самодельные листовки.

Но и сейчас, действуя формально на легальном рынке, производители БАДов нарушают закон, считают чиновники. Начальник управления организации государственного контроля обращения медицинской продукции “Росздравнадзора” Валентина Косенко утверждает, что реклама БАДов в нынешнем виде незаконна и даже опасна для здоровья россиян. “В последнее время повсеместно расширяется толкование понятия “БАД”, его начинают рассматривать как эквивалент лекарственного средства, делается акцент на их лечебно-профилактические качества, что совершенно неправильно”, – отметила г-жа Косенко. По ее словам, производители биологически активных добавок умышленно стали забывать окончание “к пище” и намеренно позиционируют свою продукцию как лекарство, а не как элемент здорового питания. Она напомнила, что в отличие от лекарств никаких клинических испытаний БАДы не проходят и лечить ими ничего нельзя. Среди серьезных нарушений, выявленных “Росздравнадзором”, можно упомянуть появление на рынке добавок, названия которых полностью совпадают с лекарственными препаратами (таковых 160 наименований); добавок с таким же содержанием действующего вещества, как у аналогичных лекарственных средств (по закону положено, чтобы концентрация в БАДе была вполовину ниже); указание на упаковке и в инструкции конкретных диагнозов, при которых якобы показан прием данных добавок.

“С такими перекосами надо бороться, – сказала г-жа Косенко “Времени новостей”. – Для этого требуется внести в законодательство изменения, которые позволят четко разграничить БАДы и лекарственные средства. И я не уверена в том, что стоит разрешать дезинформирующую граждан рекламу, пока не будет наведен порядок”. Например, все витамины, по словам представителя контрольного органа, могли бы стать добавками. А все добавки, производители которых настаивают на их профилактическом и лечебном значении, должны пройти клинические испытания и приобрести статус лекарственных средств.

С этим согласны и представители сообщества производителей БАДов. “На российском рынке биологически активных добавок к пище, лечебного и профилактического питания сложилась неблагоприятная ситуация. В сознании происходит смешение рынка лекарственных средств и продуктов, направленных на коррекцию питания, в том числе биологически активных добавок к пище”, – говорится в обращении РСПП по этому поводу. Но защищать потребителя в союзе предпринимателей предлагают не запретом рекламы, а ее ограничением. “Надо разработать и направить в Федеральную антимонопольную службу для согласования и дальнейшего внедрения проект стандарта рекламы”, – считает председатель комиссии РСПП по индустрии здоровья академик Анатолий Мартынов.

Галина ПАПЕРНАЯ, ИД “Время”