СКАЧАТЬ (10.4 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №3(49) май, 2009

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Обзор: Фитнес-центры. Казань

Какие клубы испытывают падение спроса?

Чем клубы привлекают корпоративных клиентов?

Что мешает росту числа фитнес-клубов?

Эксперты: Майя Антонова, директор Центра коррекции фигуры “Ювента-SPA”;

Иван Войтко, директор сети клубов “Планета Фитнес”;

Максим Клягин, аналитик УК “Финам Менеджмент”;

Павел Кострикин, генеральный директор компании “Солнечный город”;

Гузель Мубаракшина, управляющая фитнес-клубом “Альтер Эго”;

Эльвира Халитова, управляющая фитнес-клубом “Ультра”;

Гульнара Юсупова, директор фитнес-клуба “Пирамида”;

Яна Япаева, директор фитнес-клуба “Эпицентр”

Активный рост казанского рынка фитнес-услуг, наблюдаемый в последние три года, прекратился — из-за финансового кризиса степень его насыщенности замерла на уровне 20%. Однако и резкого падения — даже в сегменте корпоративного фитнеса — пока не наблюдается. По мнению аналитиков, заработать лояльность клиентов клубы смогли благодаря широкой линейке фитнес-программ и гибкой ценовой политике.

По оценкам собеседников “ДК”, в Казани сегодня работает не менее 50 фитнес-клубов. В УК “Финам Менеджмент” потенциальную емкость местного рынка фитнес-услуг оценивают в $100 млн в год. Согласно подсчетам Ивана Войтко, директора сети клубов “Планета Фитнес”, сейчас в Казани занимаются фитнесом не более 2% взрослого населения, или около 20 тыс. чел. При том, что рынок считается насыщенным, если услугами фитнес-центров пользуется примерно 10% населения. “В трех клубах “Планеты Фитнес” занимаются не менее 10 тыс. чел., — говорит г-н Войтко. — Еще около 5 тыс. клиентов делят между собой крупные казанские игроки — клубы “Гольфстрим”, “Диана”, “Динамит-Жим”, “Икс-Фит” и открывшийся недавно “Эпицентр”. Оставшаяся четверть общей клиентской базы распределена между небольшими клубами”.

Крупные фитнес-клубы сосредоточены в центре города

В последние три года рынок фитнес-услуг в Казани рос на 20% ежегодно. Максим Клягин, аналитик “Финам Менеджмент”: “В 2006 г. казанские фитнес-клубы “собрали” порядка $15 млн, по итогам 2007 г. объем рынка вырос примерно до $18 млн. За последний, “докризисный”, год рынок прибавил еще $2-4 млн. Однако, несмотря на быстрый рост, достаточно большое число оздоровительных центров и присутствие в Казани крупных федеральных игроков, уровень конкуренции даже в условиях финансового кризиса продолжает оставаться достаточно комфортным”.

Сегодня месячный абонемент в фитнес-клуб стоит в среднем 2 тыс. руб., годовой — 22-24 тыс. руб. Исключение составляет элитный клуб “Планета Фитнес”, расположенный на территории развлекательного комплекса “Ривьера” — здесь годовая индивидуальная клубная карта стоит существенно выше. Клиентам этого клуба предоставляется оптимальная физическая среда, дорогое оборудование и современные фитнес-программы.

Стоимость клубной карты зависит от набора услуг, предлагаемых клубом, уровня его оснащения и наличия бассейна — абонементы и клубные карты в центры с “водой” стоят на 15-20% дороже. Собственными бассейнами располагают клубы “Гольфстрим”, “Эпицентр”, “Альтер Эго”, “Ак Барс”, а также все три клуба сети “Планета Фитнес”.

Большого разброса цен на фитнес-услуги в Казани нет. Стоимость абонементов и в крупные центры, развивающие все направления фитнеса, и в небольшие фитнес-клубы с ограниченным набором услуг примерно одинакова. “Естественно, клиенты предпочитают заниматься там, где предлагается максимум программ, высокий уровень оснащенности и подготовки инструкторов”, — считает Иван Войтко. Эксперт убежден, что фитнес-центр в своем составе должен иметь залы для групповых занятий, тренажерный и кардиозалы, студии единоборств, бассейн и, желательно, помещения для детского фитнеса. “Для многих клиентов обязательно наличие в составе фитнес-центра кабинетов массажа и диетолога, а также салона красоты. Чем больше клуб в состоянии предложить, тем больше клиентов останутся ему верными. Однако совмещать все это без ущерба для качества возможно только на больших площадях”, — считает г-н Войтко.

Майя Антонова, директор “Центра коррекции фигуры “Ювента-SPA”, согласна с этим мнением. В ее центре фитнес-клуб, включающий зал для групповых занятий и зал кардиотренажеров, совмещен с салоном красоты. Но руководство клуба планирует развести эти направления по разным помещениям, как только стабилизируется экономическая ситуация. “Это два самостоятельных направления — услугами наших косметологов пользуются не более 20% клиентов фитнес-клуба. На небольших площадях лучше избегать такого соседства — людям, желающим расслабиться и порелаксировать в SPA-салоне, мешает присутствие людей, занимающихся спортом”, — отмечает г-жа Антонова.

Конкуренция между фитнес-клубами наиболее ощутима в центральной части города — здесь работают “Икс Фит”, “Динамит Жим”, “Ак Барс”, “Пирамида” и два клуба “Планеты Фитнес”. Постоянный поток клиентов им обеспечивают расположенные здесь же бизнес-центры — сотрудники офисов идут заниматься спортом сразу же после работы.

Фитнес-клубы, работающие в спальных районах, ориентированы на жителей ближайших домов и влияния конкурентов практически не испытывают. “Клуб, открытый в спальном районе, сможет успешно развиваться только в том случае, если он находится рядом с новостройками, — отмечает Эльвира Халитова, управляющая фитнес-клубом “Ультра”. — Увеличивает посещаемость клуба наличие в непосредственной близости школы, детского сада или рынка. Однако как бы успешно ни было выбрано место для открытия фитнес-клуба, он не может быть узкоспециализированным, а также предлагать экзотические виды фитнеса — велика вероятность того, что выбранное направление окажется непопулярным”. По подсчетам г-жи Халитовой, минимальный объем инвестиций в открытие фитнес-клуба в спальном районе с учетом оборудования составляет $70 тыс., а срок окупаемости — не менее трех лет.

Рынок фитнес-услуг “встанет” как минимум на год

Собеседники “ДК” полагают, что финансовый кризис приостановит развитие местного рынка фитнес-услуг. По мнению Павла Кострикина, генерального директора строительной компании “Солнечный город”, рынок замрет как минимум на год.

При этом резкого падения не ожидается, о чем свидетельствует статистика продления абонементов и клубных карт в крупных фитнес-центрах. “В клубах, работающих не первый год, процент продления абонементов составляет порядка 70%, — говорит Яна Япаева, директор фитнес-клуба “Эпицентр”. — У старожилов рынка этот показатель не менее 90%”. Однако благодаря невысокому уровню конкуренции собственную клиентскую базу смогли наработать даже новички. К примеру, “Эпицентр” открылся осенью прошлого года, а уже к декабрю его посетили порядка 800 человек. По словам г-жи Япаевой, большая часть этих клиентов продлила абонементы и на 2009 г.

Аналогичную статистику приводит и Гульнара Юсупова, директор фитнес-центра “Пирамида”, — здесь абонементы на январь и февраль продлили около 90% клиентов. “Мы работаем и с клубными картами, и с абонементами — большинство клиентов предпочитают последнее, — говорит г-жа Юсупова. — Полагаю, что клиенты не будут отказываться от посещения фитнес-клуба и дальше. Во-первых, весенние месяцы являются пиковыми для этого вида бизнеса: люди готовятся к лету. Во-вторых, даже в условиях кризиса люди, которые привыкли заниматься спортом, не станут экономить на фитнес-услугах — это не только способ держать себя в хорошей физической форме, но и отличное средство в борьбе со стрессом”.

В небольших же фитнес-клубах все же наблюдается некоторое падение. Так, в “Ультре” в январе продажи абонементов снизились на 20%. “Пока я объясняю это январским затишьем. Однако если падение продолжится, особенно в весенние месяцы, мы будем вынуждены идти на антикризисные меры: сокращать затраты на рекламу, расходные материалы, урезать зарплату администрации клуба и снижать стоимость абонемента”, — призналась г-жа Халитова.

Главным оружием в борьбе за привлечение и удержание клиентов эксперты считают расширение ассортимента и формирование гибкой ценовой политики, в том числе с учетом возрастного и социального факторов. К примеру, в бассейне фитнес-клуба “Эпицентр” предусмотрены специальные часы для мусульманок. “А благодаря скидкам на семейные абонементы, а также абонементам для школьников и студентов доля семейных посещений в общей клиентской базе достигает 15%”, — отмечает г-жа Япаева.

Участники рынка пока не наблюдают падения и в сегменте корпоративного фитнеса. В фитнес-клубе “Альтер Эго” доля юрлиц составляет порядка 20%. “Как ни странно, данное направление не просело, — говорит Гузель Мубаракшина, управляющая фитнес-клубом “Альтер Эго”. — Главное, что привлекает корпоративных клиентов, — индивидуальные условия оплаты для каждого из них. Скидка зависит от выбранных направлений, времени посещения и количества привлеченных сотрудников. Корпоративным клиентам посещение нашего клуба обходится до 15-20% дешевле”.

В клиентской базе “Планеты Фитнес” доля корпоративных клиентов достигает 25%, а скидка по коллективным контрактам колеблется от 15 до 30%. “Как правило, корпоративные клиенты заключают с фитнес-клубами годовые контракты, — говорит Иван Войтко. ­— Большинство крупных местных компаний и региональных представительств федеральных сетей — а именно они составляют основу корпоративной аудитории — заключили договоры с нашими клубами на 2009 г. еще в конце прошлого года”.

Эксперты полагают, что падение спроса со стороны компаний не произошло по следующей причине: если раньше оплата фитнеса была включена в соцпакет, то сейчас предприятия оплачивают посещение клубов для своих сотрудников авансом из собственного бюджета, а затем постепенно вычитают стоимость абонемента из зарплаты. “Есть и промежуточный вариант — часть стоимости абонемента оплачивается из бюджета фирмы, часть — из личного бюджета сотрудника”, — делится наблюдениями г-н Войтко.

Девелоперы начали строить собственные фитнес-клубы

Одним из факторов, мешающих количественному росту фитнес-клубов, является дефицит площадей, отвечающих техническим требованиям.

В числе стандартных требований к таким помещениям — общая площадь не менее 500 кв. м, хорошая вентиляция и высокие потолки. Однако в центральной части Казани площади под фитнес-клубы зачастую арендуются, и техническим требованиям соответствуют немногие помещения. “Кроме того, в Вахитовском районе высокая арендная плата, поэтому владельцы клубов экономят на площадях, предусмотренных для размещения там раздевалок и зон отдыха, — отмечает Яна Япаева. — Наконец, я на собственном опыте убедилась, что многие клиенты уходят в фитнес-клубы, расположенные в спальных районах, из-за перенасыщенности залов в клубах, работающих в центре”.

По мнению участников рынка, оптимальное решение проблемы — самостоятельное строительство фитнес-клубов. Г-н Войтко озвучил планы компании по строительству в Казани трех новых клубов “Планеты Фитнес”. Ранее предполагалось, что центры будут построены в течение ближайшего года, однако с учетом сложившейся ситуации эти планы, возможно, будут скорректированы. “Инвестиции в строительство одного клуба уровня “Планеты Фитнес” в зависимости от объема и цены првлеченных кредитных средств, составляют не менее $20 млн, а срок окупаемости начинается от 8 лет. Вкладываться в строительство оздоровительного комплекса сейчас, в условиях, когда привлечь новых клиентов трудно, достаточно рискованно”, — говорит Иван Войтко.

О строительстве собственного фитнес-клуба заявила и девелоперская компания “Солнечный город”. Один из них — площадью около 4 тыс. кв. м — спроектирован на первом этаже жилого дома в одноименном микрорайоне (срок сдачи — IV квартал 2009 г.). Павел Кострикин, генеральный директор СК “Солнечный город”: “Комплекс рассчитан не только на людей, проживающих в этом микрорайоне, — его клиентская база будет формироваться и за счет жителей прилегающих к “Солнечному городу” районов”. Будущий клуб позиционируется в сегменте middle-up, цена абонементов и клубных карт будет, предположительно, превышать среднюю стоимость по городу на 10-15%.

На 2009 г. компания запланировала и начало строительства спортивно-оздоровительного комплекса на территории “Солнечного города” общей площадью около 30 тыс. кв. м. Первоначально предполагалось, что комплекс будет включать большой бассейн и крытые теннисные корты, однако впоследствии девелопер отказался от идеи — в 300 м от будущего комплекса к Универсиаде строятся Академия тенниса и Дворец водного спорта. Срок сдачи и название спортивно-оздоровительного комплекса пока не определены. В настоящее время, по информации г-на Кострикина, ведется поиск управляющей компании. С позиционированием будущего комплекса “Солнечный город” уже определился. “Спортивно-оздоровительный центр будет ориентирован на массовую, в том числе семейную и корпоративную аудиторию, а цена абонемента будет равна средней стоимости по городу”, — говорит Павел Кострикин.

Яна Япаева: “При формировании линейки услуг и ценовой политики клубы должны учитывать возрастной и социальный факторы”.

Павел Кострикин: “Hовый cпортивный комплекс будет ориентирован на массовую аудиторию, а цена абонемента будет равна средней стоимости по городу”.

Татьяна Колчина

Деловой квартал