СКАЧАТЬ (14.7 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №2(41) март/апрель, 2008

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Бюллетень RMBC

RMBC; rmbc@rmbc.ru; sales@rmbc.ru; www.remedium.ru; www.rmbc.ru

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РОССИИ: ИТОГИ 2007 ГОДА

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, RMBC, объем коммерческого розничного рынка готовых лекарственных средств в России вырос на 21% в рублевом эквиваленте по сравнению с предыдущим годом и достиг 6,44 млрд. долл. (164,6 млрд. руб.) в оптовых ценах и 8,37 млрд. долл. (213,9 млрд. руб.) в розничных ценах (без учета ДЛО). Объем реализации лекарственных препаратов в натуральном выражении, напротив, сократился на 2% и составил 3,63 млрд. упаковок, что отражает общую тенденцию перехода от недорогих “устаревающих” дженерико-вых и “традиционных” препаратов к более дорогим, но при этом более безопасным и эффективным лекарственным средствам. Таким образом, средняя стоимость упаковки ГЛС в розничных ценах выросла с 1,77 долл. (48,3 руб.) в 2006г. до 2,30 долл. (58,9 руб.) год спустя. Средняя розничная наценка несколько сократилась по сравнению с 2006г. и составила 30%. В 2007г. российский потребитель потратил в аптеке на лекарства, в среднем, 59 долл.
(1507 руб.).

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж по итогам 2007г.

Место в рейтинге

Производитель

Доля в общем объеме аптечных продаж, %

2007г.

2006г.

2007г.

2006г.

1

1

Novartis (вкл. Sandoz-Lek)

6,6

6,2

2

2

Sanofi-Aventis

4,7

4,9

3

3

Servier/Egis

4,6

4,6

4

5

Фармстандарт

4,2

3,6

5

4

Berlin-Chemie / Menarini Pharma G.m.b.H.

3,6

3,7

6

6

Pfizer International Inc.

3,0

3,1

7

7

Gedeon Richter Ltd.

2,9

2,8

8

8

Nycomed

2,8

2,6

9

9

Bayer Healthcare (вкл. Schering AG)

2,8

2,4

10

10

Solvay Pharmaceuticals

2,4

2,4

Итого

37,6

36,3

Источник: Розничный Аудит ГЛС в РФ™, RMBC

“Десятка” ведущих производителей по объему коммерческих аптечных продаж осталась стабильной по итогам 2007г. Шесть из десяти участников рейтинга продемонстрировали опережающие темпы роста, вследствие чего совокупная доля десяти лидеров выросла до 37,6%. Ведущий отечественный производитель Фармстандарт укрепил свои позиции в рейтинге (4-е место) во многом благодаря покупке растущего Арбидола. Новое приобретение, сделанное Фармстандартом в 2007г. (Мир-Фарма), по-видимому, приведет к дальнейшему усилению позиций корпорации в 2008г. Опережающую динамику продемонстрировала Bayer Healthcare (+37% в рублях), также претерпевшая M&A в 2006г. Темпы роста Sanofi-Aventis (+15%), Berlin-Chemie (+17%) и Pfizer (+17%), напротив, несколько уступали среднему показателю по аптечному рынку, вследствие чего корпорации сократили свои доли в общем объеме розничных продаж.

“Десятка” торговых наименований также осталась относительно стабильной: по итогам анализируемого периода в список вошел лишь один новый участник – Предуктал, – несмотря на то, что его темпы роста были близки к среднему показателю по розничному рынку (+23% в рублях). Более значительную динамику продемонстрировали Арбидол (+38%) и Линекс (+48%), благодаря чему первый из них укрепил позиции лидера рынка, а второй – вошел в “пятерку” ведущих препаратов по объему аптечных продаж. Прочие препараты, представленные в рейтинге, за исключением Актовегина (+22%), росли замедленными темпами. Следует отметить, что на фоне невысокой динамики объема продаж Эссенциале Н по сравнению с 2006г., другой гепатопротектор – Гептрал – рос опережающими темпами (+43%), что позволило ему вплотную приблизиться к участникам “десятки”; при сохраняющейся динамике он, вероятно, сможет войти в ее состав в 2008г. Боярышника настойка выбыла из списка в 2007г.

Таблица 2. Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж по итогам 2007г.

Место в рейтинге

Торговое наименование

Доля в общем объеме аптечных продаж, %

2007г.

2006г.

2007г.

2006г.

1

1

Арбидол

1,2

1,1

2

4

Актовегин

0,9

0,9

3

2

Виагра

0,9

0,9

4

3

Эссенциале Н

0,8

0,9

5

10

Линекс

0,8

0,6

6

5

Мезим форте

0,7

0,8

7

7

ТераФлю от гриппа и простуды

0,6

0,7

8

11

Предуктал

0,6

0,6

9

9

Ксеникал

0,6

0,6

10

8

Но-шпа

0,6

0,6

Итого

7,7

7,7

Источник: Розничный Аудит ГЛС в РФ™, RMBC

По итогам 2007г. в списке десяти ведущих АТС групп второго уровня также появился один новый участник: группа R01 Назальные препараты вошла в “десятку” благодаря заметной динамике торговых наименований Отривин, Аква Марис, Ксимелин. Динамично растущие бренды из группы Иммуностимуляторы (Арбидол, Генферон, Имудон) позволили ей вытеснить АТС группу Витамины из “тройки” лидеров. Группа A07 Противодиарейные препараты выбыла из состава “десятки”, несмотря на то, что по темпам роста опережала средний показатель по аптечному рынку (+27%).

Таблица 3. Десять ведущих групп по объему аптечных продаж по итогам первых девяти месяцев 2007г.

Место в рейтинге

ATC код

ATC группа

Доля в общем объеме аптечных продаж, %

2007г.

2006г.

2007г.

2006г.

1

1

J01

Антибактериальные препараты для системного использования

5,9

6,1

2

2

N02

Анальгетики

5,5

5,7

3

4

L03

Иммуностимуляторы

4,3

4,3

4

3

A11

Витамины

4,0

4,3

5

5

G03

Половые гормоны

3,7

3,6

6

6

M01

Противовоспалительные и противоревматические препараты

3,6

3,5

7

8

R05

Препараты для устранения симптомов простуды и кашля

3,5

3,3

8

9

C09

Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин

3,2

3,2

9

7

N06

Психоаналептики

3,2

3,5

10

11

R01

Назальные препараты

2,9

2,6

Итого

39,8

40,1

Источник: Розничный Аудит ГЛС в РФ™, RMBC

Заключение. Потребление лекарственных средств через аптечную сеть заметно выросло по итогам 2007г., существенно опередив по темпам роста показатель реальных денежных доходов населения (+10,4%) и оборот всей розничной торговли (+15,2%) за тот же период. Структура аптечного рынка осталась относительно стабильной, что подтверждается незначительными изменениями, наблюдаемыми в анализируемых рейтингах.