СКАЧАТЬ (5.71 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №2(41) март/апрель, 2008

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

Российский аптечный рынок БАД: итоги 2007-го года

Несмотря на то что, российский рынок биологически активных добавок близок к насыщению, данный сегмент рынка не теряет своей популярности, как среди производителей, так и среди дистрибьюторов данного вида продукции. На рынок с каждым годом выводятся новые БАД, как отечественного, так и импортного производства. В настоящем аналитическом обзоре мы подведем итоги российского аптечного рынка БАД, все данные приведены в ценах оптовой аптечной закупки.

В 2007 году через российские аптеки было реализовано около 200 млн. упаковок биологически активных добавок на общую сумму ~ 8 500 млн. рублей. В сравнении с 2006-м годом приросты объемов продаж составили соответственно 16,5% упаковок и 12,1 % рублей (диаграмма 1).

Как и в предыдущие периоды, отечественные производители БАД лидируют как по стоимостному, так и по натуральному объемам продаж. Однако соотношение между импортными и российскими биологически активными добавками практически не изменилось (диаграмма 2). Во многом более высокий спрос на отечественные БАД объясняется тем, что цена на большинство российских биологически активных добавок ниже цены на импортные БАД – средневзвешенная цена одной условной упаковки БАД отечественного производства составила около 36 рублей, а импортной – более чем в два раза больше (~ 84 руб.).

Несмотря на то, что Капилар от компании “Диод” сохранил лидирующую позицию в рейтинге торговых наименований БАД, доля продаж данного препарата уменьшилась более чем на 20% руб. (с 7,2% руб. до 5,6% руб.), а объемы реализации – на 14,6%. Укрепила свои позиции в ТОП-20 Черника-форте от “Эвалар” (2,6% руб), которая поднялась с 3-го на 2-е место в рейтинге. Другая БАД от компании “Эвалар” - Овесол, совершила довольно стремительный рывок в ТОП-20. Если по итогам 2006 года данный препарат занимал 6-е место, то по итогам 2007-го – уже третье. Прирост объемов продаж Овесола составил 47%, а доля увеличилась с 1,8% руб. до 2,5% руб., то есть более чем на 38%. Среди торговых наименований БАД, вошедших в ТОП-20, также улучшили свое положение в рейтинге – Виардо (“Диод”), Сеалекс (“Вис”), Геримакс энерджи (“Nycomed”), Атероклефит (“Эвалар”), Тройчатка Эвалар (“Эвалар”), Гепатрин (“Эвалар”), Индинол (“Биомединвест”), Inneov (Иннеов) густота волос (“Laboratories Inneov”) и капли Вербена –чистые сосуды (“Ньюмэн Рус”). Тройчатка Эвалар (11-е место), Гепатрин (14-е место), Индинол (15-е место), Inneov (Иннеов) густота волос (19-е место) и капли Вербена – чистые сосуды (20-е место) по итогам 2006 года не входили в ТОП-20 и занимали значительно более низкие места, однако эффективная рекламная компания и продвижение на специализированных выставках и т.д., позволили им увеличить объемы реализации и занять достаточно хорошее положение на аптечном рынке БАД (таблица 1).

Среди производителей биологически активных добавок лидером по итогам 2007 года стал “Эвалар”. В 2007 году в российских аптеках присутствовало более 130 торговых наименований БАД, среди которых наибольшим спросом пользуются Черника-форте, Овесол и Атероклефит, на долю которых суммарно пришлось около 40% всего оборота компании. Доля компании “Эвалар” составляет ~ 17% руб., что более чем в 1,5 раза выше доли ближайшего конкурента “Диод” (9,8% руб.). Прирост объемов продаж “Эвалар” составил почти 40% руб., во многом благодаря успешно продаваемым Чернике-форте (прирост более 50% руб.), Овесолу (прирост 47% руб.), Тройчатке-Эвалар (прирост более 200% руб.), а также Атероклефиту (прирост почти 70% руб.). Объемы компании “Диод”, занявшей второе место, снизились на ~ 16% руб., во многом из-за падения объемов реализации Капилара, на долю которого приходится более 50% оборота компании. Третье место, как и в 2006 году, заняла компания “Аквион” - производитель линейки витаминов Алфавит. Серия Алфавит охватывает практически все категории населения, включая маленьких детей. В серию Алфавит входят также витаминно-минеральные комплексы определенной направленности, например комплекс для зрения – Алфавит Оптикум (таблица 2).

Цена является одним из самых важных определяющих факторов при выборе посетителем аптеки биологически активной добавки. Поэтому самыми популярными как среди отечественных, так и среди импортных БАД являются препараты с ценой за одну условную упаковку, находящуюся в диапазоне от 100 руб. до 299 руб. На долю биологически активных добавок данной ценовой категории пришлось ~ 43 % руб. импортных и ~ 34% руб. отечественных БАД. БАД с ценой от 50 руб. до 99 руб. занимают второе по популярности место среди российских биологически активных добавок. Вообще, если объединить два ценовых диапазона отечественных БАД – “менее 50 руб. за упаковку” и “от 50 руб. до 99 руб. за упаковку”, то на эти недорогие БАД приходится более 60% от всех российских биологически активных добавок. Наименьшая доля рынка, как у зарубежных, так и у российских БАД у дорогостоящих препаратов – с ценой за одну условную упаковку более 1000 руб. (диаграмма 3).

Несмотря на то что, темпы роста аптечного рынка БАД уже не так высоки, как несколько лет назад, данный сегмент имеет хорошие перспективы, так как население с каждым годом все внимательнее относится к своему здоровью и готово тратить деньги не только на лечение, но и на профилактику заболеваний. Большинство населения предпочитает покупать БАД именно в аптеках, так как доверяет им значительно больше, чем другим торговым точкам и организациям, распространяющим БАД. Однако принимать БАД бесконтрольно, “наугад” нежелательно, так как это может навредить здоровью. Необходимо внимательно ознакомиться с аннотацией, составом, изучить показания и противопоказания, побочные действия, а при необходимости проконсультироваться со специалистом.