СКАЧАТЬ (6.32 Кб в архиве, формат - MS Word)

"Рынок БАД" №1(40) январь/февраль, 2008

ПРИ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА !!!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ

ПРИМЕНЕНИЕ КОСМЕЦЕВТИКОВ В КАЧЕСТВЕ ОСОБОГО КЛАССА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

Рынок косметических средств сегодня перенасыщен предложением. При этом, по большому счету, особых преимуществ по потребительским качествам у продукции какой-либо конкретной торговой марки не существует. Стремление фирм-производителей выжить в конкурентной борьбе и привело, в определенной степени, к появлению космецевтики.

В настоящее время не существует официального определения космецевтики. Каждый производитель, который выпускает что-то новое, позиционируемое на рынке как космецевтическое средство, предлагает собственное определение. Самым удачным с научной точки зрения является следующее: “Космецевтики – это косметические средства, содержащие биологически активные компоненты, которые действуют как в поверхностных, так и в глубоких слоях кожи и оказывают направленное физиологическое воздействие на кожу – профилактическое или лечебное”. При такой постановке вопроса космецевтики занимают промежуточное положение между традиционной косметикой и лекарственными средствами.

Космецевтики различаются активными компонентами, присутствующими в их составе. Дело в том, что несущая основа (например, ланолин или вазелин), ароматизаторы и стабилизаторы у всех производителей одинаковые, даже поставляются во многих случаях одними и теми же компаниями. Существует официальное определение того, что такое активный компонент: “любое химическое вещество или препарат синтетического или натурального происхождения, используемое при производстве парфюмерно-косметических изделий и присутствующее в готовом изделии в исходном или измененном виде”.

Активными компонентами по этому определению не считаются ароматические композиции, примеси в сырье и вспомогательные технические вещества. Таким образом, официальное определение не имеет научного содержания. Более уместным в космецевтике является следующее определение: “Активный компонент – это субстанция, роль которой состоит в том, чтобы готовый продукт мог оказывать на кожу физиологическое воздействие, т.е. изменять ее состояние”. Здесь важно то, что для активных компонентов возможно проведение контролируемых клинических исследований. Для определения эффективности активного компонента используются вполне объективные методы контроля и показатели: глубина морщин, эластичность и тургор кожи и т.д. При этом сейчас на рынке вы практически не найдете косметической продукции, для которой производитель не заявляет наличия лечебных, оздоровляющих свойств – с точки зрения производителя практически все является космецевтикой. На самом деле, космецевтикой продукт можно считать только после проведения клинических испытаний. И если производитель парфюмерно-косметической композиции должен на этикетке или в аннотации просто перечислять входящие в состав продукта компоненты, то, если продукт позиционируется как космецевтика, обязательно указывается активный компонент, его содержание, дозировка, а в аннотации достаточно подробно описывается тип ожидаемого косметического эффекта, степень ожидаемых изменений, механизм развития эффекта. Как и в фармацевтике и парафармацевтике, в космецевтике всегда нужно помнить о проблемах биологической безопасности. Возможный вред от парфюмерно-косметической композиции, как правило, связан с загрязнителями в исходном сырье. С активным же компонентом могут быть связаны аллергические реакции, дисхромические проявления (гипо- или гиперпигментация), индивидуальная непереносимость компонента, риск канцерогенного или тератогенного действия.

Воздействие космецевтиков должно быть в пределах нормы физиологической реакции, т.е. они не должны вызывать радикальных изменений, а лишь поддерживать функции организма в нормальном состоянии. У кожи 5 функций: защитная, терморегуляторная, выделительная, дыхательная и рецепторная. Если космецевтик способствует поддержанию какой-либо из этих функций, то он уже имеет право называться космецевтикой. Наибольшее количество существующих космецевтиков ориентировано на поддержание защитной функции.

В рекламе косметических средств нередко можно встретить сомнительные утверждения о свойствах продукции. Например, что крем обладает лечебными свойствами, потому что содержит полный комплекс витаминов группы В. Здесь уместно разобраться в физиологии кожи и вспомнить ее строение. Кожа состоит из 3 слоев: эпидермис, дерма и подкожная жировая клетчатка (последнюю не всегда относят к коже). Все вместе они определяют внешнее состояние кожи и придатков.

Снаружи эпидермис покрыт водно-жировой мантией, т.е. комбинированным секретом сальных и потовых желез. Именно ее состояние, соотношение воды и кожного сала определяют внешний вид кожи: ее блеск, а также такие понятия, как сухость или жирность. Наружные слои кожи – это полностью сформировавшийся кератиновый слой, состоящий из плотно подогнанных роговых чешуек. Кератин является гидрофобным веществом, он практически непроницаем для воды и водорастворимых молекул. Таким образом, при применении косметики рассчитывать на то, что водорастворимые вещества, например, витамины группы В, дойдут до живых клеток и дадут какой-то эффект, нельзя.

Иногда утверждают, что эти вещества могут проникать в кожу через протоки сальных и потовых желез. Это тоже неправда. Существует постоянный ток секрета изнутри наружу.

Чтобы продвигаться против этого тока, одной диффузии мало, нужны активные механизмы переноса – известно, что в протоках их не существует. Зато через эпидермис достаточно хорошо диффундируют жирорастворимые вещества, в частности, витамины А и D. Их введение в состав различных косметических композиций вполне оправдано.

Основные компоненты дермы – клеточные элементы, фибробласты, которые синтезируют соединительную ткань вокруг себя: коллаген, эластин и гликозаминогликаны. Их содержание определяет такие свойства кожи, как эластичность, пластичность, упругость. Не хватает коллагена – кожа становится дряблой, гликозаминогликана – истонченной и ломкой. Питание дермы витаминами, биологически активными веществами, снабжение кислородом происходит за счет капилляров, изнутри организма. Рассчитывать на то, что мы окажем действие на дерму с помощью космецевтических средств, не приходится.

Подкожная жировая клетчатка также определяет тургор кожи, внешний вид, толщину. Проявление патологии подкожной жировой клетчатки, в частности, хронических воспалительных процессов, всем известно – это целлюлит. Естественно, что до жировой клетчатки никакие вещества при наружном применении не доходят.

Для того чтобы кожа выглядела здоровой, необходимо оказывать воздействие на все 3 слоя. Возможно воздействовать на эпидермис, и в отдельных случаях наружное средство может проникать до сосочкового слоя дермы, но не глубже. Таким образом, необходимо сочетать воздействие снаружи с воздействием изнутри.

Собенин И.А., д.м.н., НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН